Тема 3. Функционирование предприятия во внешней среде

Любой бизнес находится в окружении субъектов внешней среды.
Цель анализа внешней среды - определить сильные и слабые стороны деятельности предприятия.

Этапы анализа исследования внешней среды

1. Общие тенденции изменения данного рынка;

2. Состояние конкуренции на рынке;

3. Основные потребители;

4. Сбытовая деятельность;

5.Тенденции развития внешней среды, неподконтрольные предприятию.

Исследования помогают получить характеристику ситуации, сложившейся на рынке в какой-то период времени: соотношение спроса и предложения, уровень цен, товарные запасы, наличие товаров-заменителей, определение возможных конкурентов. Понимание рынка (знание конъюнктуры и прогноза развития рынка) позволяет иметь объективную оценку сильных и слабых сторон предприятия, оперативно реагировать на изменение рыночной ситуация и рационально маневрировать ресурсами.

Основные факторы окружающей среды бизнес-компании

1. Демографические

2. Экономические

3. Природные

4. Научно-технические

5. Политические

6. Культурное окружение

В бизнес-плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе. Положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы. Обоснование выбора места ведения бизнеса влияет на на выручку, себестоимость, прибыль. В характеристике отрасли указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.

Критерии анализа сильных и слабых сторон конкурентов и собственного бизнеса

Менеджмент предприятия

- Предпринимательская культура и философия

- Цели и формулируемые стратегии

- Система мотивации сотрудников

2. Производство

- Оборудование

- Гибкость производственных мощностей

- Качество производственного планирования и управления

3. Научные исследования и разработки

- Интенсивность и результаты

- Ноу-хау

- Использование новых информационных технологий

4. Маркетинг

- Организация сбыта

- Расположение сбытовых филиалов

- Фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов

5. Кадры

- Возрастная структуры

- Уровень образования

- Квалификация и мотивация труда персонала

6. Финансы

- доля собственного капитала (капитал и резервы)

- Уровень финансового состояния

- Возможности получения кредита

Конкурентные силы окружающей среды

Внутриотраслевая конкуренция

Угрозы со стороны новых конкурентов

Наличия продуктов-заменителей

Сильные позиции поставщиков и покупателей.

Вопросы для самоконтроля

Вопрос Ответ
Что такое внешняя среда проекта?  
Какие внешние факторы влияют на работу предприятия?  

Тема 4. Структура бизнес-плана.

Сбор исходных данных для разработки бизнес-плана

 
  Тема 3. Функционирование предприятия во внешней среде - student2.ru

Тема 3. Функционирование предприятия во внешней среде - student2.ru

 
  Тема 3. Функционирование предприятия во внешней среде - student2.ru

Рис. 1 Структура бизнес-плана

Цель резюме –в сжатой формепредставить основные идей бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересованность потенциального партнера, инвестора и кредитора.

Описание проекта (резюме) может включать следующую информацию:
- цель и задачи бизнес-плана (рис. 1);

- описание предприятия, его специализацию и предысторию развития предприятия;

- краткие сведения о квалификации управленческого персонала,, какими способностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал;

- преимущества продукции (услуг) предприятия на рынке и в отрасли;

- ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние;

- долгосрочную и краткосрочную стратегии предприятия, возможности роста производства и доходов, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

- описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;
- потребности в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, порядок возврата заемных средств;

- какие риски могут ожидать предприятие и каков их уровень;

- экономическое обоснование и эффективность проекта.

Таким образом, резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Его объем не должен превышать трех страниц машинописного текста. Пишется резюме в последнюю очередь, при этом текст обычно составляется из ключевых фраз других разделов бизнес-плана.

Наши рекомендации