Понятие рыночной стоимости как важнейшего представителя стоимостей рыночного типа

Согласно МСО-1, рыночная стоимость – это расчетная денежная сумма, за которую состоялся бы обмен имущества на дату оценки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом в результате коммерческой сделки после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон действовала будучи хорошо осведомленной расчетливо и без принуждения.

В законе «об оценочной деятельности в РФ» № 135 и законе «О внесении изменений» № 157 определение рыночной стоимости другое: «…под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки (оценки) не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда

1. одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект сделки, а другая сторона не обязана принимать исполнение

2. стороны сделки хорошо осведомлены о предметы сделки и действуют в своих интересах

3. объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки

4. цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки

6) Принципиальные различия в понятиях Рыночной и Инвестиционной стоимостей предприятия.

Понятие рыночной стоимости как важнейшего представителя стоимостей рыночного типа

Согласно МСО-1, рыночная стоимость – это расчетная денежная сумма, за которую состоялся бы обмен имущества на дату оценки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом в результате коммерческой сделки после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон действовала будучи хорошо осведомленной расчетливо и без принуждения.

В законе «об оценочной деятельности в РФ» № 135 и законе «О внесении изменений» № 157 определение рыночной стоимости другое: «…под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки (оценки) не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства

Стоимость в использовании

Инвестиционная стоимость – это стоимость оцениваемого имущества для конкретного инвестора или группы инвесторов при заданных инвестиционных целях.

1. Инвестиционная стоимость определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям.

2. В отличие от рыночной стоимости ИС основана на потребностях и характеристиках продавца и покупателя, мотивы которых являются нетипичными.

Причины отличия ИС от РС.

1. Оценке будущих ценностей

2. В индивидуальных представлениях о степени риска

3. Наличие нетипичной налоговой ситуации

4. Наличие льготной системы кредитования

5. Возможности сочетаемости собственности при ее конкретном использовании другими объектами, которые так же принадлежат владельцу и контролируются им

7) Анализ факторов, влияющих на стоимость предприятия.

Для объективной оценки стоимости предприятия необходимо знать факторы, на нее влияющие, и учитывать их в оценочной деятельности Все эти факторы можно объединить в две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам можно отнести: состояние национальной экономики и тенденции ее развития; политическую и социальную обстановку в стране; инвестиционную привлекательность в стране; уровень инфляции; экономические и социальные планы государства на перспективу и др. Таким образом, внешние факторы связаны с конкретной обстановкой на макроуровне и тенденцией ее из-менения.
Внутренние факторы связаны со сложившейся обстановкой в месте нахождения оцениваемого предприятия, К ним можно отнести: соотношение спроса и предложения; инвестиционную привлекательность оцениваемогопредприятия; инвестиционную привлекательность региона; инвестиционный риск, ликвидность оцениваемогопредприятия; степень контроля инвестора (собственника) над приобретаемым предприятием; настоящую и будущую прибыль оцениваемого бизнеса и др.

В зависимости от того, как влияют факторы на оценку стоимости предприятия, все их можно расчленить на две группы, позитивные и негативные.
Позитивные факторы — это такие факторы, которые положительно влияют на оценку стоимости предприятия, а негативные — отрицательно.
Например, к позитивным факторам можно отнести, опережение спроса над предложением, приобретение владельцем полного контроля над приобретаемой недвижимостью; высокие доходы в будущем от приобретаемой собственности; низкий инвестиционный риск и др.
К негативным факторам можно отнести- низкую инвестиционную привлекательность региона, в котором расположено предприятие; слабый менеджмент напредприятии; опережение предложения над спросом; высокий инвестиционный риск и др.

8) Классификация и обзор подходов и методов, используемых в оценке бизнеса.

1) Доходный подход

-метод дисконтированных денежных потоков

Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении

о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес

сумму, бблыиую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса.

Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых

будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут

к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих

доходов.

Существуют два основных метода расчета величины потока денежных

средств: косвенный и прямой. Косвенный метод анализирует движение денежных

средств по направлениям деятельности. Он наглядно демонстрирует

использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных

средств. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по

статьям прихода и расхода, т.е. по бухгалтерским счетам.

-метод капитализации прибыли

Метод капитализации прибыли является одним из вариантов доходного

подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Как и другие варианты

доходного подхода, он основан на базовой посылке, в соответствии с которой

стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости

будущих доходов, которые принесет эта собственность. Сущность данного

метода выражается формулой

оценочная стоимость=чистая прибыль/ставка капитализации

Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций,

в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока

будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста

будут постоянными).

СРАВнительный подход

Сравнительный подход определяет стоимость предприятия путем анализа недавних продаж сопоставимых компаний и пакетов акций ОАО и проведений соответствующих корректировок на различие между оцениваемой компанией и компанией-аналогом. Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций.

В зависимости от наличия информации и доступности, характеристики объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки в рамках сравнительного подхода применяются следующие методы:

1. Метод рынка капитала

2. Метод рынка капитала состоит в определении стоимости акций оцениваемого предприятия по рыночным данным о сделках с миноритарным пакетом акций аналогичных открытых предприятий сходных с оцениваемым, т.е. на уровне неконтрольного пакета. Для реализации метода рынка капитала необходимо достоверная и детальная финансовая рыночная информация по группе сопоставимых предприятий-аналогов.

3. Метод сделок (метод сравнительного анализа продаж) – это частный случай метода рынка капитала, основанного на анализе мажоритарного (контрольного) пакета акций, сопоставимых предприятий и их цен продаж целиком. В данном случае берется информация не с фондового рынка, а с рынка операций (рынка слияния и поглощения), потому что здесь оценивается контрольный пакет акций. Объект оценки сравнивается с недавно проданными объектами (компаниями-аналогами), выступающими в качестве объектов сравнения, при этом всякий раз корректировки производятся от объекта сравнения к объекту оценки, т.е.

Рыночная стоимость оо = цена продажи оср + К

Корректировка идет со знаком «+» в том случае, если объект сравнения в чем-то уступает объекту оценки .

Метод сделок (метод сравнительного анализа продаж)

4.Метод отраслевых коэффициентов/соотношений/формул

Метод отраслевых коэффициентов применяют для ориентировочных оценок стоимости небольших предприятий (малого бизнеса) по показателям, сложившимся на стабильных рынках по специализированным и активным отраслям, выведенным на основе отраслевой статистики, и связывающим цену продажи предприятия и, чаще всего, его годовую выручку.

Методы доходного подхода

Доходный подход основывается на определении текущей стоимости всех будущих доходов предприятия с учетом их качества, причем доход рассматривается как основной фактор для определения величины стоимости компании. Данный подход имеет свои ограничения в российских условиях, обусловленные слабой информационной прозрачностью, необходимостью учета большого количества параметров при расчете ставки дисконтирования.

Доходный подход включает следующие методы:

1. Метод прямой капитализации

2. Метод дисконтирования будущих доходов

3. Метод капитализации избыточной прибыли

Для оценки стоимости бизнеса методами доходного подхода требуется информация:

1. Информация о макроэкономической ситуации в экономике и тенденции ее развития

2. О котировках акций и изменчивости курса акций оцениваемой компании, предприятий отрасли, к которой принадлежит оцениваемая компания, фондового рынка в целом.

3. Об экономической ситуации и тенденциях развития региона, в котором расположена оцениваемая компания

4. Об экономической ситуации и тенденциях развития отрасли, к которой относится оцениваемая компания

5. Информацию о рисках, связанную с предприятием. Источники внутренней информации: бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение, данные бухгалтерского учета (дивидендные выплаты, информация о реализуемых и инвестиционных проектах, информация о производственных показателях компании ха прошедший период); бизнес-планы, а также другие документы по планированию и прогнозированию финансовых и производственных показателей; результаты анкетирования и проведения интервью с руководством, администрацией компании, ответы компании на запросы оценщика.

9. Методология рыночной оценки бизнеса. Этапы проведения процесса оценки. Этап постановки задачи.

Наши рекомендации