Теория мотивации (иерархия потребностей по Маслоу).
Суть:изучение потребностей человека.
Схематично иерархия потребностей А.Маслоу представлена
Рис
1. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания. К ним относятся потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. К ним относятся потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;
3. Социальные потребности. К ним относятся необходимость социальных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки;
4. Потребности в уважении. К ним относятся потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании;
5. Потребности самовыражения. К ним относятся потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
По теории Маслоу потребности первых, т.е. нижних уровней, требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на человека в первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, по теории Маслоу, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
Теория потребностей МакКлелландаделает основной акцент на потребности высших уровней. Д. МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
1. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти – это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. При потребности к власти у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной является потребность к проявлению своего влияния.
2. Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Чтобы мотивировать людей с потребностью успеха, следует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать их инициативу, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
3. Мотивация на основании потребности в причастности определяет заинтересованность людей в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая даст им обширные возможности социального общения. Руководитель также может обеспечить удовлетворение их потребностей, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей в отдельные группы.
Двухфакторная теория Герцбергаосновывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и мотивацию (табл. 1).
Определение конфликта. Типы личностей в конфликтных ситуациях. Последствия конфликтов.
Конфликт –это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, конкретными людьми или группами.
Типы конфликтных личностей
Согласно исследованиям психологов существуют следующие основные типы личностей в конфликтных ситуациях:
- демонстративный;
- ригидный;
- неуправляемый;
- сверхточный;
- бесконфликтный.
Демонстративный тип.
Основная черта: желание быть в центре внимания. Легко приспосабливается к конфликтным ситуациям – для него это разрядка, не могут быть рациональными в конфликте, не могут планировать.
Ригидный тип.
Основная черта: подозрительность, завышенная самооценка, требование, чтобы это постоянно подтверждалось, не прислушивается к мнению других людей, обидчив.
Неуправляемый тип.
Основная черта: импульсивность и недостаточный контроль самого себя, непредсказуем, агрессивен, вызывающ, высокая самооценка, склонен во всех неудачах обвинять других.
Сверхточный тип.
Основная черта: педант, скрупулезный, предъявляет высокие требования как к себе, так и к другим, чрезмерно чувствителен, излишне реагирует на замечания окружающих, обидчив, не чувствует отношений в коллективе.
Бесконфликтный тип.
Основная черта: неустойчивость оценок и мнений, легкая внушаемость, постоянно порождает конфликт, сам ни с кем не конфликтуя.
Последствия конфликта
При существовании одного или нескольких источников конфликта появляется возможность возникновения конфликтной ситуации.
Реакция на ситуацию может быть разной. Стороны могут захотеть не усугублять ситуацию, и тогда конфликт не возникает. Люди часто не реагируют на конфликтные ситуации, если потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят их усилий.
Но во многих ситуациях человек реагирует так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Тогда конфликт происходит и следующей стадией процесса является управление конфликтом.