Конкурентная среда организации и характеристика конкурентных сил

Конкурентная среда предприятия – это совокупность субъектов рынка и отношений, что складываются в ходе конкурентной борьбы и определяют интенсивность конкуренции

В соответствии с исследованиями английского ученого М.Портера, состояние конкурентной борьбы определяется взаимодействием пяти сил конкуренции:

- угроза появления новых конкурентов;

- влияние товаров-заменителей;

- конкурентная сила поставщиков;

- конкурентная сила потребителей;

- интенсивность конкуренции на рынке.

Студенту необходимо знать, что отмеченные пять сил конкуренции определяют условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок. Состояние каждой силы и их общее влияние определяют возможности предприятия в конкурентной борьбе и направлении использования его потенциала.

Рассмотрим первую силу конкуренции – угрозу появления новых конкурентов. Новые конкуренты, чтобы войти в рынок и обеспечить себе соответствующее место должны владеть достаточными производственными мощностями, желанием обеспечить себе определенную долю рынка, а также значительными ресурсами, необходимыми для конкурентной борьбы. Серьезность угрозы появления новых конкурентов зависит от двух факторов: барьеров на пути проникновения на рынок и ожидаемой реакции предприятий.

Новые туристические предприятия, что появляются на рынке и вступают в конкурентную борьбу за долю рынка, как правило, имеют низкий конкурентный статус. Причиной этого является незначительный объем деятельности, трудности доступа к каналам распределения туров, отсутствие налаженных хозяйственных связей и имиджа среди деловых партнеров, высокий уровень цен реализации туров и другое. В то же время начальный конкурентный статус нового торгового предприятия может быть и достаточно высоким, если это предприятие образовалось в результате реорганизации одного из «старых» участников рынка, что занимал доминирующую позицию, является дочерним предприятием наиболее значимого поставщика, имеет существенные преимущества в ассортименте товаров, предлагаемых к реализации, или использует принципиально новые методы обслуживания покупателей.

Вторая сила конкуренции - влияние товаров-заменителей.

Действие этой силы конкуренции имеет место лишь на отдельных сегментах товарного рынка. В целом угроза возникновения товаров или услуг-заменителей усиливает конкурентную борьбу за потребителей, которые отдают преимущество традиционному способу удовлетворения своих потребностей.

Конкурентная сила поставщиков – третья сила конкуренции.

Важность данной силы конкуренции связана с функцией посредника между поставщиком и покупателем, что выполняет торговля. Изменение конъюнктуры рынка, товарных ресурсов, рост закупочных цен на товары или снижения объемов товарного предложения обусловливают соответствующее изменение интенсивности конкурентной борьбы между торговыми предприятиями. Поэтому необходимым условием привлечения большего количества покупателей является налаживание взаимовыгодных отношений с поставщиком, поскольку именно это позволяет сформировать конкурентоспособный ассортимент туров.

Следующая сила конкуренции – это конкурентная сила потребителей.

Значимость данной силы обусловлена тем, что покупатель имеет неограниченное право выбора продавца необходимых туров, может сопоставлять качественные и ценовые характеристики туров, реализованных отдельными предприятиями. Поэтому в последнее время потребители становятся все более влиятельной конкурентной силой с ростом их возможности влиять на цены, качество, уровень обслуживания и другие условия продаж. Именно покупатель определяет наличие отдельных конкурентных преимуществ.

В то же время на потребительском рынке сила покупателя не является интегрированной. Наличие большого количества покупателей с незначительным единичным размером покупки, разным объемом и структурой спроса обусловливает проблематичность объединения усилий для улучшения своего положения на рынке и целеустремленном давлении на предприятия. Поэтому население одновременное есть и относительно слабым в проявлении своей силы.

Интенсивность конкуренции на рынке – самая влиятельная сила конкуренции, потому что из всех пяти конкурентных сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между предприятиями, которые реализуют однотипные товары и услуги. Конкуренция возникает в связи с тем, что в одного или нескольких предприятий появляется возможность лучше удовлетворить лишения потребителей или необходимость улучшить свою деятельность.

Интенсивность конкуренции между продавцами оказывается в том, насколько эффективно предприятия используют находятся в их распоряжении средства конкурентной борьбы, такие как более низкие цены, улучшенные характеристики товара, оптимальный ассортимент, более высокий уровень обслуживания потребителей, специальные способы продвижения товара на рынок, экономия расходов времени и сил покупателей и т.д. Усиление акцента на ту или другую сторону деятельности предприятия зависит от конъюнктуры потребительского рынка, характера «целевой аудитории» и др.

Наши рекомендации