Методические указания для руководителей практики
Руководитель производственной практики от кафедры экономики и экономической безопасности:
На подготовительном этапе:
- выясняет пожелания студентов и их возможности по самостоятельному поиску мест прохождения практики;
- ведет поиск мест прохождения практики;
- организует заключение договоров о прохождении практики с организациями (учреждениями, предприятиями);
- устанавливает связь с руководителями практики от предприятия, учреждения, организации и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики.
На начальном этапе:
- рассылает по электронной почте методические материалы по практике;
- проводит вводный инструктаж, где разъясняет студентам положения программы производственной практики, выдает бланк для отзыва руководителя практики от организации (учреждения, предприятия), дневник практики (Приложение 2) и договор на практику.
В период прохождения практики:
- осуществляет текущий контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- оказывает студентам необходимую методическую и консультационную помощь по вопросам прохождения практики и сбора материалов к выпускной квалификационной работе;
- контролирует соблюдение дисциплины и мер безопасности студентов на местах прохождения практики.
На заключительном этапе:
- проверяет и принимает дневники практики и отчеты о прохождении производственной практики;
- организует защиту отчетов, проведение зачета по практике и подготовку отчетности по итогам прохождения практики;
- оценивает результаты выполнения студентами программы практики;
- на основе анализа представленных студентами отчетов, отзывов руководителей от организаций (учреждений, предприятий), дневников студентов готовит выводы, предложения по дальнейшему совершенствованию организации практики;
- участвует в подготовке отчета кафедры о проведении производственной практики.
Руководитель производственной практики от организации (учреждения, предприятия):
На начальном этапе:
- представляют на кафедру согласие организации о предоставлении места прохождения практики с указанием её срока;
- обеспечивают условия для выполнения студентами программы практики;
- знакомит студента с особенностями деятельности организации и коллективом подразделения/службы – непосредственного места прохождения практики, с правилами внутреннего трудового распорядка и иными нормами, действующими в организации;
- проводит вводный инструктаж студента.
В период прохождения практики:
- осуществляет постоянный контроль за прохождением практики, в том числе контролирует выполнение студентами правил внутреннего распорядка организации;
- обеспечивает студенту доступ к документам и материалам, необходимым для выполнения программы практики;
- оказывает студенту методическую и консультационную помощь по всем вопросам, имеющим отношение к прохождению практики, а также создает необходимые условия для получения студентами дополнительных знаний по специальности.
На заключительном этапе:
- проверяет дневник практики и заверяет своей подписью и печатью организации (учреждения, предприятия) верность внесённых в дневник сведений;
- дает отзыв о результатах прохождения студентом практики.
5. Методические указания для студентов
Студент, проходящий производственную практику, должен:
На подготовительном этапе:
- доводить до сведения руководителя практики от кафедры свои пожелания по поводу места прохождения практики. Студент может самостоятельно проводить поиск подходящих мест практики, исходя из собственных интересов;
- в случае самостоятельного подбора места прохождения производственной практики представить на кафедру ходатайство (согласие) организации о предоставлении места прохождения практики с указанием сроков.
На начальном этапе:
- присутствовать на вводном инструктаже, организуемом руководителем практики и проводимым для разъяснения положений программы производственной практики;
- получить у руководителя практики документацию по практике (направление, программу производственной практики, дневник и др.) и согласовать с ним календарный план работы на период практики.
В период прохождения практики:
- ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителя практики от организации (учреждения, предприятия);
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
- активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
- регулярно вести дневник практики.
На заключительном этапе:
- оформить дневник практики и отчет о прохождении практики в соответствии с установленными правилами;
- сдать отзыв руководителя практики от организации (учреждения, предприятия), дневник практики и отчёт по практике на кафедру не позднее 5-и календарных дней с момента окончания практики;
- защитить в установленные сроки отчёт по практике.
Содержание практики
Отчет по практике должен иметь четкое построение, логическую последовательность и конкретность изложения материала, а также краткость формулировок, обоснованность выводов и рекомендаций.
В ходе практики студент составляет итоговый письменный отчет. Цель отчета – показать степень полноты выполнения студентом программы производственной практики. В отчете отражаются итоги деятельности студента во время прохождения практики в соответствии с разделами и позициями рабочей программы, материалы, необходимые для написания выпускной квалификационной работы, соответствующие расчеты, анализ, обоснования, выводы и предложения.
Объем отчета (основной текст) – 25-30 страниц. Таблицы, схемы, диаграммы, чертежи можно поместить в приложения, в этом случае в основной объем отчета они не входят. Список документов, нормативных и инструктивных материалов и литературы в основной объем отчета не включаются. Подбор материалов и подготовка отчета осуществляются студентом в течение прохождения практики. Отчет по практике должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ. Объем отчета по производственно-профессионально практике устанавливается в количестве 25-30 стр. машинописного текста, а преддипломного 20-25 стр. (формат А4, установки: шрифт – 14, интервал – полуторный; поля: верхнее – 2см, нижнее – 2 см., левое – 3см, правое – 1 см). и правильно оформлен:
− в оглавлении должны быть указаны все разделы и подразделы отчета и страницы, с которых они начинаются;
− разделы и подразделы отчета должны быть соответственно выделены в тексте;
− обязательна сквозная нумерация страниц, таблиц, рисунков и т. д., которая должна:
− соответствовать оглавлению;
− отчет брошюруется в папку.
Основные требования к литературному написанию и оформлению отчета аналогичны требованиям, изложенным в методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной работы. Необходимо обращать внимание на то, что цитируемые в работе источники должны иметь ссылки на эти источники. Не допускается сокращение слов, кроме общепринятых; в список литературы включаются все использованные документы, литературные источники, статьи, тезисы докладов.
Таблицы, формулы, рисунки оформляются в соответствии с общепринятыми требованиями по ГОСТ 9327 (см. методические указания по оформлению выполнения выпускных квалификационных работ).
Отчет начинается с титульного листа, форма которого приведена в приложении 1. На титульном листе ставится подпись руководителя практики от предприятия и заверяется печатью. Также на титульном листе отчета ставит свою подпись руководитель выпускной квалификационной работы.
Для того, чтобы отчет по преддипломной практике не включал в себя только табличный материал, считается необходимым провести анализ собранных данных, подкрепленный теоретическими положениями в области исследуемого вопроса. Так, при анализе динамики товарооборота необходимо кратко изложить факторы, определяющие его величину и их влияние на изменение товарооборота в исследуемом периоде. Такой расчет может быть представлен в виде формул.
В отчете о практике необходимо отразить следующие позиции:
− общая характеристика места прохождения производственной практики: специализация организации (предприятия) и подразделения (департамента, управления, отдела, цеха), тип организации (тип производства), назначение и характер продукции (услуг, товаров);
− характеристика основных направлений деятельности организации (предприятия), перспективы развития;
− анализ основных экономических показателей деятельности организации (предприятия);
− организационная структура производства;
− рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия, материалы необходимые для написания выпускной квалификационной работы, их анализ и соответствующие расчеты.
Собранные в период прохождения практики материалы служат основой для написания аналитической части дипломной работы. В задании по выполнению производственной практики руководитель ВКР определяет конкретные вопросы, по которым студент должен собрать материал по теме исследования.
В связи с этим, содержание производственной практики определяется руководителем ВКР. В сборе необходимых материалов оказывает непосредственную помощь руководитель практики по предприятию.
Особенностью практики определяется не только темой ВКР, но и отраслевой принадлежностью объекта исследования.
Объектом исследования могут быть промышленные предприятия, предприятия оптовой или розничной торговли, предприятия общественного питания. Предметом исследования является тема ВКР, содержание которой будет определяться особенностями предприятия, на котором студент проходит практику.
Так, на предприятиях торговли, наиболее распространенными вопросами исследования в ВКР являются: товарооборот, товарное обеспечение; издержки обращения, трудовые ресурсы, валовой доход, прибыль, рентабельность, оплата труда и т.д.
Для промышленных предприятий характерны такие темы ВКР, как использование основных производственных фондов, совершенствование производственного процесса, организация производственной структуры, снижение трудоемкости производимой продукции, снижение себестоимости товарной продукции и другие.
Для предприятий общественного питания наряду с общими темами, характерными для торговых предприятий, важное значение имеет изучение количества посадочных мест, эффективности их использования (площадь на одно посадочное место, прибыль с одного места, широта ассортимента, калькулирование блюд, ценообразование и так далее).
Ряд тем специфического характера может потребовать изучения таких вопросов, как организация планирования на предприятии, обоснование управленческого учета, совершенствование управления затратами, бюджетирование, стратегическое планирование, разработка и внедрение системы сбалансированных показателей. Темы таких направлений непосредственно связаны с проектной частью ВКР, в связи с чем практиканту необходимо привести экспертный опрос специалистов предприятия, изучить стратегические материалы, провести дополнительные расчет, отсутствующих в оперативных данных на предприятии.
В связи с большим разнообразием тем ВКР, в данном методическом материале не представляется возможным раскрыть весь перечень исходных данных, собираемых в период преддипломной практики. Поэтому каждый отчет по преддипломной практике должен быть согласован с руководителем ВКР, без подписи которого не может быть представлен к защите.
К отчету прилагаются отзыв-характеристика от предприятия (Приложение 2), документы статистической отчетности предприятия (годовые и квартальные), и другие документы, характеризующие деятельность предприятия.
Руководителем практики от предприятия считается работник, разъясняющий порядок выполнения порученных студенту заданий, оказывающий помощь в сборе материалов для написания отчета и проверяющий работу студента-практиканта.
Структура отчета по производственной практике
1. Титульный лист
2. Задание для прохождения практики, выданное руководителем выпускной квалификационной работы
3. Договор
4. Характеристика с места прохождения практики
5. Дневник прохождения практики
6. Описание рабочего места
7. Оглавление
8. Введение
9. Основная часть
10. Заключение
11. Список используемых источников
12. Приложения
Содержание производственной практики
Титульный лист должен содержать подписи руководителей практики от кафедры, организации, а также самого студента. Подпись руководителя практики от организации должна быть заверена печатью.
Договор имеет печати, реквизиты и условия прохождения практики, представляемые предприятием.
Характеристика с места прохождения практикисодержит информацию о том, что выполнил студент и как он относился к своим служебным обязанностям.
Дневник прохождения практикиотражает информацию о том, когда и какие задания и поручения выполнял студент.
Описание рабочего местасодержит информацию о служебных обязанностях экономиста-менеджера, которые выполнял практикант, описание рабочего места и все ли необходимое для работы на нем представлено.
Оглавление содержит наименование всех разделов отчета и его приложений с указанием страниц (страницы приложения не нумеруются).
Во введении необходимо указать цель и задачи производственно-профессиональной практики, исходя из основной части содержания отчета.
Основная часть. Практика проводится непосредственно на рабочем месте в структурном подразделении организации, функции и задачи которого взаимосвязаны с тематикой дипломной работы.
Изучение нормативно-методических документов и документации организационного, планово-экономического, финансового и производственного характера выполняется в соответствующих по профилю структурных подразделениях организации.
В период прохождения практики студенты могут оказывать реальную помощь организациям в подготовке плановых, организационных документов, выполнять задания по исследовательским работам в интересах предприятия.
Часть разработок в составе исследовательской работы, осуществляемой студентом в период прохождения производственно-профессиональной практики, может выполняется по заданию организации с целью их дальнейшего использования в хозяйственной деятельности данного объекта. Это требует от студентов полного учета реальных особенностей экономики, опыта внедрения аналогичных форм и методов управления, организации труда, аргументированности всех расчетов и их согласования.
К общим вопросам могут быть отнесены вопросы, не зависящие от темы и вида деятельности предприятия места. К ним относятся:
– назначение предприятия;
– краткая история создания предприятия;
– организационно-правовая форма его деятельности;
– организационная структура управления;
– производственная структура предприятия;
– торговая или производственная площадь;
Экономические показатели деятельности предприятия:
– характеристика выпускаемой продукции и её динамика (для промышленного предприятия) за последние три-пять лет;
– объем товарооборота, его структура и его динамика (для торговых предприятий);
– объем продаж в поквартальном разрезе;
– объем товарной продукции и характеристика выпускаемой продукции для промышленных предприятий;
– торговая или производственная площадь;
– анализ издержек обращения;
– анализ себестоимости товарной продукции (для промышленных предприятий);
– состояние и характеристика маркетинговой деятельности.
– состояние товарных запасов;
– прибыль и рентабельность;
– технико-экономические показатели работы предприятия;
– персонал предприятия, его движение, формы и системы оплаты труда, организация стимулирования;
– структура актива и пассива бухгалтерского баланса;
– анализ финансовой деятельности с помощью системы коэффициентов;
– определение возможных причин возникновения проблем предприятия;
– определение ключевых направлений более подробного анализа предприятия;
– особенности налогообложения на предприятии;
– определение ключевых проблем финансовой деятельности предприятия;
− поставщики и клиенты предприятия, характер хозяйственных связей (заключение контрактов и т.д.);
− направление маркетинговой деятельности предприятия;
− организационная структура предприятия (схема управления, штаты);
− продуктовая политика предприятия;
− состояние основных фондов (степень износа, ввод новых фондов).
− основные конкуренты предприятия;
− кредитная политика предприятия;
− управление запасами предприятия;
− управление затратами предприятия;
− поиск источников финансирования предприятия;
− поиск источников финансирования оборотных средств предприятия и пр.
На торговых предприятиях оценить:
– широту ассортимента;
– место расположения магазина;
– имидж предприятия;
– качество обслуживания;
– система скидок и т.д.
Все показатели должны быть проанализированы в динамике за 3 года.