Значение и факторы развития СМ
Значение и факторы развития СМ
Подходы и методы СМ стали развиваться в связи с:
· - Появлением новых, более сложных управленческих задач, обусловленных усиливающейся динамичностью и неопределенностью обстановки. Эти задачи отличаются большим числом переменных, сложившимся характером взаимодействия переменных, наличии в составе переменных значительного числа , которые зависят от случайных факторов.
· - Быстрая сменяемость задач и возрастающая необходимость выбора соответствующего набора реакций по любому изменившемуся направлению внешней среды, внутренних возмущений. Эти реакции: инвестиционное обеспечение, маркетинговое сопровождение, совмещение
· - Возрастающая цена ошибок вследствие неправильных и несвоевременных решений
· - Отсутствие разработанных схем и процедур решения задач в современных условиях
То есть надо учитывать, что в анализе путей решения целого ряда проблем могут быть использованы концептуальные методические наработки общего менеджмента. В оценках временной динамики и в организации соответствующих временных параметров развития, нельзя не учитывать наработки и идеи долгосрочного текущего и оперативного планирования. В этих наработках есть инструменты, способствующие упорядочиванию быстро нарастающих событий, отражающих, как оказывается, влияние фактов, определенных в более долгосрочном планировании.
Стратегический мен не является совершенно инновационным, он предполагает использование всего того, что уже наработано.
Методологические основы СМ
СМ – это совокупность методов, подходов, ресурсов, которые позволяют определенным образом исследовать взаимоотношения внутри социально-экономической группировки, принимать адекватные решения для нормализации таковых отношений.
Предметом изучения СМ , последующего анализа, конструирования является организационно-управленческие отношения, связанные с созданием целостной, эффективной и гибкой системы взаимодействия предприятия.
При этом предполагается некая определенная схема организации, в которой отражаются внутренние и внешние строения (структуры) соответствующих производственно-хозяйственных отношений
Принципиальная схема организации
СМ должен обеспечивать соответствующими инструментами воздействие на организационно-управленческую систему организации, меняя ресурсное обеспечение или же оставляя неизменным создавать условия для внедрения более интенсивных процессов
В стратегических разработках все большее распространение получают такие инструменты и методы, которые наряду с достаточно конкретными характеристиками позволяют получать информацию на основе допуска интуитивного момента в анализе.
В них используются понятия и методические приемы развития объекта или же одновременно используются приемы и методы, способные отобразить структурные элементы изучаемого объекта/процесса.
4. Понятие о стратегии, черты стратегии…
Стратегия — от греч. Стратегос — искусство управления генерала. В обиходе : долгоср планы; операции, обеспеч.нынешнее состояние объекта; сов-ть приоритетных направлений развития. В условиях управления:детальный план для выполнения миссии орг-и и достижения её целей - пригодно лишь для оценки песпектив.
Осн.харак-ки стр. мен-та сегодня: управление развитием системы в усл-х измен-я окр. среды, предпол. распр-е ресурсов для достижения цели. Решения подчинены правилам. Стратегия и есть совок правил. 4Гр:
1) качеств. Цели, критерии — ориентиры; количеств — задания.
2) Взаим-е с внешн ср: когда и что произв, кому прод, у кого — покуп, как побежд конкурентов
3) Отнош-я с контрагентами, обознач-ся в опер-м плане.
Стр классиф: по их воздействию (пр: корпоративная), от ф-и управл.дея-ти (маркет...финанс..)
2 хар-ки стратегии — устойчивость и завершённость.
1)Стр заверш-ся установл-м общего направл-я дея-ти.
2) сосредоточение на определ. Участках
3) Как только цель достигнута, стр. отпадает
4) При разр.стр необх. Использ контрверсионный подход для более высокой точности данных
5) учёт альтернатив.
Процесс СМ
Во-первых, сколь бы объективно обоснованной не казалась стратегия, процесс выработки стратегии не должен завершаться каким либо немедленным действием, обычно этот процесс завершается установлением (определением, обоснованием) общих направлений развития, определенного тренда или вектора, движение по которому приводит или к укреплению позиций, или обеспечивает выход из создавшегося положения в направлении роста или наоборот в направлении качественного изменения. Таким образом, стратегия это руководство к действию, но не более того, это не документ, который определяет стратегию действия.
Во-вторых, сформулированная стратегия должна быть использована для разработки перспективных проектов (методом дальнейшего поиска), то есть в этом смысле сформулированная стратегия должна помочь определению участков и возможностей в рамках, которых существует некая альтернатива. В этом смысле стратегия сосредотачивает внимание. И в этом же качестве стратегия помогает отбросить другие, остальные возможности как несовместимые для данного случая.
В-третьих, следует иметь в виду, что необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход развития событий выводит организацию из данного состояния. То есть стратегия это не догма и не заповедь, стратегия – это нормальная оценка состояния и ситуации.
В ходе разработки стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые могут возникнуть при составлении на основе стратегии перспективных проектов, поэтому при формулировке стратегии приходится пользоваться достаточно сильными обобщениями, базирующимися на весьма неполной информации о характеристиках и реальных признаках формирующихся альтернатив развития.
Но как только появляется четко выраженная альтернатива развития, прежние характеристики стратегии должны быть, по крайней мере, уточнены, но возможен и отказ от всей стратегии в целом.
Так как для отбора перспективных проектов используется как стратегия, так и ориентиры высшего руководства – может показаться, что это одно и то же, однако следует иметь в виду, с точки зрения управленческой дисциплины, что ориентиры – это более высокий уровень принятия решений. И стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров может не быть таковой при смене ориентиров.
Стратегии и ориентиры руководства должны согласовываться, в том числе в активном режиме, ….должны быть интерактивны.
Стратегия, не смотря на то, что это инструмент высшего руководства, должна быть понятна на всех уровнях менеджмента. Более того современные представители менеджмента имеют возможность излагать свое мнение не только в режиме обязательных документов, но и на предварительном этапе они могут принимать активное участие во всех коллегиальных средствах и системах руководства.
Понятие миссии организации
СВ начинается с оценки миссии. Миссия – понятие, раскрывающее смысл существования организации. Ее можно представить как концентрированное, интегрирующее понятие о смысле существования предприятия.
CВ начинается с характеристики адекватности выбранной, согласованной миссии реальным условиям деятельности предприятия и степени отражения в ней возможности достижения соответствующих в перспективе целевых установок развития предприятия.
Схема анализа миссии может быть в виде:
Потенциал: имеющийся «Пи», модернизируемый, новый.
Продукция: старая «Рс», модифицированная(обновляемая), новая, освоенная
Проблемы потребителей: изученные «ППи», выявленные, потенциальные
Риски: допустимый «Од», критический, катастрофический
Рынки: действующие «Рд», новые.
Анализ миссии в характеристиках матричных построений позволяет:
-систематизировать необходимый состав оценок
-получить исходные выводы о характере отражения в сформулированной миссии руководства предприятия, состояний позиций этого предприятия
Эти оценки/характеристики при этом могут отражать:
-консервативный характер представлений руководства, направлений развития перспективы
-умеренно прогрессивный характер этих оценок
-агрессивно наступательный характер.
Таким образом, на этапе анализа миссии предприятия действительно может быть сконструировано бесконечное множество вариантов стратегии, пограничные характеристики которых определяются ориентирами ведущего руководства и теми оценками, в которых отражаются представления этого руководства о возможностях, в том числе, связанных с коренным преобразованием предприятия.
То есть выбор стратегии может быть отражением данного типа хозяйственно-экономической установки.
Значение и факторы развития СМ
Подходы и методы СМ стали развиваться в связи с:
· - Появлением новых, более сложных управленческих задач, обусловленных усиливающейся динамичностью и неопределенностью обстановки. Эти задачи отличаются большим числом переменных, сложившимся характером взаимодействия переменных, наличии в составе переменных значительного числа , которые зависят от случайных факторов.
· - Быстрая сменяемость задач и возрастающая необходимость выбора соответствующего набора реакций по любому изменившемуся направлению внешней среды, внутренних возмущений. Эти реакции: инвестиционное обеспечение, маркетинговое сопровождение, совмещение
· - Возрастающая цена ошибок вследствие неправильных и несвоевременных решений
· - Отсутствие разработанных схем и процедур решения задач в современных условиях
То есть надо учитывать, что в анализе путей решения целого ряда проблем могут быть использованы концептуальные методические наработки общего менеджмента. В оценках временной динамики и в организации соответствующих временных параметров развития, нельзя не учитывать наработки и идеи долгосрочного текущего и оперативного планирования. В этих наработках есть инструменты, способствующие упорядочиванию быстро нарастающих событий, отражающих, как оказывается, влияние фактов, определенных в более долгосрочном планировании.
Стратегический мен не является совершенно инновационным, он предполагает использование всего того, что уже наработано.