Лидерство, типы лидеров. Основные составляющие лидерского
Лидерство –это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
У. Беннис различает менеджеров и лидеров следующим образом:
Однако хороший менеджер должен стремиться стать лидером.
Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории, реальное изучение этого феномена началось около ста лет назад.
Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже сдвиг в изучении произошел в пользу поведенческих аспектов.
Лидерство, его природа. Теории лидерства
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Целенаправленное, систематическое изучение этой проблемы началось со времен Ф.Тейлора. Было проведено много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Лидерство –это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Природа лидерства может быть лучше понята, если сравнить лидерство с управлением. Быть лидером и быть менеджером в организации – это не одно и то же. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.
Теории лидерства
Личностный подход.
Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладаю определенным набором общих для всех личных качеств. Если эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих черт – это уровень интеллекта и знания, привлекательная внешность, честность, здравый смысл, инициативность, хорошее образование, высокая степень уверенности в себе.
Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличаются высоким интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.
Подход, изучающий лидерские качества интересен, но пока не очень много пользы принес для управленческой практики. Тем не менее он послужил толчком для построения других концепций лидерства и, этот подход продолжают развивать психологи, утверждая, что без определенных качеств нельзя стать лидером.
Поведенческий подход.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой его поведения по отношению к подчиненным.
Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации. Его основн7ой недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Однако одного наилучшего стиля руководства не существует, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации.
Ситуационный подход.
Ситуационный подход основан на предположении, что для эффективного управления стили поведения и личные качества руководителя должны соответствовать конкретным ситуациям. Результаты их исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Содержательные теории мотивации .
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга.