Структура компенсационного пакета
Структура компенсационного пакета состоит из:
I. Денежного вознаграждения
II. Социальных трансфертов (льготы и выплаты)
I. Денежное вознаграждение состоит из:
1. Базовой зарплаты (постоянная часть)
2. Дополнительных выплат (переменная часть)
Базовая заработная плата - гарантированная компенсация работнику за его труд в организации или за исполнение обязанностей на данной должности (данном рабочем месте) состоит из:
- базового должностного оклада (учитывает квалификацию, сложность работы, ответственность);
- надбавки (носят условно-постоянный характер – за квалификационные требования – степень, разряд и т.д.);
- доплаты (за условия труда – учитывают условия труда и составляют 20-60% от базового оклада).
Дополнительные выплаты –вознаграждение за результат труда, привязанный к общему эффекту работы всей организации, состоят из:
- премии;
- бонусы (за отсутствие нарушений, за план, выслуга лет, праздничные и т.д.);
- комиссионные (стимулирование сбыта);
- участие в прибыли (% от перевыполнения плана).
II. Социальные трансферты -дополнительные блага, получаемые работниками от организации, и повышающие их благосостояние и качество трудовой жизни, не связанные с результатами труда работников и рассматриваются как вознаграждения, получаемые за факт работы в данной организации.
Социальные трансферты бывают:
- гарантированные (устанавливаемые государством – отпуск по уходу за ребенком, пенсия, ежегодный отпуск и т.д.).
- устанавливаемые организацией (субсидируемые организацией столовые, детские учреждения, услуги оздоровления и лечения, служебный транспорт и т.д.).
Справедливым считается подход, при котором одинаковые льготы имеют все работники одной категории и одного уровня.
Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от многих факторов, таких как возраст, семейное положение.
Профессиональная и социальная адаптация персонала организации. Аспекты адаптации.
Новый человек имеет опыт и взгляды, которые не во всем соответствуют сложившимся в организации условиям и традициям. В течение некоторого времени происходит приспособление человека к новой реальности – адаптация.
Адаптация –это взаимное работника и организации приспособление к новым изменениям.
Адаптация различается на первичную и вторичную.
Первичная адаптация – это постепенная врабатываемость сотрудника в новые социальные, экономические, психологические условия труда. Первичную адаптацию проходит человек, поступающий в новую организацию.
Вторичная адаптация – дальнейшая врабатываемость сотрудника. Она связана с изменением должности, вида деятельности и т.д.
Выделяют следующие аспекты адаптации:
1. Психофизиологический – приспособление работника к новым психологическим и физиологическим нагрузкам.
2. Социально-психологический – приспособление работника к новой организационной культуре.
3. Профессиональный – приобретение профессиональных навыков.
4. Организационный – приспособление работника к новому статусу, новой организационной роли.
Организации используют целый ряд способов для того, чтобы ввести человека в свою среду.
Во время найма на работу человека информируют об организации, в которой ему предстоит работать, обучают специальным трудовым навыкам, инструктируют. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой формальные методы адаптации работников в коллективе организации.
При неофициальном общении новые сотрудники узнают неписаные правила организации, сведения о тех, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения.
Чтобы труд работника был эффективным, руководству организации необходимо иметь определенную программу адаптации нанимаемых работников, которая способствовала бы быстрому и безболезненному для работника и организации прохождению процесса адаптации.
Развитие персонала организации. Подготовка и обучение кадров. Виды обучения.
Подготовка кадров является одним из способов достижения эффективности деятельности организации.
Руководство должно проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей. Конечной целью такой программы является обеспечение организации достаточным количеством людей с навыками, необходимыми для достижения целей организации.
Различают следующие виды обучения:
1. Профессиональное обучение (при приеме на работу, ежегодное).
2. Повышение квалификации (с отрывом и без отрыва от производства).
3. Обучение в рамках управленческих функций (стажировка молодых специалистов).
4. Переподготовка (дополнительные знания, обучение новой профессии).
Обучение кадров реализуется в виде следующих методов обучения (см. Приложение 3).
Обучение персонала необходимо в нескольких случаях:
- при приеме на работу;
- при назначении работника на новую должность или при поручении ему новой работы;
- тогда, когда проверка показывает, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
Для обеспечения эффективности программ обучения необходимо выполнять следующие требования:
1. Обучение должно быть мотивировано, люди должны понимать цели программы, каким образом обучение повысит производительность труда и удовлетворенность работой.
2. Необходим климат, благоприятствующий обучению, поощрение обучающихся, их активное участие в процессе обучения, поддержка со стороны наставников.
3. Если навыки, приобретаемые в процессе обучения, являются сложными, то процесс обучения следует разбивать на этапы с постепенным наращиванием сложности после закрепления на практике более простых навыков.
4. Обучающиеся должны чувствовать поощрение хороших результатов обучения. Следует обеспечивать положительное подкрепление путем похвал, признания успехов со стороны преподавателей и наставников.