Зарубежный опыт государственной поддержки МСБ
Как уже отмечалось, национальные особенности в государственной политике по отношению к малому и среднему предпринимательству довольно четко прослеживаются во всех развитых странах. Поскольку в значительной степени политика поддержки малого предпринимательства России пытается ориентироваться на передовые в этом отношении подходы, рассмотрим опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в США и Японии.
Организация поддержки развития предпринимательства в США осуществляется органами исполнительной власти на уровне штатов, городов, графств. Практически этим занимаются специальные комиссии или агентства по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос исключительно в данной местности, а также созданию рабочих мест.
Через комиссии осуществляются продажа и сдача в аренду частным компаниям государственных земель под строительство будущих предприятий, гарантируется выплата компенсаций владельцам земли, организовывается подготовка участков к промышленному освоению. В определенном смысле это напоминает деятельность по развитию и размещению производительных сил в рамках конкретных территориальных образований, поскольку региональные комиссии активно занимаются работой по совершенствованию производственного потенциала районов и поселений с акцентом на удовлетворение социально-экономических потребностей данной местности.
Государственная служба по экономическому развитию использует в своей политике общеизвестные формы косвенного регулирования (в том числе, фискальную, денежно-кредитную, бюджетную), которые согласуются с общей системой государственной экономической политики.
Направления деятельности региональных комиссий включают:
- прямую финансовую поддержку бизнеса путем выделения льготных кредитов и государственных кредитных гарантий; размещение ценных бумаг и т.п.;
- прямую поддержку в форме подготовки кадров, как в специализированных центрах, так и на рабочих местах;
- прямую консалтинговую помощь через оказание и оплату консультационных и проектных услуг: юридические консультации при регистрации компаний, организационно-финансовый поиск и рекомендации потенциальных инвесторов; составление бизнес-планов; предоставление маркетинговых консультаций; помощь в области анализа денежных потоков и оптимизации налоговых платежей; проведение части инженерных разработок (конструирование продукта и технологий) разъяснение официальных финансовых и правовых документов;
- оказание административно-хозяйственных услуг в виде льготной аренды помещений, предоставления почтового ящика, открытия банковского счета и его обслуживания и т.д.
Поддержка малого предпринимательства на региональном уровне осуществляется посредством реализации соответствующих программ, например:
- регионального лидерства, направленных на улучшение руководства всеми сторонами жизни территории (поддержка наиболее способных кадров);
- повышения конкурентных позиций каждого поселения за счет улучшения качества жизни и экономического потенциала каждого из них;
- поддержки неприбыльных или убыточных общественных учреждений, деятельность которых связана с экономическим развитием района, поддержкой малого и среднего бизнеса;
- рекламы пилотных проектов, показывающих местным властям и общественности уже апробированные пути решения тех или иных экономических и социальных проблем с помощью малого и среднего бизнеса.
В рамках каждой из названных программ могут реализовываться конкретные проекты по стандартной схеме:
- выделение финансовых средств (в том числе на разработку самой программы);
- выявление основных целей;
- формирование команды участников;
- сбор информации о возможных рисках и их оценка с позиций вероятности воплощения проекта программы в жизнь;
- создание организационных структур и назначение руководителей для решения конкретных задач.
Степень «льготности» осуществления данных программ зависит от состава и значимости производств, требуемых региону. Поддержка при этом оказывается как уже имеющимся «старым» предприятиям, так и новым.
В последние годы приоритетное внимание уделяется именно новому высоко технологичному предпринимательству, развитие которого стимулируется через бизнес-инкубаторы.
Бизнес-инкубатор представляет собой специализированное государственное или частно-государственное учреждение, осуществляющее многоплановую поддержку создающимся фирмам.
В отличие от комиссии по экономическому развитию он не только оказывает уже перечисленные формы поддержки (т.е. является прямым проводником для конкретных мероприятий программ), но и территориально собирает компании в одном месте. Для создания бизнес-инкубаторов используются здания многоцелевого назначения, в которых компании могут найти помещение под офис, склад, цех, лабораторию и т.д.
В бизнес-инкубаторе, как правило, устанавливается более низкая ставка арендной платы за помещения по сравнению с рыночной. Причем на первые два-три года оно может предоставляться даже бесплатно. Совместное использование секретарских, телефонных, копировальных, компьютерных и прочих услуг направлено на снижение общих издержек фирмы. Главное в том, что предпринимателям оказывается содействие в области получения навыков управления своей фирмой со стороны квалифицированных менеджеров бизнес-инкубатора, а также открывается доступ к сети услуг профессиональных экспертов: юристов, бухгалтеров, специалистов по маркетингу. При этом менеджер бизнес-инкубатора действует как посредник между предпринимателями и сетью экспертов.
Таким образом, пребывание в бизнес-инкубаторе создает условия для решения таких проблем, как «некомпетентность владельцев», «отсутствие опыта ведения бизнеса». Дополнительным преимуществом считается также приобщенность к неформальной ассоциации предпринимателей, пока осуществляющих деятельность в бизнес-инкубаторе.
До 90 % бизнес-инкубаторов учреждены как бесприбыльные организации и в зависимости от финансирования (типа спонсоров) подразделяются на чисто государственные – 26 %, смешанные – 43 %, университетские – 17 %, частные – 14 %. Наличие спонсорских средств не снимает вопроса об организации деятельности бизнес-инкубаторов на принципах самоокупаемости. По опыту считается, что достаточный размер полезной площади инкубатора с этой точки зрения должен быть в диапазоне от 2500 до 3500 кв.м.
В большинстве случаев бизнес-инкубаторы являются многофункциональными и включают как предприятия промышленности, так и сферы услуг. Существуют и узкоспециализированные бизнес-инкубаторы, например, по «выращиванию» фирм в сфере разработок и внедрения высоких технологий.
Приоритетными направлениями деятельности бизнес-инкубаторов являются:
- экономическое развитие региона и расширение занятости (91 %);
- обеспечение диверсификации местной экономики (61 %);
- поддержка коммерциализации научных исследований (33 %);
- внедрение новых технологий в местную промышленность (23 %);
- возврат средств спонсорам (20 %);
- увеличение шансов трудоустройства национальных меньшинств и женщин(20 %);
- улучшение условий проживания в регионе (12%).
В целом рассмотренные аспекты поддержки малого предпринимательства в США через бизнес-инкубаторы позволяют сказать, что данная сфера за последние 10-13 лет выделилась в самостоятельную отрасль экономики, выполняющую общественный заказ на некоммерческих принципах. Экономика самой сферы их деятельности изначально направляется на сокращение издержек на этапе становления малых фирм.
Основными целями такой поддержки являются:
- увеличение вероятности выживания фирмы в наиболее сложном для нее периоде;
- снижение влияния как объективных, так и субъективных воздействий на фирму, не исключая личной ответственности предпринимателя.
Таким образом, на первое место выходит общественная социальная задача. За счет спонсорских взносов и государственных субсидий осуществляется перераспределение финансовых средств и материальных ресурсов с целью формирования социально стабильного положения на региональном уровне.
Иным способом выражают поддержку малому предпринимательству в Японии. При рассмотрении принципов участия государственных структур в поддержке местных предпринимательских инициатив обращает на себя внимание последовательность и завершенность схемы взаимоотношений.
С одной стороны, реальное поощрение инициатив выражается в разнообразии форм поддержки и достаточно крупных размерах кредитов, которые могут быть предоставлены предпринимателю, но с другой – это не означает создания «тепличных» условий или возможности «не вернуть» кредит, «раствориться» без отчета.
Основным гарантом сбалансированности интересов государства и малого предпринимательства выступают общественные организации, официально объединяющие представителей среднего и малого бизнеса. Эти организации не только гарантируют добропорядочность участников, но и стимулируют участие последних в выработке государственной политики и принятии взаимовыгодных решений.
Отслеживанием интересов малого и среднего бизнеса занята разветвленная сеть торгово-промышленных советов, которые имеются даже в сельских поселках. Эти общественные организации имеют прямой выход на государственные органы всех уровней и объединены торгово-промышленной палатой, также являющейся общественной организацией. Работу с малым и средним бизнесом по инвестиционным схемам ведут только специализированные финансовые организации.
Правовая основа в отношении малого предпринимательства опирается на базовый закон 1963 г. об основах политики по отношению к средним и малым предприятиям. Кроме того, нормативную базу составляют такие законы как:
- о содействии модернизации малых и средних предприятий и о руководстве их деятельностью;
- о кооперировании средних и малых предприятий;
- о центральном кооперативном банке для торговли и промышленности.
Законодательно определен ценз предприятий, которые могут претендовать на статус малых и средних. Он включает дифференцированные по сферам деятельности ограничения по числу занятых (в промышленности, на транспорте и строительстве – не более 300 человек, в оптовой торговле – до 100, а в розничной торговле и сфере услуг – до 50 человек), а также по величине уставного капитала.
Необходимость государственной помощи малым и средним предприятиям определяется пониманием, что они уступают крупным компаниям по возможностям модернизации своей производственной базы, проведению широких маркетинговых исследований, масштабам мобилизации финансовых ресурсов. Компенсацию относительной слабости малого и среднего бизнеса и берет на себя государство.
Цели государственной поддержки всегда корректировались в соответствии с общеэкономическими условиями на уровне страны: если вначале 60-х годов ХХ века это была задача восстановления разрушенного хозяйства, то в современных условиях - повышение конкурентоспособности национальной экономики на базе новейших достижений научно-технического прогресса (НТП). Именно поэтому поддержка ориентирована на стимулирование роста технического уровня малых и средних предприятий с учетом жестких условий международной научно-технической конкуренции.
Существенным элементом государственной поддержки является оптимизация размеров предприятий в соответствии с требованиями НТП для каждой конкретной сферы деятельности. Специальное место отводится следующим аспектам:
- рационализации управления внутри малых и средних предприятий;
- правильному ведению бухгалтерского учета;
- оптимальному распределению собственных и заемных средств;
- внутрифирменному менеджменту и планированию;
- умению налаживать контакты с потенциальными партнерами и заказчиками;
- улучшению психологического климата в трудовом коллективе фирмы.
Концептуальную роль в системе государственной поддержки играет стимулирование кооперирования малых фирм с целью повысить их конкурентоспособность по отношению к крупным отечественным и иностранным фирмам. Это создает также механизм взаимопомощи некрупных предприятий, что потенциально сокращает число банкротств.
В результате Япония резко выделяется среди развитых стран низким уровнем банкротств: из вновь образующихся фирм в течение года там разоряется не более 5 %, в то время как в США – около 30 %.
Способы государственной поддержки малого предпринимательства в Японии:
- специальное финансирование и льготное кредитование, государственная система гарантирования займов;
- льготное налогообложение и особый порядок начисления амортизации;
- организация обучения и повышения квалификации кадров (не только высших управляющих, но и рядовых сотрудников) через сеть специализированных учебных центров;
- консультирование, оказание научно-технического и информационного содействия.
Системность оказываемой поддержки обеспечивается разработкой программ по приоритетным направлениям реализации взаимных интересов государства (национальной экономики) и малого предприятия (участника достижения конкретных целей).
Существенная льгота при получении малыми и средними предприятиями дополнительных финансовых средств состоит в том, что специализированные финансовые институты дают им кредит под тот же процент, что и надежным крупным фирмам (в коммерческих банках для таких малых фирм процентные ставки намного выше). Возможно также выделение кредитов повышенных размеров и продление сроков их погашения для самых малых, а в исключительных случаях и для средних предприятий.
Основу поддержки малого бизнеса составляют следующие специализированные финансовые институты:
- Кооперативный банк;
- Государственная корпорация по ссудам для малых предприятий;
- Государственная корпорация по страхованию кредитов.
Ссудный фонд каждой из этих организаций практически полностью формируется из средств госбюджета, но направления воздействия на малый бизнес у них различен.
Например, Кооперативный банк специализируется на выдаче ссуд по низким ставкам на длительный срок и отслеживает степень участия фирм в государственных программах. Государственная корпорация по страхованию кредитов в основном опирается на работу региональных ассоциаций и отслеживает взаимодопустимое распределение рисков невозврата кредитов. Корпорация по ссудам для особо малых фирм оценивает соотношение между социальной значимостью соответствующей фирмы и возможными финансовыми потерями, поскольку кредиты выдаются без залогового обеспечения.
Большое внимание уделяется системе государственного гарантирования займов и страхования кредитов. Такая система действует через специальные ассоциации по гарантированию займов, которые работают на уровне органов местного самоуправления в каждой префектуре. Большую часть риска невозврата кредита эти ассоциации берут на себя и в случае необходимости погашают долг с процентами. Частично бремя таких расходов несет и государство в лице Государственной корпорации по страхованию кредитов.
Система льготного финансирования построена так, что прибегнуть к ней представитель малого или среднего бизнеса может только в том случае, если он исчерпал все возможности самостоятельного поиска средств. Кроме того, необходимо, чтобы претендент вписывался в государственные целевые социально-экономические программы (например, программу кооперирования некрупного бизнеса; программы модернизации оборудования в отдельных отраслях массового внедрения ресурсоэкономных, наукоемких и тому подобных технологий.
Система финансовой поддержки составляет:
- жесткий отбор проектов и достаточно сложная процедура обоснования права на заем с учетом достоинств каждого конкретного проекта;
- подбор индивидуального механизма выдачи и возврата кредита, который бы отвечал возможностям самой фирмы с тем, чтобы риск банкротства и невозврата средств сводился к минимуму;
- максимальное распределение ответственности за выдаваемый заем между уполномоченными государственными структурами, общественными организациями (ассоциациями-поручителями) и объединенными группами предпринимателей (создание «черных касс», поощрение к кооперированию малых фирм);
- нацеленность развития малых фирм на максимальную самостоятельность и мобилизацию собственных источников финансирования, а также обеспечения накопления средств. Стимулируется выпуск собственных акций и привлечение средств частных инвесторов под государственные гарантии.
Разнообразие используемых финансовых схем строится на основании общей структурной и научно-технической политики на уровне национальной экономики. С этих позиций и малый бизнес рассматривается как органическая составляющая экономической и социальной системы общества. Через эту призму готовятся правительственные решения, дифференцирующие налогообложение по отраслям и уровню доходности групп предприятий; обучаются и приучаются к добросовестному ведению отчетности и современным методам управления кадры малых фирм.
Государственная политика кооперирования в Японии закреплена специальным законом, который в качестве кооператива признает объединение не менее четырех небольших предприятий. При этом кооператив получает права юридического лица. От государства они имеют специальные льготы (в том числе по налогообложению), и если в среднем ставка налога с прибыли для малого бизнеса составляет 27 %, то допускается и полное освобождение отдельных кооперативов от уплаты налогов.
Благодаря государственной поддержке кооперирование охватывает большинство небольших предприятий. Формы его многообразны: от совместной уборки территории и оборудования автомобильных стоянок перед несколькими магазинами на одной улице до совместных мер по рационализации производства, освоению новейших технологий, совместного отстаивания своих интересов перед государственными службами и крупными фирмами.
Составной частью политики поддержки кооперативов в Японии является и так называемое облагораживание структуры отраслей с преобладанием небольших предприятий.
К такому процессу «облагораживания» относится стимулирование создания целостных территориально-хозяйственных комплексов из нескольких небольших предприятий. Например, на территории нового городского микрорайона объединяются автомобильные, складские, торговые и информационные фирмы и создают единую производственно-технологическую цепочку или реализуют совместный проект, или осуществляют торговую кооперацию для создания несколькими фирмами общего большого супермаркета с торговой и прочей инфраструктурой. Под различные направления «облагораживания структуры отраслей» через кооперацию государством выделяются льготные целевые кредиты.
Государство всячески подталкивает небольшие предприятия к коллективной организации, в том числе и через финансовую взаимопомощь. Под его опекой созданы и функционируют своего рода «черные кассы» некрупных предприятий, из средств которых фирма в любой момент может получить беспроцентную, крупную ссуду в размере 10-кратной величины взноса. Кроме того, ссуды из касс (фондов) взаимопомощи не требуют ни залога, ни гарантий. Они выдаются, как правило, для оперативного пополнения оборотных средств и для предотвращения банкротства или преодоления временных финансовых затруднений.
Второй аспект, на который целесообразно обратить внимание японского подхода к развитию малого бизнеса, - это поощрение накопления собственного капитала.
Государство исходит из того, что небольшое предприятие может и должно самостоятельно наращивать свой капитал. Для этого их поощряют выпускать свои акции, но, реально оценивая сложность реализации таких ценных бумаг, оно же (государство) создало специальный механизм. С 1963 г. функционируют три акционерных общества, специализирующихся на инвестировании в некрупный бизнес. Их задача - скупка акций небольших фирм и вместо них выпуск и реализация собственных высоконадежных (под гарантии государства) акций, которые пользуются спросом на открытом рынке.
Таким образом, поддержка малого бизнеса в Японии и США носит существенно различный характер. В значительной степени это связано с социально-историческими особенностями национального развития, но эти модели поддержки в некотором смысле противостоят друг другу. В США приоритет отдается максимальному поощрению индивидуального действия и сугубо личной инициативы, в Японии - централизованному поощрению всяких кооперативных возможностей взаимной поддержки. Очевидно, что в России наиболее эффективным будет промежуточный вариант, учитывающий территориальные особенности организации малого бизнеса по регионам и даже муниципальным образованиям.