Вторая глава дипломной работы
Вторая глава дипломной работы носит общий аналитический характер по отношению к предприятию, являющемуся объектом исследования, и составляется по материалам, собранным студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики.
Источниками информации здесь служат схема организационной структуры управления предприятием, планы производства, бухгалтерские балансы, различные бухгалтерские и статистические отчеты, бизнес-планы развития предприятия и т.п. В целях отслеживания динамики развития предприятия студент-дипломник должен запрашивать источники информации за последних три года.
В данной аналитической главе дипломной работы дается общая характеристика объекта исследования, проводится ситуационный анализ, анализ производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности объекта исследования. Таким образом, во второй главе дипломной работы осуществляется диагностирование состояния объекта исследования, выявляются проблемы и недостатки в его функционировании по данным направлениям деятельности.
Вторая глава дипломной работы должен включать ниже изложенную информацию:
а) общая характеристика предприятия;
б) ситуационный анализ предприятия;
в) анализ финансово-экономической деятельности предприятия;
г) анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
а) общая характеристика предприятия.
Общая характеристика включает общие сведения о предприятии, являющемся объектом исследования в дипломной работе, и должна содержать следующие сведения:
-устав организации: организационно-правовая форма и форма собственности, состав и структура учредителей, права и ответственность организации;
-краткая историческая справка: название предприятия, время создания, цель и задачи создания, основные этапы становления и развития;
-отраслевая принадлежность предприятия, его место и роль в национальном, региональном и мировом экономическом пространстве;
-основные виды (направления) деятельности и специализации предприятия, виды выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), экономическая и социальная значимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
-миссия предприятия, стратегические цели и задачи развития предприятия;
-тип и состав организационной структуры управления предприятием и др.
б) ситуационный анализ предприятия.
Задачей ситуационного анализа объекта исследования в дипломной работе является определение ситуации, в которой находится предприятие (организация), т.е. выявление внутренних и внешних факторов, воздействующих на его деятельность, а также конкурентного преимущества организации и некоторых других специфических особенностей его деятельности.
Основными направлениями ситуационного анализа объекта исследования являются:
- SWOT-анализ;
- анализ сегментов рынка;
- анализ конкуренции.
Схема ситуационного анализа объекта исследования представлена в табл. 4.3.
Таблица 4.3 – Схема ситуационного анализа объекта исследования
Направления анализа | Содержание | Источник информации |
1 | 2 | 3 |
SWOT-анализ | Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз, а также стратегических позиций, исходя из состояния внутренней и внешней среды | Информация о внутренней и внешней среде, сведения о производственной структуре организации и др. |
Анализ сегментов рынка | Выявление, анализ и оценка рыночных сегментов, в которых функционирует организация (стратегических зон хозяйствования – СЗХ) | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
Анализ конкуренции | Выявление и анализ основных видов и факторов конкуренции (доли занимаемого рынка, основные виды деятельности и т.п.), конкретных конкурентов организации и их конкурентных преимуществ, проведение SNW-анализа | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
Примечание: собственная разработка.
SWOT-анализ
В дипломной работе студент-дипломник должен отобразить результаты анализа сильных и слабых сторон предприятия (организации) в виде табл. 4.4, в которой представлен пример результатов анализа сильных и слабых сторон условной организации.
В дипломной работе студент-дипломник должен отобразить результаты анализа возможностей и угроз предприятия (организации) в виде таблицы, аналогичной табл. 4.5, в которой представлен пример результатов анализа возможностей и угроз условной организации.
Таблица 4.4 – Сильные и слабые стороны объекта исследования
Сильные стороны (strengths – S) | Слабые стороны (weaknesses – W) |
1 | 2 |
1. Достоверный мониторинг рынка | 1. Недостаточное внимание к рекламной политике организации |
2. Широкая номенклатура предлагаемой продукции (услуг) | 2. Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений |
3. Высокий уровень сервиса | 3. Низкий уровень развития логистической системы |
4. Рост оборотных средств | 4. Недостатки в организационной структуре управления |
5. Высокая квалификация персонала | 5. Низкий уровень информационной поддержки принятия решений |
6. Широкая клиентская база | 6. Недостатки в организации складского хозяйства |
7. Тесные отношения с поставщиками | 7. Отсутствие базы данных по клиентам и поставщикам |
8. Большой опыт работы на рынке | 8. Отсутствие автоматизированного складского учета |
9. Значительная доля рынка | 9. Недостатки при организации перераспределения |
10. Положительный опыт работы с лизинговыми компаниями | 10. Недостатки в системе учета и контроля выполнения договоров на поставку продукции (оказание услуг) |
11. Конкурентоспособная цена |
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.
Таблица 4.5 – Возможности и угрозы объекта исследования
Возможности (opportunities – O) | Угрозы (threats – T) |
1 | 2 |
1. Появление новых клиентов | 1. Сбои в поставках |
2. Развитие информационных технологий | 2. Рост зависимости от поставщиков |
3. Появление новых поставщиков | 3. Ужесточение законодательства |
4. Снижение цен на сырье и готовую продукцию | 4. Изменение уровня цен на закупаемую продукцию |
5. Совершенствование менеджмента | 5. Скачки курсов валют |
6. Уменьшение императивных норм законодательства | 6. Рост налогов и пошлин |
7. Совершенствование технологий производства | 7. Усиление конкуренции |
8. Внедрение инновационных технологий в управление логистической системой организации | 8. Ухудшение политической обстановки |
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.
В аналитической главе дипломной работы студент-дипломник должен отобразить совокупный SWOT-анализ объекта исследования в виде табл. 4.6, в которой представлен пример результатов совокупного SWOT-анализа условной организации.
Таблица 4.6 – SWOT-анализ объекта исследования
1 | 2 | 3 |
Возможности (opportunities – O) 1. Появление новых клиентов; 2. Появление новых поставщиков; 3. Внедрение инновационных технологий в управление логистической системой организации; 4. Снижение цен на сырье и готовую продукцию | Угрозы (threats – T) 1. Отсутствие автоматизированного складского учета; 2. Рост зависимости от поставщиков; 3. Усиление конкуренции; 4. Изменение цен на закупаемую технику | |
Сильные стороны (strengths – S) 1. Значительная доля рынка; 2. Широкая номенклатура предлагаемой продукции (услуг); 3. Конкурентоспособная цена; 4. Рост оборотных средств; 5. Тесные отношения с поставщиками | Поле S x O – сила и возможности – ключевые факторы будущего успеха S1O1 = +о; S1O2 = ++;S1O3 = ++; S1O4 = +о; S2O1 = +о; S2O2 = +о; S2O3 = +о; S2O4 = +о; S3O1 = +о; S3O2 = +о; S3O3 = +о; S3O4 = +о; S4O1 = +о; S4O2 = +о; S4O3 = +о; S4O4 = ++; S5O1 = +о; S5O2 = +о; S5O3 = +о; S5O4 = ++; | Поле T x S – сила и угрозы Нейтрализация угроз и поддержка сильных сторон |
Слабые стороны (weaknesses – W) 1. Недостатки в системе учета и контроля выполнения договоров; 2. Сбои в поставках сырья; 3. Низкий уровень информационной поддержки принятия решений; 4. Низкий уровень развития логистической системы; 5. Отсутствие базы данных по клиентам и поставщикам | Поле O x W – слабость и возможности Нейтрализация слабых сторон и использование возможностей | Поле W x T – слабость и угрозы – будущие кризисные ситуации W1T1 = – о W1T2 = – о; W1T3 = – о; W1T4 = – о; W2T1 = – ; W2T2 = – –; W2T3 = – о; W2T4 = – о; W3T1 = – ; W3T2 = – о; W3T3 = – о; W3T4 = – о; W4T1 = – о; W4T2 = – о; W4T3 = – о; W4T4 = – о; W5T1 = –о; W5T2 = – о; W5T3 = – о; W5T4 = – о |
Примечание: собственная разработка.
Анализ сегментов рынка
Анализ сегментов рынка сбыта продукции (работ, услуг) представляет собой определение доли, занимаемой каждым сегментом, в котором функционирует предприятие (организация), т.е. каждой стратегической зоной хозяйствования (СЗХ), в общем объеме продаж (услуг).
Результаты анализа сегментов рынка сбыта продукции (услуг) объекта исследования должны быть представлены графически. Пример такого графического изображения – рис. 4.1.
Рисунок 4.1 – Доли стратегических зон хозяйствования (СЗХ) в общем объеме продаж (услуг) объекта исследования
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации
Кроме того, в аналитической главе дипломной работы необходимо дать описание и анализ каждого из сегментов рынка (каждой из стратегических зон хозяйствования) объекта исследования по видам продукции (работ, услуг), реализуемой (выполняемых, оказываемых) в них.
Пример описания сегментов рынка (стратегических зон хозяйствования) объекта исследования по видам продукции (услуг), реализуемой (выполняемых, оказываемых) в них, представлен в табл. 4.7.
Пример анализа сегментов рынка (стратегических зон хозяйствования) объекта исследования представлен в табл. 4.8.
Анализ конкуренции
SNW-анализ (Strengths (S) – сильные стороны, Neutrals (N) – нейтральные стороны, Weaknesses (W) – слабые стороны) представляет собой анализ сильных, нейтральных и слабых сторон объекта исследования.
В ситуации стратегического анализа внутренней среды предприятия (организации), в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. SNW-анализ применяется для более глубокого изучения внутренней среды исследуемой организации после проведения SWOT-анализа.
Таблица 4.7 – Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) объекта исследования
Тип стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) | Наименование продукции (услуг) |
1 | 2 |
СЗХ1 – услуги по хранению товаров и грузов | хранение товаров и грузов на складе временного хранения; ответственное хранение товаров и грузов; хранение товаров в холодильных камерах; хранение товаров в холодильных камерах с особым режимом; стеллажное хранение товаров |
СЗХ2 – услуги транспортно-экспедиционной деятельности | выполнение погрузочно-разгрузочных работ; сортировка, переупаковка, взвешивание, отбор проб и образцов, досмотр; перевозка грузов по территории Республики Беларусь (СНГ, Европы, …) любым видом транспорта; доставка грузов со склада временного хранения по территории Республики Беларусь (СНГ, Европы, …) любым видом транспорта; оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки грузов; консолидация и деконсолидация отгрузок; подготовка пакета документов для выписки уведомлений; подача и регистрация уведомлений и пакетов документов в таможенных органах; получение уведомлений с пакетом документов из таможенных органов |
СЗХ3 – услуги в области таможенного дела | таможенное оформление грузов; получение разрешения на ввоз; проведение банковских операций; заполнение таможенной декларации; транспортные таможенные услуги и др.; оформление уведомления о размещении товара и транспортного средства; регистрация и нахождение транспортного средства в зоне таможенного контроля |
СЗХ4 – услуга кросс-докинга | прием и отправка товара напрямую между транспортными средствами для развозки товара по торговым точкам, без размещения в зоне хранения; механизированный кросс-докинг (паллетный); ручной кросс-докинг |
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.
Таблица 4.8 – Анализ сегментов рынка (стратегических зон хозяйствования – СЗХ)
объекта исследования за _____ г.*
Номер СЗХ | Объем продаж (услуг), нат. ед. изм. | Объем продаж (услуг) ведущего конкурента, нат. ед. изм. | Емкость рынка, нат. ед. изм. | Темп Роста рынка, % | Доля рынка СЗХ, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
113,2 | 17,78 | ||||
109,8 | 19,47 | ||||
107,5 | 14,55 | ||||
118,6 | 2,30 |
*Составляются 3 таблицы за последних три года.
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.
При проведении SNW-анализа в качестве стратегических позиций конкурирующих организаций могут быть приняты любые общие для всех конкурирующих организаций показатели, характеризующие их деятельность (цена, качество, срок подготовки производства, срок поставки, инновационные и информационные технологические возможности, взаимозаменяемость продукции и др.).
Анализ конкуренции объекта исследования и его ближайших конкурентов за последних три года должен представлять собой анализ доли объекта исследования и его ближайших конкурентов по конкретным видам продукции (услуг), а также сводный анализ направлений деятельности объекта исследования и его ближайших конкурентов.
Пример анализа доли предприятия (организации) и его ближайших конкурентов по конкретным видам продукции (услуг) представлен в
табл. 4.9.
Пример сводного анализа направлений деятельности объекта исследования и его ближайших конкурентов представлен в табл. 4.10.
Пример SNW-анализа стратегических позиций объекта исследования и его ближайших конкурентов представлен в табл. 4.11.
в) анализ финансово-экономической деятельности предприятия.
В аналитической главе дипломной работы в рамках финансово-экономического анализа проводится анализ финансового состояния и платежеспособности объекта исследования.
Финансовое состояние предприятия – это система показателей, характеризующих:
- платежеспособность предприятия;
- финансовую независимость предприятия по критерию источников средств;
- обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами;
- деловую активность предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия (организации) проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 140/206 [8].
Источником информации для анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования является бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств).
Основными этапами финансово-экономического анализа являются:
- расчет коэффициентов платежеспособности субъектов хозяйствования;
- анализ динамики и структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса;
- анализ ликвидности активов;
- анализ финансовых результатов деятельности, структуры и направлений использования полученной прибыли;
- анализ деловой активности;
-оценка структуры источников финансирования на основе расчета показателей финансовой устойчивости.
При оформлении результатов анализа необходимо учесть, что название аналитических таблиц должно кратко отражать ее содержание и включать название исследуемого предприятия, период, за который производится расчет показателей.
По результатам каждого отдельного расчета аналитических показателей приводится вывод. В выводе указывается на наличие положительных или отрицательных изменений показателей в динамике по сравнению с планом, на удовлетворительный или неудовлетворительный уровень показателя (по возможности, при наличии его нормативного или среднеотраслевого значения).
Таблица 4.9 – Доли объекта исследования и его ближайших конкурентов по конкретным видам продукции (услуг), % (за _____ г.)*
Категория продукции (услуг) | Исследуемая организация | Транспортно-логистический центр «Минск-Белтаможсервис» (РУП Белтаможсервис») | Торгово-логистический центр РУП «МинскКристалл» | Транспортно-логистический центр СООО «БелВингесЛогистик» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Хранение товаров | ||||
Транспортно-экспедиционная деятельность | ||||
Таможенное дело | ||||
Кросс-докинг |
*Составляются 3 таблицы за последних три года.
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.
Таблица 4.10 – Сводная таблица направлений деятельности объекта исследования и его ближайших конкурентов
Организация | Направление деятельности |
1 | 2 |
Исследуемая организация | оказание услуг в области таможенного дела; оказание услуг по хранению товаров и грузов; погрузочно-разгрузочные работы; оказание услуг по размещению и нахождению транспортных средств в зоне таможенного контроля. деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта; транспортно-экспедиционная деятельность; кросс-докинг |
Транспортно-логистический центр «Минск-Белтаможсервис» | реализация индивидуальных логистических решений по перевозке, декларированию, складированию, обработке товаров, доставке груза до получателя; услуги таможенного представителя: предварительное информирование таможенных органов |
Окончание табл. 4.10
1 | 2 |
(РУП «Белтаможсервис») | Республики Беларусь, предварительное информирование таможенных органов стран Европейского Союза (ЕС) о предстоящей перевозке в отношении экспортируемых грузов; декларирование товаров; консультирование по вопросам организации перевозок грузов и осуществления ВЭД; разработка рациональной логистической цепи движения товаров; оказание информационных услуг, связанных с комплексным логистическим обслуживанием; организация процесса перевозки груза; составление перевозочных, коммерческих и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза; услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркирование, пакетирование, сортировка груза; кросс-докинг; кратковременное и долгосрочное хранение; консолидация/деконсолидация партий товаров; обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов; организация таможенного сопровождения; страховые услуги |
Торгово-логистический центр РУП «Минск Кристалл» | транспортная и складская логистика; оптимизация логистического обслуживания клиентов предприятия |
Транспортно-логистический центр СООО | погрузочно-разгрузочные работы; грузоперевозки и транспортная логистика; комплексные транспортно-логистические услуги; прием, обработка и хранение грузов любого предназначения |
«БелВингесЛогистик» | перевозка, хранение и доставка грузов; международные грузоперевозки; оказание логистических услуг |
Примечание: собственная разработка на основании изучения документации исследуемой организации.
Таблица 4.11 – SNW-анализ стратегических позиций объекта исследования и его ближайших конкурентов
Организация | Наименование стратегической позиции* | Качественная оценка позиций | ||
S – сильная | N – нейтральная | W – слабая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Исследуемая организация | Цена | x | ||
Качество | x | |||
Срок поставки | x | |||
Срок подготовки производства | x | |||
Технологические возможности | x | |||
Взаимозаменяемость продукции | x | |||
Конкурент А | Цена | x | ||
Качество | x | |||
Срок поставки | x | |||
Срок подготовки производства | x | |||
Технологические возможности | x | |||
Взаимозаменяемость продукции | x | |||
Конкурент Б | Цена | x | ||
Качество | x | |||
Срок поставки | x | |||
Срок подготовки производства | x | |||
Технологические возможности | x | |||
Взаимозаменяемость продукции | x | |||
Конкурент В | Цена | x | ||
Качество | x | |||
Срок поставки | x | |||
Срок подготовки производства | x | |||
Технологические возможности | x | |||
Взаимозаменяемость продукции | x |
*Стратегические позиции должны быть одинаковыми для всех конкурирующих организаций.
Примечание: собственная разработка.
Структура вывода следующая:
1) констатация факта (изменение показателей – рост, снижение);
2) оценка изменения (благоприятное, положительное, отрицательное, негативное, заметное, сильное, слабое, незначительное);
3) что, какие факторы повлияли и как повлияли (перечислить факторы, указать на их положительное или негативное, незначительное, слабое или сильное, существенное влияние);
4) как устранить негативные явления или улучшить текущее состояние; указать направления поиска возможных резервов.
В конце по результатам проведенного анализа финансового состояния предприятия делается вывод, обобщающий все аналитические расчеты. Наличие вывода обязательно, поскольку он позволяет студенту-дипломнику выявить наиболее значимые тенденции, закономерности и, соответственно, выработать и предложить в дальнейшем резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Рассмотрим более подробно основные этапы анализа финансово-экономической деятельности предприятия (организации).