Вопрос. Портфельные иностранные инвестиции в России и их оценка.
Портфельные иностранные инвестиции – это инвестиции при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся цен.бум). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке гос-ных и муницип-ых цен.бум.
Целью портфельных инвестиций является вложение ср-в инвесторов в цен.бум наиболее Prно работающих предприятий, а также в цен.бум, эмитируемые гос-ными и местными органами власти с целью получения максимального дох.а на вложенные ср-ва. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.
Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской эк-ки достаточно задачей. С помощью ср-в зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экон-их задач:
1. пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
2. аккумулирование заемных ср-в российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых цен.бум российских эмитентов;
3. пополнение фед-го и местных бюд-тов субъектов РФ путем размещения среди иностранных инвесторов долговых цен.бум, эмитированных соответствующими органами власти;
4. эффективная реструктуризация внешнего долга РФ путем его конвертации в гос-ные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.
Существует два основных потока привлекаемых в РФ иностранных портфельных инвестиций:
5. вложения портфельных инвесторов в акции и облигации российских акционерных обществ, свободно обращающиеся на российском и зарубежном рынке цен.бум;
6. вложения иностранных портфельных инвесторов во внеш и внутренние долговые обязат-ва РФ, а также цен.бум, эмитированные субъектами Федерации.
Предварительный анализ и оценка ИИП
Включает в себя следующие этапы:
1. Предварительного анализа: выпуск Та и конкурентная стратегия в принимающем государстве.
Конкурентная борьба определяется следующим фактором: рын-ой силой которой обладают поставщики сырья и комплектующих изделий; рын-ой силой которые обладают покупатели гот.прод; рын-ой силой которые обладают производители аналичным видом прод-ции
2. Оценка рынка сбыта включает следующие этапы:
2.1 Оценка потенциальной емкости рынка т.е. общая ст-ть Та которые районные регионы государства смо. приобрести за определенный период времени. Этот промежуток зависит от следующих факторов: экон-ий ур-нь дох.ов населения, политический, природные и др.
2.2 Оценка максимальной емкости рынка
2.3 Реальная оценка рынка т.е. объем прогноза реализации
3. Учет продолжительности жизненного цикла прод-ции в принимающем государстве.
3.1 Начинается рост объема пр-ва – Т доступен
3.2 стремительный рост объема пр-ва – Т превращается в массовый
3.3 снижение объема реализации в данной стадии инвестор должен предвидеть появление нового вида прод-ции
3.4 уход Та с рынка
4. Разрешение задач с стартовым обеспечением инвестиционного проекта.
5. Определение юридических рамок реализации инвестиционных проектов
6. Определение мест положения деят-ти предприятия.
После разработки инвестиционной идеи следует перейти к формулировке концептуальных направлений деят-ти — целей и формулировке задач, подлежащих решению.
Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, так как только при этом условии может быть проработан следующий шаг — формирование основных характеристик проекта. К таким характеристикам можно отнести:
- наличие альтернативных технических решений,
- спрос на прод-цию проекта,
- продолжительность проекта, в том числе его инвестиционной фазы;
- оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на прод-цию (У) проекта,
- перспективы экспорта прод-ции проекта,
- сложность проекта;
- исходно-разрешительная документация,
- инвестиционный климат в районе реализации проекта,
- соотношение затрат и результатов проекта
Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе приведенных выше показателей Для этой цели обычно используют несложную экспертную систему. Экспертная оценка вариантов инвестиционных решений
Суть данной оценки заключается в выделении факторов успеха проекта, придании им веса с последующим взвешиванием и выбором оптимального варианта инвестиционного проекта. Первым шагом реализации данной методики является определение факторов, которые мо. в значительной степени повлиять на успешность выполнения проекта.
Второй шаг — факторы располагаются в порядке убывания приоритетности Для этого определяется, какой их факторов в наибольшей степени повлияет на ход реализации проекта. Далее определяется наиболее существенный фактор из оставшихся и т.д.
Третий шаг — оценка весомости (ранга) каждого из перечисленных факторов. Сумма рангов всех факторов должна быть равна единице.
Четвертый шаг — проекты или варианты одного проекта необходимо оценить по каждому из факторов (критериев) оценки.
Максимальный балл по любому из факторов для проекта равен 100, минимальный — 0. Например, если эксперты признают, что спрос на прод-цию проекта будет неограниченным, то значение фактора «спрос на прод-цию (У) проекта» для данного варианта проекта равен 100 баллам.
Пятый шаг — экспертная оценка влияния каждого фактора получается путем перемножения веса каждого фактора и оценки этого фактора для каждого варианта.
Данная методика может применяться как для предварительного отбора наиболее перспективных вариантов осуществления проекта, так и для предварительного определения осуществимости проекта. В первом случае для дальнейшего рассмотрения остаются альтернативы, получившие наивысшие результаты, во втором — полученная интегральная экспертная оценка
проекта сравнивается с определенным заранее «ограничением снизу». Если полученное экспертным путем значение выше установленного предела, проект признается осуществимым. Если проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его разработки включая
• детальный маркетинг;
• инженерно-геологические изыскания,
• оценку окружающей среды и местных источников сырья,
политическую обстановку в регионе, республике, стране, социокультурную характеристику населения.