Понятие и элементы договора коммерческой концессии.
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Характеристика договора коммерческой концессии: консенсуальный, двусторонне-обязывающий, возмездный.
Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь.
Правообладатель — это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он передает пользователю.
Пользователь — это лицо, получающее возможность использовать исключительные права правообладателя.
Форма договора коммерческой концессии — письменная. Несоблюдение письменной формы договора влечет его ничтожность.
Срок не относится к существенным условиям договора коммерческой концессии. Согласно п.1 ст. 1027 ГК РФ данный договор может быть заключен на срок или без указания срока. Договор, заключенный без указания срока, длится сколь угодно долго и может быть расторгнут по желанию любой из сторон с соблюдением требований, предусмотренных в п. 1 ст. 1037 ГК РФ.
Основной целью заключения договора коммерческой концессии является создание новых хозяйственных комплексов.
Разновидности коммерческой концессии: сбытовая — в этом случае создается единая сбытовая сеть под общим контролем правообладателя; торговая — открываются торговые предприятия, которые юридически не являются филиалами или структурными подразделениями правообладателя, а только используют его торговую марку; коммерческая концессия в сфере обслуживания; производственная — в этом случае пользователь организует производство товаров с использованием товарного знака правообладателя.
Содержание договора коммерческой концессии.
Помимо предмета к числу существенных условий договора коммерческой концессии относятся условия: о вознаграждении (ст. 1030 ГК); об использовании деловой репутации (ст. 150 ГК), коммерческого опыта; об объеме использования комплексом исключительных прав; о необходимости регистрации этого договора (ст. 1028 ГК), иные условия, упомянутые в ст. 432 ГК.
Договор коммерческой концессии может содержать и другие условия: о сроке действия договора (п. 1 ст. 1027 ГК); о территории использования объекта исключительных прав; о сфере предпринимательской деятельности, в которой будет использоваться передаваемый по договору комплекс исключительных прав, дело-вал репутация и коммерческий опыт (торговля, выполнение подрядных и иных работ, оказание услуг по хранению, гостиничных, медицинских, банковских и т.д.).
Особые требования закон предъявляет к форме этого договора и его регистрации. Согласно ст. 1028 ГК договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность.
Договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, договор коммерческой концессии регистрируется органом, .осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя — пользователя по договору.
Договор коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, подлежит регистрации также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.
Нужно учесть, что для сторон договор вступает в силу с момента его заключения. Однако в отношениях с третьими лицами — с момента упомянутой регистрации.