Тема 3. Функционирование предприятия во внешней среде
Любой бизнес находится в окружении субъектов внешней среды.
Цель анализа внешней среды - определить сильные и слабые стороны деятельности предприятия.
Этапы анализа исследования внешней среды
1. Общие тенденции изменения данного рынка;
2. Состояние конкуренции на рынке;
3. Основные потребители;
4. Сбытовая деятельность;
5.Тенденции развития внешней среды, неподконтрольные предприятию.
Исследования помогают получить характеристику ситуации, сложившейся на рынке в какой-то период времени: соотношение спроса и предложения, уровень цен, товарные запасы, наличие товаров-заменителей, определение возможных конкурентов. Понимание рынка (знание конъюнктуры и прогноза развития рынка) позволяет иметь объективную оценку сильных и слабых сторон предприятия, оперативно реагировать на изменение рыночной ситуация и рационально маневрировать ресурсами.
Основные факторы окружающей среды бизнес-компании
1. Демографические
2. Экономические
3. Природные
4. Научно-технические
5. Политические
6. Культурное окружение
В бизнес-плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе. Положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы. Обоснование выбора места ведения бизнеса влияет на на выручку, себестоимость, прибыль. В характеристике отрасли указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.
Критерии анализа сильных и слабых сторон конкурентов и собственного бизнеса
Менеджмент предприятия
- Предпринимательская культура и философия
- Цели и формулируемые стратегии
- Система мотивации сотрудников
2. Производство
- Оборудование
- Гибкость производственных мощностей
- Качество производственного планирования и управления
3. Научные исследования и разработки
- Интенсивность и результаты
- Ноу-хау
- Использование новых информационных технологий
4. Маркетинг
- Организация сбыта
- Расположение сбытовых филиалов
- Фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов
5. Кадры
- Возрастная структуры
- Уровень образования
- Квалификация и мотивация труда персонала
6. Финансы
- доля собственного капитала (капитал и резервы)
- Уровень финансового состояния
- Возможности получения кредита
Конкурентные силы окружающей среды
Внутриотраслевая конкуренция
Угрозы со стороны новых конкурентов
Наличия продуктов-заменителей
Сильные позиции поставщиков и покупателей.
Вопросы для самоконтроля
Вопрос | Ответ |
Что такое внешняя среда проекта? | |
Какие внешние факторы влияют на работу предприятия? |
Тема 4. Структура бизнес-плана.
Сбор исходных данных для разработки бизнес-плана
Рис. 1 Структура бизнес-плана
Цель резюме –в сжатой формепредставить основные идей бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересованность потенциального партнера, инвестора и кредитора.
Описание проекта (резюме) может включать следующую информацию:
- цель и задачи бизнес-плана (рис. 1);
- описание предприятия, его специализацию и предысторию развития предприятия;
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала,, какими способностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал;
- преимущества продукции (услуг) предприятия на рынке и в отрасли;
- ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние;
- долгосрочную и краткосрочную стратегии предприятия, возможности роста производства и доходов, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
- описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;
- потребности в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, порядок возврата заемных средств;
- какие риски могут ожидать предприятие и каков их уровень;
- экономическое обоснование и эффективность проекта.
Таким образом, резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Его объем не должен превышать трех страниц машинописного текста. Пишется резюме в последнюю очередь, при этом текст обычно составляется из ключевых фраз других разделов бизнес-плана.