Методы постановки PR проблем сферы сервиса, малого и среднего бизнеса
При выборе и окончательной формулировке темы дипломной работы необходимо прежде всего осуществить постановку проблемы, т.е. описать тот круг незнания, которое необходимо исследовать. Для этого можно воспользоваться различными методами постановки проблемы:
1. SWOT анализ ситуации в сфере сервиса, в малом и среднем бизнесе (на примере отдельного предприятия)
2. Постановка проблем сервиса, малого и среднего бизнеса на основе личных бесед (на примере отдельного предприятия)
3. Постановка проблем сервиса, малого и среднего бизнеса на основе интервью (на примере отдельного предприятия)
4. Постановка проблем сервиса, малого и среднего бизнеса на основе наблюдений (на примере отдельного предприятия)
5. Отношение представителей бизнеса к PR (на основе личных бесед, интервью, наблюдений)
6. Элементы PR в менеджменте и маркетинге в малом и среднем бизнесе: положительный и отрицательный опыт (на примере сравнительного анализа предприятий сферы сервиса)
7. Формирование социальной репутации фирмы (на примере анализа состояния и возможностей отдельного предприятия)
8. Формирование деловой репутации фирмы (на примере анализа состояния и возможностей отдельного предприятия)
9. Бренд фирмы и товаров (контент-анализ брендов на рынке Башкортостана)
10. Анализ логотипов, фирменного стиля предприятий сервиса Уфы
11. Анализ практики личных продаж, стимулирования сбыта, рекламы и ценообразования предприятий сервиса г. Уфы
12. Анализ внутренних коммуникаций малых и средних предприятий и способы повышения их эффективности (на примере отдельных предприятий)
7.3. Навигатор по проблематике PR услуг
PR специалисты в области практической профессиональной деятельности работают в качестве PR менеджеров и PR консультантов. PR менеджеры заняты в подавляющем большинстве своем на крупных предприятиях, в которых имеются PR службы. Таких служб на средних и тем более на малых предприятиях практически не существует. В то же время малые и средние предприятия пользуются помощью различных консалтинговых фирм, среди которых появляются и те, которые специализируются или полностью, или частично в области PR.
Основной задачей навигатора является оказание помощи выпускнику определиться с проблематикой PR консалтинга. Это касается, прежде всего тех выпускников, которые намерены работать в будущем в качестве консультантов (советников) по связям с общественностью в различных областях бизнеса.
Навигатор преследует следующие цели:
· Использование знаний, навыков и умений, полученных в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, сфокусированных на проблемах коммуникационного консалтинга;
· Применение основных знаний и навыков профессионального консалтинга в сфере коммуникаций (коммуникационного консалтинга) в сфере бизнеса;
· Реализация конкретных знаний о специфике коммуникационного консалтинга в области малого и среднего бизнесе;
· Использование прикладных аспектов теории и технологий коммуникационного консалтинга.
· Раскрытие возможностей прикладного применения подготовки, полученной студентами в рамках базовых профессиональных и специальных дисциплин;
· Формирование представлений о понятии, концептуальных основах и сферах применения коммуникационного консалтинга;
· Овладение методами коммуникационного анализа проблем корпоративного управления и развития предпринимательства.
Проблематика PR услуг (консалтинга)
Эволюция взглядов на консультирование. Предпосылки и состояние различных видов консалтинга в США, странах Западной Европы и в России. Рынок информационных технологий и консалтинговых услуг в современном мире. Общее и особенное в профессиональных функциях, целях и формах работы PR менеджера и PR консультанта.
Теория и практика консультирования. Функции и фазы консалтинга. Виды консалтинга. Виды PR бизнес консалтинга. Консультанты по проектам. Консультанты по имиджу. Консультанты по вопросам СМИ. Консультанты по рекламе. Консультанты по маркетингу. Консультанты по рейтингам. Анализ специфических особенностей организации, прогнозирование возможных вариантов развития событий, формирование стратегии и тактики компании. Ограничения, возникающие в процессе консультирования.
Организация работы консультантов. Персональная ориентированность консультанта (работа с первым лицом). Информационное обеспечение консультанта. Договорные условия работы консультанта (должностные обязанности и статус, ответственность, режим конфиденциальности). Финансовые условия работы консультанта. Составление бюджета консалтинговых услуг.
Постоянный и разовый консультант. Долгосрочное консалтинговое обслуживание. Обучение собственного персонала как вид консалтинга. Подготовка собственных консультантов. Критерии выбора консалтинговых служб. Особенности взаимоотношений с ними.
Роль и значение агентства в связях с общественностью. Функциональный принцип построения агентства. Профессии в сфере связей с общественностью. Исследовательский, творческий, производственный сегменты, их функции и задачи. Профессиограмма сотрудника агентства. Функции руководства и среднего звена. Распределение обязанностей между руководством и средним звеном.
Обеспечение высокого качества работы, привлечение и удержание клиентуры, пути совершенствования организации работы с кадрами. Критерии оценки менеджеров. Поддержание корпоративной культуры. Планирование, координация и контроль деятельности агентства. Оценка эффективности работы. Сотрудничество с другими организациями.
Консультирование по проблемам разработки и применения моделей коммуникации на практике. Формирование коммуникативной компетентности специалиста и тренинг по выработке и закреплению качеств коммуникативной личности.
Консультирование по проблемам защиты информации. Организация коммуникативного пространства руководителя. Балансирование коммуникаций руководителя в привычных и непривычных коммуникациях. Анализ соотношения «жесткой» и «мягкой» организации коммуникаций. Диагностика причин нарушения коммуникаций методами деловой игры и «мозгового штурма». Типы предпочтительных актов коммуникативное поведение руководителя. Консультирование по преодолению психологических барьеров в коммуникативном поведении
Репутационный консалтинг. Роль и значение репутации. Составляющие репутации. Репутация и имидж, репутация и узнаваемость, репутация и известность. Учет политических, экономических, социальных, национально-культурных, демографических особенностей среды формирования репутации. Корпоративный имидж. Миссия компании. Экологические аспекты имиджа. Репутация как нематериальный актив. Технологии создания репутации. Работа со СМИ, организация специальных мероприятий, спонсорство, благотворительность, лоббирование. Взаимоотношения с властными и общественными структурами. Управление репутацией. Защита репутации. Специфика построения репутации первого лица компании, города, региона, страны. Оценка эффективности реализации программ и мероприятий.
Функции антикризисного PR консалтинга: диагностика кризисов, прогноз развития кризиса, разработка антикризисной стратегии, оценка антикризисного бюджета, оценка побочных эффектов и безусловных потерь, создание комплекса неотложных мер, корректирующие рекомендации по ходу воплощения антикризисной стратегии.
Роль исследования в коммуникационном консалтинге. Система управления как объект исследования. Управленческое обследование. Функциональные зоны управленческого обследования (маркетинг, финансы, производство, персонал, организационная культура, имидж). Основные подходы в коммуникационном исследовании (системный, комплексный, интеграционный, ситуационный, маркетинговый, инновационный, нормативный и поведенческий подходы).
Этапы проведения коммуникационных исследований. Выявление потребности в проведении исследований. Анализ проблем, вызывающих эти потребности. Выявление объекта и предмета исследования. Выбор методологии проведения исследования. Анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. Выбор метода проведения исследования. Организация проведения исследования. Анализ результатов исследования и выработка рекомендаций и мероприятий.
Методы коммуникационного исследования. Методы использования знаний и интуиции специалистов. Мозговая атака (подготовка, организация, формы проведения, подведение итогов). Метод синектики. Методы типа «сценариев». Методы экспертных оценок. Методы типа «Дельфи». Метод дерева решений. Метод деловых игр. Методы формализованного представления коммуникационных систем. Сетевой метод моделирования систем коммуникации. Имитационное динамическое моделирование систем коммуникации. Методы исследования информационных потоков в системе коммуникаций. Анализ документированных и недокументированных сообщений. Расчет показателей и процесс формирования документов. Анализ маршрута документов. Графический метод анализа потоков информации.
Коммуникационный консалтинг в теориях менеджмента. Методы решения коммуникационных проблем в школе научного управления Ф. Тейлора, в школе человеческих отношений, в школе социальных систем.
Сетевой анализ коммуникаций. Радиальные и взаимосвязанные типы коммуникационных сетей. Конфигурации коммуникационных сетей («круг», «штурвал», «цепь», «игрек», «тент», «палатка», «дом», «паутина»). Определение эффективности коммуникационных конфигураций. Анализ коммуникационных ролей («сторож», «связной», «лидер мнения», «космополит»). Анализ предназначения коммуникационных сетей (сети власти, сети обмена информацией, сети «задача – экспертиза»). Оптимизация каналов коммуникации. Вертикальный канал коммуникации. Перевод нисходящих и восходящих потоков информации в режим диалога. Горизонтальный канал коммуникации. Обеспечение взаимосвязи формальной и неформальной горизонтальной коммуникации. Коммуникации организации с внешней средой. Задачи внешних коммуникаций.
Анализ проблем структурных коммуникаций. Анализ типов искажений сообщений (преднамеренные, непреднамеренные, фильтрация информации). Анализ информационных перегрузок. Анализ степени пространственной дифференциации коммуникаций. Пути решения проблем структурных коммуникаций.
Литература в помощь дипломнику
Научно-методическая литература
1. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. / В.С. Безрукова. - СПб. Питер. 2004.
2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. / Ю.Г. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
3. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления. / И.Н. Кузнецов. - М., Дашков и К. 2004.
4. Курсовые и дипломные работы: от выбора темы до защиты. Спр. пос./ Кузнецов И.Н. Минск: Мисанта, 2003.
5. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. Пер. с итал. / У. Эко. - М., 2003.
6. Андреев Г.И. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. / Г.И. Андреев, С.А. Смирнов, В.А. Тихомиров. – М.: Финансы и статистика, 2004.