Оценка организационной структуры и нормы управляемости
Масштаб властных полномочий предусматривает установление нормы управляемости.
Норма управляемости или диапазон контроля определяется числом непосредственно управляемых работников, управление которыми может осуществляться эффективно.
В принципе, считается эффективной норма 7±2 человека.
Величина нормы управляемости определяет форму орг. структуры, то есть при узкой норме управляемости орг. структура высокая, а при широкой – плоская.
В рыночно ориентированных организациях специфика орг. структур зависит, главным образом, от внешней среды.
Характеристики внешней среды:
- прогнозируемость (связана с уровнем адаптивности орг. структуры);
- сложность (влияет на степень концентрации властных полномочий). Чем сложнее среда, тем большим должен быть уровень децентрализации структуры;
- дифференцированность (требует специализированности структуры);
- враждебность (влияет на уровень вертикальной централизации управления).
Оценка показателей структуры позволяет оценить отдельные её характеристики и сравнить их с нормативными и эталонными, на которые следует ориентироваться.
Табл. 8.1
Перечень показателей, характеризующих структуру предприятия
Характеристики организационной структуры | Показатели организационной структуры управления | |
1.Элементы организационной структуры и их отношение | 1.Количество уровней управления 2.Количество звеньев на каждом уровне управления 3.Количество структурных единиц и должностей каждого уровня 4.Соотношение численности персонала каждого уровня 5.Соотношение численности персонала линейных, функциональных и обеспечивающих подразделений организации | |
2.Распределение прав и ответственности | 1.Показатель соотношения прав и ответственности по элементам организационной структуры | |
3.Жесткость структуры | 1.Количество регламентов, формальных правил и процедур, действующих в организации 2.Объём регламентирующих действий | |
4.Взаимосвязь элементов структуры | 1.Количество межфункциональных и целевых групп в организации (проектная) 2.Количество совместных решений, принимаемых представителями нескольких подразделений | |
5.Информационное обеспечение | 1.Доля информации, используемая для принятия решений в общем объеме информации 2.Време прохождения информации от высшего руководства до низших уровней и обратно | |
6.Уровни специализации управленческого персонала | 1.Количество специальных функций, реализуемых на каждом уровне 2.Количество функций, реализуемых структурным подразделением 3.Количество реализуемых структурным подразделением функций, не свойственных его специализации | |
7.Уровни централизации принятия решений | 1.Доля решений, принимаемых на каждом уровне в общем количестве решений. 2.Степень важности решений, принимаемых на каждом уровне, в том числе: - влияющих на результаты деятельности всего предприятия; - влияющих на результаты деятельности всего подразделения 3.Количество решений стратегического характера. 4.Количество решений административного характера. 5. Количество решений оперативного характера. 6.Доля численности аппарата управления в общей численности. | |
8.Уровень мобильности орг. структуры управления | 1.Количество изменений орг. структуры, осуществляемых за год. 2.Количество крупных структурных преобразований, осуществляемых за 3-5 лет. 3.Количество нововведений, внедряемых в организации за определенный период. | |
9.Уровень исполнительской дисциплины | 1.Доля реализованных решений в общем количестве решений, принятых на каждом уровне управления. 2.Соотношение числа фактически выполненных функций с нормативным числом функций. | |
10.Затраты на аппарат управления | 1.Доля затрат на аппарат управления в общей структуре затрат. 2.Доля затрат на аппарат управления в выручке от продажи. 3.Затраты на функционирование 1 работника аппарата управления. | |
В литературе приводятся два способа определения нормы управления:
Метод аналогии. При разработке штатного расписания используются усредненные нормы управляемости.
Примерная норма управляемости для руководителей предприятий торговли дифференцируется по уровням управления.
При стандартном уровне обслуживания покупателей норма управляемости для высшего и среднего звена составляет 7 человек, для низшего уровня – до 20 человек.
При высоком уровне культуры обслуживания наблюдается снижение нормы управляемости соответственно до 5 и 15 человек.
Более точный диапазон управляемости учитывается расчетно-аналитический способом.
Норма управляемости руководителя может определятся количеством связей, которые руководитель способен эффективно контролировать.
Количество связей рассчитывается по формуле:
n – количество подчиненных у руководителя.
3. Управление трудовой дисциплиной.
Управление дисциплиной на предприятии предусматривает управление технологической, производственной, трудовой и плановой дисциплиной.
1. Технологическая дисциплина состоит в:
- соблюдении установленного порядка основных и вспомогательных технологических процессов производства и реализации товаров и услуг;
- соблюдении графиков инструкций по осуществлению основной деятельности фирмы, правил техники безопасности и т.д.
2. Производственная дисциплина предполагает оптимальное распределение заданий, бережное отношение к средствам труда, своевременное и полное выполнение обязанностей, распоряжений руководства, соблюдение правил охраны труда, противопожарной безопасности и др.
3. Трудовая выражается в точном соблюдении правил внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают права и обязанности сотрудников предприятия при выполнении ими служебных обязанностей.
4. Плановая означает своевременную и качественную разработку системы планов и их выполнения по всем показателям.
Управление трудовой дисциплиной предполагает выполнение всех видов работ:
1 – учет рабочего времени и контроль за его исполнением, учет нарушений трудовой дисциплины;
2 – анализ и оценка состояния трудовой дисциплины в организации и её структурных подразделениях;
3 – планирование и организация мероприятий, направленных на укрепление трудовой дисциплины.
Оценка состояния трудовой дисциплины в предприятиях и структурных подразделениях может быть выполнена на основании расчета по следующей формуле:
Чс – численность среднесписочная
Чн – численность нарушителей трудовой дисциплины
Фпл – плановый фонд рабочего времени
Фпв – потери рабочего времени
Основные направления работы по управлению трудовой дисциплиной являются:
1. Совершенствование системы контроля и учета рабочего времени.
Виды систем учета рабочего времени:
- жетонная
- электронные карточки
- пропускная
- на основании рапортов или табельных ведомостей
- при помощи контрольно-пропускных систем
2. Совершенствование условий трудовой деятельности.
3. Сочетание морального и материального стимулирования за соблюдение трудовой дисциплины.
4. Обеспечение неотвратимости мер дисциплинарного взыскания к нарушителям.
5. Дифференцированный подход к применению мер трудовой дисциплины с учетом личных факторов.