Законы и государственная власть

Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь государственным предприятием или коммерческой организацией, и именно это определяет, как организация осуществляет свою деятельность и какие налоги должна выплачивать.

Состояние законодательства в Российской Федерации часто характеризуется не только его сложностью, но и изменчивостью: принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации, регулирующих их деятельность.

Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Министерства и ведомства, центральный банк, департаменты, управления и отделы местных органов власти занимаются контролем, лицензированием деятельности по различным направлениям.

Дополнительно усложняют дело регулирующие решения субъектов Российской Федерации и местных органов власти. Каждый субъект, каждое муниципальное образование требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора мест для ведения дела, облагают предприятия налогами, устанавливают или участвуют в установлении цен в энергетике, системах связи. Законы органов местного управления изменяют или усиливают федеральные нормы.

Потребители

Изучение потребителей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься потребителями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере потребители привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и т.д.

Конкуренты

Конкуренты представляют собой важнейший внешний фактор. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как и конкуренты, то предприятие просуществует недолго.

Кроме того, важно понимать, что потребители – не единственный объект соперничества организаций. Предприятия ведут конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать технические нововведения и т.д.

Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики.

От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда, характер отношений между работниками организации и т.д.

Внешняя среда косвенного воздействия

Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на деятельность организации, но тем не менее сказываются на ней. К ним относят:

- состояние экономики;

- научно-технический прогресс;

- социокультурные факторы;

- политические факторы;

- влияние групповых интересов.

Состояние экономики

Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Поэтому руководство должно уметь оценивать, как скажутся на деятельности организации общие изменения состояния экономики, при этом учитываются такие характеристики как, величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс и т.д.

Научно-технический прогресс

Технология является одновременно внутренним и внешним фактором большого значения.

Технологические нововведения влияют на производство новой продукции, на усовершенствование производимой продукции и на модернизацию технологии изготовления и сбыт продукции. Поэтому все организации, особенно имеющие дело непосредственно с технологиями высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения.

Социокультурные факторы

Изучение социокультурных факторов направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования людей и т.д.

Значение этих факторов очень велико, так как они влияют не только на другие внешние факторы, но и на внутреннюю среду организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

Политические факторы

Изучение политических факторов проводится в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение этих факторов должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение у правительства существует к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм, регулирующих экономические процессы. Кроме того, для предприятий большое значение имеет фактор политической стабильности.

Наши рекомендации