Система менеджмента качества: российский и зарубежный опыт
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием десятков факторов, среди которых можно выделить два основных для потребителя - цена и качество приобретаемой продукции. Несомненно, оба фактора взаимосвязаны. Но при этом стоит отметить следующую тенденцию - фактор качества товара постепенно выходит на первое место по отношению к цене товара. Определение качества как важнейшей из характеристик продукции для потребителя явилось толчком для появления и развития СМК.
Необходимым условием для этого явились специфические черты современного общества, среди которых особое влияние оказала интенсивная тенденция возрастания сложности производимой продукции - еще 20 лет назад практически никто не подозревал о возможности существования персональных компьютеров, сотовой связи и других благ современного общества.
В начале 70-х годов (в 1972) в СССР была разработана Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Ее широкому распространению на предприятиях страны способствовало партийно-правительственное постановление, принятое в 1975 г. Организационно-технической основой управления в КС УКП являются стандарты предприятия (СТП). Это принципиально новое положение в совершенствовании механизма управления качеством продукции позволило всю работу, проводимую на предприятии по управлению качеством продукции, поднять на новую организационную ступень.
Многие из принципов управления качеством КС УКП не устарели и по сей день, соответствуя требованиям, предъявляемым к системам качества стандартами ИСО серии 9000. Поэтому интересно рассмотреть и сравнить комплексную систему управления качеством и систему менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008.
КС УКП - это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.
При функционировании КС УКП решались следующие задачи:
·создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;
·повышение удельного веса продукции высшей категории в общем объеме производства;
·улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;
·своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;
·планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;
·обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т.е. запланированного, заданного уровня качества.
Рассмотрим задачи, которые решаются функционированием СМК на базе требований ИСО 9001: 2008.
·Улучшение продукции.
·Улучшение процесса.
·Повышение производительности.
·Снижение издержек производства.
·Улучшение услуг.
·Повышение квалификации.
·Повышение качества продукции.
Совпадение с комплексом задач, решаемых при функционировании КС УКП не стопроцентное, тем не менее, очевидна параллельность направлений деятельности и совпадение ряда целей. Так, задача улучшения показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества (КС УКП) явно отражается в системе менеджмента качества по ИСО 9001: 2008 в задаче повышения качества продукции, а задача планомерного повышения качества работы коллективов и исполнителей (КС УКП) - в задаче повышения квалификации (ИСО 9001: 2008).
КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием и функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.
Взаимодействие осуществляется на пяти уровнях:
·Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководства предприятия (директор, главный инженер, их заместители).
·Организация работ по управлению качеством продукции на уровне главных специалистов, обеспечивающих решение задач комплексной программы обеспечения качества продукции.
·Организация работ по УКП на уровне руководителей цехов и отделов, которые реализуют мероприятия по КС УКП в рамках своих подразделений.
·Организация работ по УКП на уровне руководителей бюро, бригад, участков, которые обеспечивают организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей по качеству.
·Организация работ непосредственных исполнителей по обеспечению высокого качества продукции, которые в своей деятельности осуществляют организацию личной работы неукоснительного исполнения и соблюдения требований нормативно - технической документации и обеспечивающих достижение высоких показателей качества продукции.
Система менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008, так же как и КС УКП, позиционируется как основная часть общей системы управления предприятием, функционирующая одновременно со всеми другими видами деятельности предприятия. Отсюда идет аналогичная интеграция по всем уровням структуры организации вплоть до самого первого, базисного уровня непосредственных исполнителей.
Таким образом, схожесть КС УКП и системы менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008 очевидна.
Можно выделить еще целый ряд "родственных" черт: КС УКП и система менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008 - обе ориентированы на постоянное улучшение деятельности, основной задачей систем является достижение установленного результата, предусмотрен механизм не только устранения, но и предупреждения возможных и возникающих проблем.
Что касается принципов менеджмента качества, на которых базируется система менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008, то можно сказать следующее.
Большинство принципов TQM были известны в нашей стране давно.
К примеру, принцип ориентации на потребителей, один из главных в TQM, четко сформулирован в документах по КС УКП 80-90-х годов. Другое дело, что планово-распределительная экономика не только не нацеливала предприятия на реализацию этого принципа, но и исключала саму эту возможность.
Принцип TQM, касающийся важной роли руководства, провозглашался всегда, в том числе и при обеспечении функционирования КС УКП.
То же можно сказать и о принципе управления процессами. КС УКП не только предусматривала управление процессами, но и успешно его обеспечивала. А зарубежные специалисты утверждают, что основное отличие стандартов ИСО 9000 версии 2000 г. от их предыдущей версии в том, что в обновленных стандартах упор сделан именно на управление процессами.
Но реальная эффективность КС УКП оказалась меньше ожидаемой. Получилось это потому, что почти на всех предприятиях системные принципы в комплексе реализованы не были.
К разработке систем подходили формально. Руководство предприятий не возглавляло эту работу и не оказывало существенной поддержки тем, кто ее проводил. Работники предприятий, которым поручалась организация разработки систем, не обладали достаточными знаниями и необходимыми полномочиями.
Слабо применялись прогрессивные методы управления качеством: статистическое регулирование технологических процессов, статистический анализ.
Система регистрации и учета КС УКП, ввиду формального подхода многих работников территориальных органов к этому вопросу или в результате их некомпетентности, породило погоню за количеством зарегистрированных систем без обеспечения необходимого их содержания. (Заметим, что даже здесь системы похожи - стремление получить сертификат качества по ИСО 9001 без внедрения самой системы качества сейчас одно из самых популярных желаний предпринимателей на российском рынке).
Сущность управления качеством заключалось в определении и регламентации требований к уровню качества продукции, в контроле реализации этих требований. Такое управление было единственно возможным в условиях планово-распределительной системы управления народным хозяйством, основу которой составляли командно-административные методы.
Самая главная причина состояла в том, что все недостатки деятельности предприятий по внедрению КС УКП во многом явились следствием отсутствия у этих предприятий экономической заинтересованности в повышении качества продукции. Диктат производителей-монополистов исключал должную заинтересованность в выпуске продукции, качество которой отвечало бы запросам и требованиям потребителя в условиях дефицита.
Ни ряд попыток совершенствования Государственной системы стандартизации и системы аттестации продукции, ни использование различных хозрасчетных регуляторов, ни ужесточение контрольно-надзорных функций органов не смогли компенсировать незаинтересованность производителей в повышении качества. Лишь командно-административное управление обеспечивало качество продукции более или менее приемлемое для государства и потребителей.
Это обстоятельство и обусловило нажимной" характер распространения и внедрения КС УКП, что привело в основном к формальному подходу в создании систем.
Таким образом, рассмотрев сходства и различия между КС УКП и СМК на основе требований ИСО 9001: 2008 можно сделать вывод, что различия систем не так уж велики, как это могло бы показаться. Дело в том, что обе системы очень близки по отображенной в них философии системного управления качеством.
Тем не менее, следует заметить, что СМК на основе требований ИСО 9001: 2008 более эффективна, поскольку одними из основополагающих аспектов стандарта является наличие сильных мотиваторов и стимулов для руководства.
Отдельно следует выделить экономическое стимулирование, являющееся достаточно сильным побудителем, особенно для российского рынка, для верного и последовательного прохождения всех этапов разработки и внедрения, а позже и поддержания СМК в рабочем состоянии - то, чего не хватало КС УКП.
Так, система менеджмента качества на основе требований ИСО 9001: 2008 сильнее отечественной разработки именно в аспектах, которые дают основную силу для принятия решения о внедрении и последующем поддержании рабочего состояния системы менеджмента качества на предприятии.
Мировой опыт показывает системы менеджмента качества - эффективный инструмент развития производства. Нам надо только научиться правильно им пользоваться.