Первая глава дипломной работы
Первая глава дипломной работы носит теоретико-методологический характер. В ней на основе изучения литературных источников по исследуемой проблеме (предмету исследования) излагается сущность основных понятий и категорий, связанных с темой дипломной работы, дается характеристика исследуемой проблемы, раскрываются основные ее теоретические положения, проводится структуризация проблемы, рассматриваются методы ее разрешения на основе изучения отечественного и зарубежного опыта, указываются ограничения и/или сложности применения существующих подходов к исследуемой проблем, выявляются нерешенные и/или дискуссионные вопросы в исследуемой области, определяется позиция автора (студента-дипломника).
Источники информации для написания первой главы дипломной работы включают в себя учебники, учебные пособия, методические и научные труды по специальности и непосредственно по предмету исследованию, а также нормативные и правовые документы, имеющие непосредственное отношение к специальности и предмету исследования. При написании первой главы дипломной работы необходимо пользоваться как отечественными, так и зарубежными источниками информации.
При написании первой главы дипломной работы необходимо представить подходы к сущности предмета исследования и систематизировать теоретические подходы к его изучению в виде информационной таблицы, содержащей частное видение (мнение, точка зрения) множества ученых-специалистов в данной области из различных источников.
Примерный подход к изложению сущности предмета исследования дипломной работы может быть оформлен в виде табл. 4.1.
При подходе к изложению сущности предмета исследования дипломной работы в соответствии с табл. 4.1 студент-дипломник должен стремиться к поиску максимально возможного количества источников.
Для сопоставления приведенных в табл. 4.1 подходов к сущности предмета исследования составляется примерная аналитическая табл. 4.2.
Собственные соображения, обобщения, идеи студента-дипломника по ходу изложения материала должны быть обозначены с помощью оборотов типа «по нашему мнению», «с нашей точки зрения», «мы считаем», «мы полагаем», «автором установлено» и т.п. В дипломной работе не принято употреблять личное местоимение первого лица единственного числа, т.е. «я», «мною».
Таблица 4.1 – Подходы к определению сущности понятий «сбыт продукции и сбытовая политика»
Автор (источник) | Суть теоретического подхода |
1 | 2 |
1. Пухова О.И. [2, с. 10] | Сбыт продукции – комплекс организационных, плановых и экономических мероприятий, связанных с выявлением ассортиментного спроса и предложения, продвижением и реализацией готовых изделий с минимальными сбытовыми запасами и издержками обращения |
2. Лаврова О.В. [3, с. 4] | Сбыт – продажа готовой продукции |
3. Русалева Л.Ю. [4, с. 9] | Сбыт – распределение и движение товара от производителя до потребителя |
4. Мясникова Л.А. [5, с. 5] | Сбыт – функция предприятия по продаже его продукции; включает логистику, взаимоотношения с внешней сбытовой сетью и налаживание отношений с покупателями |
5. Сергеев В.И. [6, с. 89] | Сбыт – реализация готовой продукции компании, включающая в себя систему отношений с внешней сбытовой сетью и потребителями (покупателями) |
6. Миротина В.И. [6, с 90] | Сбыт – это комплекс мероприятий, направленных на продвижение продукции на рынок |
7. Аникин Б.А. [7, с. 130] | Сбытовая политика – это поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых фирма собирается придерживаться в сфере построения каналов распределения своего товара и перемещения товаров во времени и пространстве |
8. Саенко О.В. [8, с. 10] | Сбыт – это комплекс мероприятий, направленных на продвижение продукции на рынок |
9. Козловский В.А. [9, с. 7] | Сбытовая политика фирмы – это процесс организации и эксплуатации сбытовой сети, адекватной поставленным стратегическим целям фирмы на данном рынке |
10. Котлер Ф.М. [10, с. 21] | Сбытовая политика предприятия – совокупность стратегий сбыта, которую выбирает руководство этой организации: стратегии позиционирования товара, охвата рынка |
11. Камминз Д. [11, с. 8] | Сбытовая политика – стратегия формирования и развития каналов товародвижения (организация филиалов, оптовых и розничных магазинов, складской сети и др.) |
12. Наумов В.Н. [12, с. 35] | Сбытовая политика – это система решений предприятия по организации сбыта его товаров |
13. Бауэрсокс Д.Дж. [1, с. 345] | Под сбытовой политикой организации следует понимать выбранные ее руководством совокупность сбытовых стратегий маркетинга и комплекс мероприятий по формированию ассортимента выпускаемой продукции и ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта, заключению договоров продажи товаров, товародвижению, транспортировке, по инкассации дебиторской задолженности, организационным, материально-техническим аспектам |
1 | 2 |
14. Неруш Ю.М. [13, с. 134] | Сбытовая деятельность, сбыт – это совокупность функций, осуществляемых до и после завершения производственной стадии (по окончании изготовления продукции) вплоть до непосредственно продажи продукции потребителю (покупателю) и послепродажного обслуживания |
15. Гордон М.П. [14, с. 25] | Под сбытом (сбытовой деятельностью) следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию) |
16. Дегтяренко В.И. [15, с. 35 ] | Сбыт продукции – продажа, реализация предприятием, изготовляемых им продукции, товаров с целью получения денежной выручки, обеспечения поступления денежных средств |
17. Карнаухов С.Б. [16, с. 15] | Сбытовая деятельность (сбыт) – это система организации продвижения продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей покупателей и получение прибыли на основе формирования спроса и стимулирования сбыта |
18. Федько В.П. [17, с. 112] | Сбыт – это комплексная деятельность, включающая физическое перемещение и передачу собственности на товары от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок |
19. Стоун М. [18, с. 21] | Под сбытовой политикой предприятия следует понимать выбранные руководством компании единство стратегий сбыта, маркетинга и комплекса мероприятий по формированию ассортимента и спроса выпускаемой продукции, а также ценообразованию, обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки, формализации договоров продажи товаров, распределения товара и прочим аспектам сбыта |
20. Савруков Н.Г. [9, с. 8] | Сбытовую политику фирмы-изготовителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать движение потока товаров к конечному потребителю |
Примечание: собственная разработка на основании изученной экономической литературы.
Таблица 4.2 – Анализ подходов к сущности понятия «сбыт продукции»
Автор (источник) | Ключевые слова (сбыт продукции – это) | ||
Комплекс мероприятий, связанных с продвижением и реализацией готовой продукции | Реализация готовой продукции компании | Прочие определения | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Пухова О.И. [2, с. 10] | + | ||
2. Лаврова О.В. [3, с. 4] | + | ||
3. Русалева Л.Ю. [4, с. 9] | Распределение и движение товара от производителя к потребителю | ||
4. Мясникова Л.А. [5, с. 5] | Функция предприятия по продаже его продукции; включает логистику, взаимоотношения с внешней сбытовой сетью | ||
5. Сергеев В.И. [6, с. 89] | + | ||
6. Миротина В.И. [6, с. 90] | + | ||
7. Саенко О.В. [8, с. 10] | + | ||
8. Неруш Ю.М. [13, с. 134] | Совокупность функций, осуществляемых до и после завершения производственной стадии и послепродажного обслуживания | ||
9. Гордон М.П. [14, с. 25] | + | ||
10. Дегтяренко В.И. [15, с. 35] | + | ||
11. Карнаухов С.Б. [16, с. 15] | Система организации продвижения продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей покупателей и получение прибыли на основе формирования спроса и стимулирования сбыта | ||
12. Федько В.П. [17, с. 112] | + | ||
Итого | 41,6,% | 25,0% | 33,4% |
Примечание: собственная разработка на основании изученной экономической литературы.
После теоретико-методологического изложения исследуемой проблемы студент-дипломник излагает аннотированный перечень действующих на момент написания дипломной работы отечественных и международных нормативных и правовых документов (справочников, технических условий, ГОСТ, СТБ, указаний, инструкций, приказов руководства предприятия, приказов и постановлений ведомств, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, указов и директив Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, международных деклараций и т.п.), имеющих прямое и косвенное отношение к исследуемой проблеме (предмету исследования).
Нормативные и правовые документы должны быть представлены следующим образом:
- наименование документа (закона, указа, постановления и т.п.);
- номер и дата принятия документа;
- последние изменения с указанием номера и названия документа;
- краткая аннотация.
Пример описания нормативных и правовых документов:
1) Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года» № 1249 от 29 августа 2008 г. (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2013 г. № 186 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.03.2013, 5/37013).
В Программе определены цели, задачи и пути развития логистической системы республики на период до 2015 г., представлена классификация логистических центров, разработаны основные подходы к созданию логистических центров (транспортно-логистических, оптовой торговли потребительскими товарами, оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения), даны схемы размещения объектов логистической системы, предложен механизм создания льготного режима для потенциальных инвесторов и система критериев их выбора, разработаны методические подходы к управлению логистической системой Республики Беларусь, обозначены подходы к информационному обеспечению управления и функционирования логистической системы страны и др.
2) Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 124-З от 13 июня 2006 г. (в редакции закона Республики Беларусь 29 ноября 2010 г. № 195-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 289, 2/1747).
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах.
3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах размещения объектов придорожного сервиса» № 1326 от 10 сентября 2008 г. (в редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2011 г. № 321, 28.03.2012 г. № 277, 05.08.2013 г.
№ 687, 29.08.2013 г. № 759).
Постановлением утверждено Положение о порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса (за исключением средств наружной рекламы) на автомобильных дорогах общего пользования.
Первая глава дипломной работы завершается краткими выводами, в которых автором формулируется информация из литературных источников собственным видением предмета исследования, указывается, как и где будут использованы результаты теоретического исследования проблемы с учетом современных тенденций развития логистики.
На все использованные при проведении литературного обзора дипломной работы источники должны быть сделаны соответствующие ссылки.
Примерный план первой главы дипломной работы следующий:
1 Теоретические основы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.
1.1 Склады и складирование товаров.
1.2 Комплексная механизация складского хозяйства на предприятии.
1.3 Показатели эффективности комплексной механизации складского хозяйства.
1.4 Аннотированный обзор нормативно-правовой и законодательной базы, регламентирующей логистическую деятельность и функционирование складского хозяйства.
Выводы по первой главе.