Менеджмент на основных этапах жизненного цикла предприятия (ЖЦП).

Наблюдаются существенные отличительные черты в менеджменте предприятия на различных этапах ЖЦП.

На этапе создания или рождения предприятия формируются ресурсы и условия для реализации предпринимательских идей. На этом этапе очень важно собрать объективную информацию и провести анализ ситуации, в которой будет действовать предприятие.

Основные направления анализа ситуации на этой стадии включают:

1. анализ рынка, выбор рыночной ниши;

2. оценка действий конкурентов и выявление доминирующих факторов конкуренции;

3. анализ общей схимы предпринимательства в данной области, определение требуемых ресурсов и возможностей их получения;

4. анализ внешнего окружения, исследование PEST-факторов, выявление прогнозов, изменений макросреды.

Этап создания и детства предприятия – это очень опасный и ответственный этап, поскольку на него приходится наибольшее количество неудач. Согласно мировой статистике каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течении двух лет. 4 из 5 предприятий – в течение первых пяти лет своего существования. Успех предприятия во многом определяется качеством менеджмента и компетентностью руководителя.

Этап юности или становления. Рост предприятия на этом этапе осуществляется какими-то рывками, но в тоже время налаживается планирование, разработка бюджета, прогноза. В деятельности руководителя на первый план выступает решение социальных проблем, коллектива для закрепления работников, обеспечение баланса между текущей и инновационной деятельностью, забота о повышении качества выпускаемой продукции, оптимизация структуры управления.

На стадии зрелости руководство организации должно:

во-первых – осуществлять систематический мониторинг внешней среды и корректировать стратегию предприятия;

во-вторых – уделять исключение влияния конкурентов и вносить изменения в перспективные планы предприятия;

в-третьих – выявлять необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышение конкурентоспособности продукции;

в-четвертых – с учетом пожеланий потребителей определять производственную и сбытовую политику;

в-пятых – совершенствовать систему управления, создавать условия для укрепления интеллектуального потенциала организации и др.

На стадии старения (упадка) необходимо пересматривать, изменять стратегию предприятия, осуществлять антикризисное управление, по этому руководство предприятия должно осуществлять комплекс как наступательных, так и оборонительных мероприятий. В частности проводятся мероприятия по экономии всех видов ресурсов и сосредоточении деятельности предприятия на виде деятельности, которая сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки.

Второе направление – изучение возможности вертикальной и горизонтальной интеграции с другими предприятиями.

Третье – сужение номенклатуры производимой продукции, если это обеспечит сокращение потерь.

Четвертое – осуществление комплекса мер по совершенствованию организационной структуры, изменение методов управления, поиск новых поставщиков и других деловых партнеров.

Если предприятие в состоянии выбрать оптимальную стратегию и эффективно перестроится согласно выбранным целям, оно может реформироваться и возродится.

Стадии и этапы развития трудового коллектива

Процесс управления трудовым коллективом условно делится на три стадии.

Первая стадия - руководитель только определяет цели, которая должны быть достигнуты коллективом в определенный период времени - смену, месяц, квартал, год или другой период.

Вторая стадия - информирование коллектива. Она включает ознакомление коллектива с задачей, материалами и правилами выполнения работ, источниками обеспечения их необходимыми ресурсами, системами оплаты работы и другими стимулами, внутренним распорядком и режимом труда, условиями труда, правилами безопасного поведения на рабочем месте и другой информацией.

Третья стадия предусматривает организацию и проведение в трудовом коллективе аналитической работы, целью которой есть выявление и изучение организационных, технологических и технических резервов повышения эффективности работы коллектива; причин и факторов недовыполнения и перевыполнение производственных задач отдельными работниками и подразделениями; лучшего опыта выполнения работ, возможностей оптимального использования оснащения и экономии материальных ценностей и т.п..

Важное значение на этой стадии имеет проведение сравнения достижений данного коллектива с достижениями конкурентов.

Все предприятия, от момента их создания до момента ликвидации проходят такие этапы (рис.6.1):

первый этап - создание организации и формирование трудового коллектива;

второй этап - становление и интенсивное возрастание объемов производства и численности персонала;

третий этап - стабилизация объемов производства и численности персонала и трудового коллектива;

четвертый этап - спад объемов производства, реорганизация предприятия и уменьшение численности персонала;

пятый этап - банкротство, ликвидация предприятия и высвобождение персонала трудового коллектива.

Менеджмент на основных этапах жизненного цикла предприятия (ЖЦП). - student2.ru

 
  Менеджмент на основных этапах жизненного цикла предприятия (ЖЦП). - student2.ru

Основные задачи отдела персонала на разных этапах развития предприятия и трудового коллектива можно сформулировать так.

На первом этапе - создание организации и формирование трудового коллектива осуществляются такие мероприятия:

- формируется коллектив основателей организации;

- разрабатываются документы и бизнес-план будущей организации;

- разрабатывается организационная структура организации и штатное расписание организации;

- начало формирования трудового коллектива и производства продукции;

- создание системы работы с персоналом;

- формирование корпоративных работников, кадровой документации;

- разработка системы хранение и исполнение кадровой информации;

- осуществляется кадровое планирование.

На втором этапе - становление и интенсивное возрастание объемов производства и численности персонала руководство и кадровая служба осуществляют такие мероприятия:

- для удовлетворения спроса на продукцию создаются новые подразделения, проводятся маркетинговые исследования, изучается конкурентный рынок, налаживаются деловые связи с поставщиками и сбытовыми организациями;

- привлекается новый квалификацированный персонал;

- создается гибкая организационная структура, приспособленная к внедрению новых технологий производства продукции;

- формируется необходимая управленческая команда менеджеров, специалистов и необходимых квалифицированных работников для укрепления позиций организации на товарном рынке;

- поддерживается корпоративная культура и ее ценности;

- укрепляются отношения с поставщиками и клиентами;

- разрабатываются правила поведения работников, осуществлются мотивационные мероприятия;

- на работу принимаются только высококвалифицированные работники, которые воспринимают нормы корпоративной культуры организации;

- изменяется поведение высшего руководства, линейных и функциональных менеджеров;

- разрабатывается система оценки и стимулирования поведения персонала.

На третьем этапе - стабилизация объемов производства и численности персонала трудового коллектива, служба персонала осуществляет такие мероприятия:

- поддержание достигнутого уровня рентабельности и конкурентоспособности;

- разработка мероприятий по снижению затрат;

- поиск новых технологий и новых рынков;

- диверсификация производства;

- обнаруживаются резервы производительности труда;

- совершенствуется система оплаты труда;

- формируется кадровый резерв, осуществляется обучение персонала;

- осуществляется максимальная эксплуатация достигнутого уровня;

- осуществляется инновационная деятельность и мероприятия по изменениям в организации (в групповом поведении).

На четвертом этапе - спад объемов производства, реорганизация и снижение численности персонала, служба персонала осуществляет такие мероприятия:

- управленческий персонал должен провести тщательный анализ и принять решение относительно возможных вариантов дальнейшего развития;

- преодоление возникающих кризисных ситуаций в работе с персоналом;

- проведение диагностики кадрового потенциала организации;

- разработка антикризисной программы работы с персоналом;

- персонал организации требует особых отношений - сориентированных на лидера;

- персонал должен быть сориентирован на выживание в условиях изменений.

Пятый этап - банкротство, ликвидация предприятия и высвобождение персонала трудового коллектива рассматривается в программе дисциплины "Менеджмент организаций".

Наши рекомендации