Бухгалтерский и управленческий учет в УК
Структура раздела:
- Бухгалтерский и управленческий учет: общее и различие
- Формы ведения бухгалтерского учета
- Рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету
- Постановка управленческого учета в УК
- Формат управленческой отчетности УК
Бухгалтерский и управленческий учет: общее и различие
Управленческий учет является неотъемлемым элементом системы управления любого хозяйствующего субъекта, основная функция которого - обеспечение информационных потребностей менеджмента предприятия для принятия обоснованных управленческих решений. Без грамотно налаженного управленческого учета невозможно эффективное управление предприятием. Система управленческого учета имеет ряд существенных отличий от системы бухгалтерского (финансового) учета (Таблица 4.1).
Таблица 4.1
Различие между управленческим и бухгалтерским учетом
Бухгалтерский учет | Управленческий учет | |
1. Пользователи информации | Внешние пользователи: инвесторы, кредиторы и прочие заинтересованные лица | Менеджеры компании, иные внутренние пользователи |
2. Цель составления отчетности | Содействие внешним пользователям в принятии инвестиционных, кредитных и иных финансовых решений | Содействие менеджерам в стратегическом и оперативном управлении деятельностью компании |
3. Источник потребности в информации | Ведение бухгалтерского учета требуется в соответствии с законодательством | Не регулируется нормативно- правовыми актами. Ведется в соответствии с требованиями менеджмента для обеспечения информационной и аналитической базы для принятия решений. |
4. Структура применения | Жесткая | Относительно гибкая |
5. Актуальность информации | Данные финансового учета считаются верными только по завершению аудита | Данные доступны немедленно по мере поступления |
6. Предмет информации | Деятельность компании в целом | Деятельность компании в целом, а также в разрезе конкретных подразделений и проектов |
Формы ведения бухгалтерского учета
Управляющая компания, исходя из величины организации и конкретных условий хозяйствования, самостоятельно может установить организационную форму бухгалтерской работы, форму и методы бухгалтерского учета.
Управляющие компании в зависимости от объема учитываемых операций могут использовать следующие формы бухгалтерского учета:
- журнал-главная;
- мемориально-ордерная;
- журнально-ордерная;
- автоматизированная.
Учитывая реалии современной жизни наиболее удобной, наименее трудоемкой является автоматизированная форма учета, которую и хотелось бы порекомендовать к внедрению руководителям и главным бухгалтерам предприятий, но при условии, что имеются средства на приобретение компьютерной техники и программных продуктов.
Преимущества автоматизированной формы учета неоспоримы. Перечислим некоторые из них:
- быстрота обработки информации;
- исключение арифметических и логических ошибок;
- сведение к минимуму влияния на процесс учета и обработки информации человеческого фактора;
- обновление программных продуктов в соответствии с законодательством;
- возможность работы одновременно нескольким бухгалтерам при установке локальной сети.
Управляющим компаниям, осуществляющим начисление платы за жилищно- коммунальные услуги населению самостоятельно, важно, чтобы программы по ведению бухгалтерского учета и начислению платежей населению были взаимосвязаны, т.е. начисление платежей велось либо в рамках программы по бухгалтерскому учету, либо имелась возможность перенесения данных по начислению платы за жилищно- коммунальные услуги в программу по бухгалтерскому учету.
Рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения и формирования информации, которая необходима для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Главная задача налогового учета - сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.
Из данных налогового учета должно быть ясно:
- как определяются доходы и расходы управляющей компанией;
- как определяется доля расходов, учитываемая для целей налогообложения в отчетном периоде;
- какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;
- как формируется сумма резервов;
- каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль
Порядок ведения налогового учета организация устанавливает самостоятельно приказом об учетной политике для целей налогообложения, подписанным руководителем организации (см.Приложение).
На основании данных налогового учета нужно составлять расчет налоговой базы за каждый отчетный период. В нем должна быть информация:
- о сумме доходов от реализации, полученных в отчетном периоде;
- о сумме расходов, уменьшающих доходы от реализации;
- о прибыли (убытке) от реализации;
- о сумме внереализационных доходов;
- о сумме внереализационных расходов;
- о прибыли (убытке) от внереализационных операций;
- о сумме налоговой базы за отчетный период.
Эти данные содержатся в декларации по налогу на прибыль, поэтому самостоятельно разрабатывать форму расчета и утверждать ее приказом об учетной политике не обязательно, нужно правильно заполнить декларацию.
Существует две методики организации налогового учета. Первая - когда организация корректирует для целей налогообложения данные бухгалтерского учета. Второй метод - это автономная система налогового учета, никак не связанная с бухгалтерским учетом.
При использовании первого метода нужно определить, по каким хозяйственным операциям правила бухучета и правила учета для целей налогообложения совпадают, а по каким операциям различаются. Когда правила совпадают, операции, отраженные на счетах бухгалтерского учета, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль. Чтобы таких операций было как можно больше, нужно по возможности сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику. Иначе говоря, нужно установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально - производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т.д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в налоге на прибыль.
Но правила бухучета не всегда удается "состыковать" с налоговым законодательством. В этом случае обороты по счетам придется корректировать для целей налогообложения. Для этого придется разработать специальный расчет и утвердить его приказом об учетной политике для целей налогообложения.
Управляющие компании, которые решат строить автономную систему налогового учета, придется разрабатывать отдельные регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию придется одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского учета, так и в регистрах налогового учета.
ИФНС России рекомендует вести налоговый учет в представленных в приложении регистрах. Более полный перечень форм опубликован на сайте www.nalog.ru. Но можно самостоятельно разработать регистры налогового учета. Однако, удобнее применять те регистры, которые предлагает ИФНС - это сэкономит затраты на организацию налогового учета.
На практике в крупных управляющих компаниях нужно стремиться к максимальному сближению бухгалтерского и налогового учета во избежание двойного отражения операций и снижения трудоемкости отражения хозяйственных операций. В небольших фирмах можно организовать систему бухгалтерского и налогового учета.