Особенности модели продукт-рынок и ее использование в стратегическом выборе
На следующем этапе стратегических оценок руководство предприятия определяет политику взаимодействий направлений развития будущего с учетом реальной специфики данного предприятия. Матрица направлений политики
Конкурентность (наверн товара) по СХЗ | Перспективы развития(привлекательность отрасли) | ||
плохая | средняя | Хорошая | |
Низкие | Уход с рынка | Постепенное свертывание или осторожное продолжение | Усиление позиций или уход с рынка |
Средние | Постепенное свертывание | Осторожное продолжение, рост | Усиление активности |
высокие | Получение прибыли | Рост, развитие, лидирующие позиции | Укрепление лидерства |
Анализируя возможные позиции политики, руководство может обеспечивать в дальнейшем свои действия, учитывая имеющиеся на предприятии характерные преимущества. Т.е. выбор стратегии может быть сделан с ориентацией на продукт и рынок, но этот выбор может быть выполнен с ориентацией на разный портфель и хорошие долевые показатели. Такой выбор может быть осуществлен с учетом всего набора преимуществ, а выбираемая стратегия может быть направлена на использование всех факторов привлекательности рынка и накопленных преимуществ конкуренции.
Для предприятий, обладающими хорошими характеристиками продукта, при этом покупатели рынка так же отличаются динамичным характером с целью выбора может бюыть использован подход Ансоффа. Сущность этого подхода иллюстрирует матрица Продукт-рынок
Рынок | |||
имеющийся | Новый | ||
Продукт | Имеющийся | 1 | |
Новый |
Сочетание переменных будет сочетать направление лидерства по издержкам. Предприятие будет претендовать как на укрепление позиций на имеющемся рынке, так и на захват новых рынков, в случае, если предприятие будет развиваться по след направлениям: сокращение расходов
Каждый из модулей этой матрицы определяет стратегию и основные элементы:
· 1 поле: показывает направления стратегий организации на существующем рынке и продукте. Цель – стабилизация и расширение, увеличение потребление за счет сокращения издержек
· 2 поле: это стратегия, направленная на развитие рынка, предусматривающая выход на новый с уже освоенной продукцией. Основными путями является сокращение расходов, накопление средств на новый сегмент.
· 3 поле: стратегия , направленная на разработку новых продуктов, которые будут сбываться на старых рынках. Основными факторами развития является сокращение расходов и накопление средств на инновационное развитие продукта.
· 4 поле: стратегия диверсификации, под которой понимается направление сферы деятельности. Подход, в соответствии с которым, стратегический выбор выполняется с учетом возможностей товарного портфеля и инновационной составляющей организации, может быть продемонстрирован моделью «доля рынка-рост рынка.»