Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.
Казначейство - это специальный гос-ный орган, созданный для управления дох.ами и расх-ми фед-го бюд-та РФ, контролем за поступлением и исполнением внебюд-тных ср-в, управлением и обслуживанием совместно с уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ. Главной целью создания автоматизированной информ-ой технологии в органах казначейства является существенное повышение эффективности исполнения фед-го бюд-та. В связи с этим к информ-ой системе казначейства предъявляются следующие требования: · оперативно, точно и эффективно решать ограниченным персоналом весь объем задач, поставленных перед системой органов казначейства; · оперативно, точно и достоверно решать задачи по учету дох.ов фед-го бюд-та; · организовать взаимодействие между фед. бюд-том, бюд-том субъектов Федерации и местными бюд-тами всех ур-ней; · быстро и точно доводить ср-ва фед-го бюд-та до конечных получателей; обеспечивать текущий, полный, оперативный и строгий контроль за рациональным и целевым использованием бюд-тных ср-в; обеспечивать оперативный и объективный анализ исполнения фед-го бюд-та и прогнозирование поступления дох.ов в бюд-т и предстоящих расх-ов на любой заданный период; управлять и обслуживать гос-ный внутр-ний долг; соответствовать действующей в РФ законодательной практике и нормативным требованиям Министерства финансов РФ; обслуживать конфиденциальную и секретную инф-цию в соответствии с требованиями компетентных органов; обеспечивать юридическую преемственность первичного документа и его электронной копии, а также ее сохранность в течение всего периода их регламентного существования, определяемого инструкциями и положениями о делопр-ве. Достижение основных целей построения автоматизированной информ-ой технологии органов казначейства возможно при выполнении в процессе ее создания ряда условий: Информ-ная система, обслуживающая исполнение фед-го бюд-та, должна строиться на базе автоматизированного бухгалтерского учета с эквивалентной по степени детализации настройкой планов счетов. Бух-кий учет исполнения фед-го бюд-та должен проводиться в аналитическом аспекте на всю глубину бюд-тной классификации, в том числе в разрезе конечных получателей бюд-тных ср-в; Информ-ная система казначейства должна быть адаптирована к работе, как с традиционными банковскими операциями, так и с системами электронных банковских расчетов и поддерживать активное взаимодействие с информационными системами исполнения фед-го и региональных бюд-тов (это исключает ошибки и несопоставимость данных при вторичных вводах информации в систему); · Согласование и синхронизация основных процессов исполнения бюд-та в течение операционного дня, недели, месяца, квартала, года; · Орг-ция единой технологической информ-ой коммуникационной системы органов, исполняющих бюд-ты различных ур-ней; · Достоверность информации, входящей в ту или иную смежную ведомственную систему в ходе их взаимодействия, — применение единой технологии защиты информации от несанкционированного доступа и защиты электронной подписи; Применение при орг-ции и внедрении автоматизированной информ-ой технологии казначейства технологических и методических решений, позволяющих проводить модификацию как всей системы или ее ядра, так и только отдельных автоматизированных рабочих мест и отдельных задач на рабочих местах, не затрагивая текущую работу остальной системы. Автоматизированная информ-ная система исполнения дох.ов части фед-го бюд-та представляет собой программный комплекс(система «КАЗНА»).
АИС "КАЗНА" - автоматизированная информ-ная система исполнения фед-го бюд-та (дох.ная часть) - разработана и сопровождается по заказу Министерства Финансов РФ, сдана и сертифицирована в ФАП МФ РФ, предназначена для автоматизации деят-ти территориальных органов фед-го казначейства Министерства финансов РФ по учету дох.ов и их распределении между уровнями бюд-тной системы РФ и предоставляет следующие возможности:сбор, учет, обработка, анализ и хранение информации по дох.ной части фед-го бюд-та; получение актуальной и достоверной информации о поступлении ср-в в фед-ый бюд-т, бюд-т субъекта РФ, бюд-ты муницип-ых образований, гос-ные внебюд-тные фонды; выдача справочной, статистической, аналитической информации для всех участников бюд-тного процесса; формирование отчетных, учетных и платежных документов.
На основе полученной информации подразделениями Казначейства мо. быть решены такие задачи, как: непоср-венный контроль за динамикой поступления ср-в в фед-ый бюд-т; прогнозирование поступлений ср-в, с целью проведения соответствующего планирования расх-ования ср-в фед-го бюд-та; осуществление наблюдения за движением ср-в, поступающих в виде нал-ов и сборов в фед-ый бюд-т; осуществление распределения регулирующих дох.ов между уровнями бюд-тной системы РФ (в том числе гос-ными внебюд-тными фондами); информационное взаимодействие с территориальными органами ведомств, администрирующих поступление ср-в в бюд-тную систему РФ; передача информации в вышестоящие органы фед-го казначейства, финансовые органы, гос-ные внебюд-тные фонды о поступлении ср-в в бюд-тную систему РФ.
Система предназначена для пользователей четырех категорий: администратор - специалист по вопросам ведения и поддержки автоматизированной системы, по вопросам оргтехники и локальной вычислительной сети; финансист (казначей) - специалист, ответственный за выполнение фин-ых операций; операционист - специалист, ответственный за ввод информации в систему. бухгалтер - специалист, ответственный за выполнение бухгалтерских операций и ведение бухгалтерской отчетности.
Система работает в многопользовательском сетевом режиме, кроме того, система позволяет работать в локальном режиме.
Программная система «Смета-Р» предназначена для автоматизированного учета фин-ых операций отделений фин-ого казначейства по учету расх-ов и позволяет выполнять следующие функции: вести каталоги клиентов, их атрибуты и характеристики; вести каталог лицевых счетов распорядителей бюд-тных ср-в (РБС); вводить платежные документы; устанавливать соответствие между введенными платежными документами и выписками со счетов определенного казначейства в банке с автоматическим формирование проводок по счетам; разносить проводки по лицевым счетам распорядителей ср-в; учитывать постановку платежных документов на картотеку; повысить достоверность расчетов при вводе платежных документов за счет подключения к справочнику распорядителей бюд-тных ассигнований предприятий - корреспондентов в банке; формировать и печатать отчетные формы и документы; вести архивы платежных документов; настраивать атрибуты отделений фед-го казначейства; устанавливать различный ур-нь доступа к информации для пользователей системы. В автоматизированной системе казначейства заложены рабочие ср-ва: администратора системы (АС); отдела платежей; операционного отдела; бухгалтерии.