Вопрос. Управление дебиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность образуется во время реализации прод-ции и представляет собой ден-ые ср-ва, которые покупатели должны предприятию. В наличные ден-ые ср-ва она превращается через определенный срок.
На дебиторскую задолженность влияет много факторов: объективные факторы - эк-ие условия, в которых осущ-ся предпринимательская деят-ть, субъективные - профессиональный ур-нь фин-ого менеджера, кредитную политику предприятия, которая может существенно влиять на реализацию.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность (ДЗ) классифицируется по следующим видам:
- ДЗ за Ты , У, работы, срок оплаты которых не наступил;ДЗ за Ты , У, работы, неоплаченные в срок;
- ДЗ по векселям полученным;ДЗ по расчетам с бюд-том;ДЗ по расчетам с персоналом;Прочие виды ДЗ.
Расчеты с покупателями составляют 80-90% в общей сумме ДЗ, поэтому управление ДЗ на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную прод-цию. В целях эффективного управления ДЗ на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая фин-ая политика управления ДЗ (или его кредитная политика по отношению к покупателям прод-ции).
Политика управления ДЗ направлена на расширение объема реализации прод-ции и заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Политика управления дебиторской задолженностью включает:
1. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде.
Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава ДЗ предприятия, а также эффективности инвестированных нее фин-ых ср-в.
1-й этап анализа: оценивается ур-нь ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде. Оценка уровня осущ-ся на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в ДЗ: .Где КОАДЗ – коэффициент отвлечения оборотных активов в ДЗ; ДЗ – общая сумма ДЗ предприятия, ОА – общая сумма оборотных активов предприятия.
2-й этап анализа: определяется средний период инкассации ДЗ и кол-во его оборот в рассматриваемом периоде.
Средний период инкассации ДЗ характеризует ее роль в фактической продолжительности фин-ого и общего операционного цикла предприятия: ; где Пидз – средний период инкассации ДЗ предприятия, - средний остаток ДЗ предприятия, Оо – сумма однодневного оборота по реализации прод-ции в рассматриваемом периоде.
Кол-во оборотов ДЗ характеризует скорость обращения инвестированных в нее ср-в в рассматриваемом периоде: , где ОР – общая сумма оборота по реализации прод-ции в рассматриваемом периоде.
3-й этап анализа: оценивается состав ДЗ предприятия по предусмотренным срокам ее инкассации (по отдельным «возрастным» группам)Результаты анализа представляются графически.
4-й этап анализа: рассматривается состав просроченной ДЗ, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. Рассчитываются следующие показатели: 1. коэффициент просроченной ДЗ: , где ДЗпр - сумма ДЗ, неоплаченной в предусмотренные сроки; 2. средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) ДЗ: , где - средний остаток ДЗ неоплаченный в срок.
5-й этап: анализа: определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования ср-в в ДЗ, т.е. сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации прод-ции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также фин-ых потерь от не возврата долга покупателями. Расчет эффекта производится по формуле: , где Пдз - дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации прод-ции за счет предоставления кредита, ТЗдз – текущие затраты, связанные с организацией кредитования и инкассации долга, ФПдз – сумма прямых фин-ых потерь от не возврата долга покупателям. В процессе этого этапа может быть определен также относительный показатель – коэффициент эффективности инвестирования ср-в в ДЗ: , где Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования ср-в в ДЗ по расчетам с покупателями в определенном периоде, средний остаток ДЗ по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям прод-ции. На этой стадии решают два основных вопроса:
1) в каких формах осуществлять реализацию прод-ции в кредит: Тный кредит – представляет собой форму оптовой реализации прод-ции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (от 1 до 6 мес.); потребительский кредит – форма розничной реализации Тов покупателям с отсрочкой платежа (обычно от 6 мес до 2 лет).
2) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию. Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения ур-ней дох-ти и риска кредитной деят-ти предприятия. Бывают: а) консервативный (жесткий) тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска; б) умеренный тип характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и фин-ой практикой и ориентируется на средний ур-нь кредитного риска; в) агрессивны (мягкий) тип – приоритетной целью ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации прод-ции в кредит.
3. Определение возможной суммы фин-ых ср-в, инвестируемых в ДЗ по Тному и потребительскому кредиту.
При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации прод-ции в кредит (ОРк), средний период предоставления отсрочки платежа, по отдельным формам кредита , средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики ( ), коэффициент соотношения себест-ти и цены реализуемой в кредит прод-ции (Кс/ц). Эта сумма определяется: .
4. Формирование системы кредитных условий:
- срок кредита (кредитный период) – характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа,
- размер кредита (кредитный лимит) – максимальный предел суммы задолженности покупателя по кредиту,
- ст-ть предоставления кредита - характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную прод-цию. Годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит: , где ЦСн - ценовая скидка покупателю при осуществлении немедленных расчетов за прод-цию, %; СПк – срок кредита, дн.;
- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями (пени, штрафы, неустойки).
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность.
6. Формирование процедуры инкассации ДЗ. (сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежа и т.д.).
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ. Рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в др. формы оборотных активов: ден-ые ср-ва и высоколиквидные краткосрочные ЦБ.Формы рефинансирования: факторинг; учет векселей, выданных покупателями прод-ции; форфейтинг.
8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ. Контроль организуется в рамках построения общей системы фин-ого контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является «Система АВС» применительно к портфелю ДЗ предприятия. Категория «А» - наиболее крупные и сомнительные виды ДЗ; «В» - кредиты средних размеров; «С» - остальные виды ДЗ. Критерием оптимальной кредитной политики является условие: , где ДЗо – оптимальный размер ДЗ при нормальном финансовом состоянии предприятия; ОПдр – дополнительная операционная Pr, получаемая предприятием от увеличения продажи прод-ции в кредит; ОЗдз - дополнительные операционные затраты по обслуживанию ДЗ; ПСдз – размер потерь ср-в, инвестированных в ДЗ из-за недобросовестности покупателей.
49вопрос. Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
Задачей краткосрочного фин-ого планирования является обеспечение финансирования деят-ти компании и эффективное использование временно свободных ден. ср-в.
Для обеспечения непрерывного развития предприятию требуется капитал, т.е. деньги, вложенные в здания, машины и оборудование, в покупку и хранение запасов, счета дебиторов и др. активы. Как правило, все эти активы не приобретаются сразу, а создаются постепенно в течение некоторого периода времени. Назовем общие расх-ы компании, необходимые для финансирования дополнительных активов, потребностью компании в капитале.
В большинстве компаний накопившаяся потребность в капитале растет не равномерно, а скорее волнообразно. Потребность в капитале имеет отчетливо выраженную положительную зависимость от роста объемов операций компании. Однако возможны и определенные сезонные колебания. Наконец, будут возникать и непредсказуемые заранее ежемесячные или еженедельные колебания.
Накопившаяся потребность в капитале может быть удовлетворена за счет краткосрочных и долгосрочных источников финансирования. Когда долгосрочное финансирование не покрывает всех потребностей в капитале, компании необходимо прибегать к краткосрочному финансированию для мобилизации недостающих ср-в. Когда долгосрочные финансовые рес-ы, полученные компанией, выше, чем ее накопившаяся потребность в капитале, тогда у компании возникает избыток ден. ср-в, который она может использовать для краткосрочного инвестирования. Таким образом, сумма долгосрочного финансирования, полученного компанией, при данной накопившейся потребности в капитале определяет, является ли компания в краткосрочном периоде заемщиком или кредитором, т.е. кредитуется или инвестирует.
В краткосрочном финансовом планировании выделяют следующие этапы: анализ фин-ого состояния компании; расчет плановых притоков ден. ср-в; расчет плановых оттоков ден. ср-в; выявление потребности в дополнительных источниках финансирования; выбор источников финансирования; подготовка плана финансирования; оценка плана финансирования; ситуационное моделирование.
Методология краткосрочного планирования:Анализ фин-ого состояния компании предполагает анализ баланса компании, отчета о прибылях и убытках, отчета об источниках ден. ср-в и отчета об их использовании. Анализ баланса компании начинается с оценки изменения основных статей либо по сравнению с предыдущим периодом, либо за ряд предыдущих периодов. Отчет о прибылях и убытках покажет выручку компании за период, основные затратные статьи, размер прибыли.
Немаловажную роль при анализе фин-ого состояния предприятия играет величина собственных оборотных ср-в. Собственные оборотные ср-ва (чистый работающий капитал) – это те ср-ва, которые предприятие использует для текущей оперативной деят-ти (приобретения запасов, оплаты счетов и др.), финансируемые за счет долгосрочных обязательств и собственного капитала.
Баланс предприятия упрощается с введением статьи собственных оборотных ср-в. Анализ фин-ого состояния компании осущ-ся с целью помочь в прогнозировании и планировании оттоков и притоков ден. ср-в.
На предприятии выделяют три вида деят-ти: основная, связанная с пр-вом прод-ции или предоставлением услуг; инвестиционная, связанная с приобретением и продажей долгосрочных активов и фин-ая деят-ть (выпуск цен.бум, погашение задолженностей и т.д.). Каждый из этих видов деят-ти генерирует как притоки, так и оттоки ден. ср-в. Таким образом, при составлении плановых притоков и оттоков ден. ср-в необходимо учитывать их движение по всем видам деят-ти предприятия. Основную часть притока ден. ср-в, как правило, генерирует основная деят-ть предприятия.
Оттоки ден. ср-в условно сгруппируем следующим образом: 1.Оплата счетов поставщиков. Прогноз исходит из предположения о том, что все счета поставщиков оплачиваются вовремя. Отсрочка или затягивание оплаты, как правило, грозит потерей скидок за быструю оплату. 2.Оплата труда, управленческие и др. расх-ы. В эту категорию входят все остальные текущие затраты компании. 3.Расх-ы на капиталовложения. Компания "PVA" планирует крупные капиталовложения в первом квартале. 4.Нал на Pr, выплаты %-ов и дивидендов.
Потребность в финансировании рассчитывается с учетом минимально необходимого остатка ден. ср-в на расчетном счете. Следующий шаг – принятие решения об источниках финансирования и направлениях использования временно свободных ден. ср-в (если таковые имеются).
Среди возможных источников финансирования выделяют: краткосрочна банковская ссуда; коммерческие бумаги; торговый кредит; давальческое сырье; просроченная задолженность поставщикам; факторинг (продажа дебиторской задолженности); краткосрочная аренда.
Каждый из источников имеет свои плюсы и минусы. Оптимальное решение принимается с учетом положения компании, ситуации на рынке кредитных рес-ов и др. на практике составляют несколько планов. Основанием для составления нескольких планов служит разнообразие и различие в условиях источников финансирования. Далеко не обязательно, что составленный выше план не является самым лучшим, так как отсрочка платежей обходится очень дорого.
Фин-ый менеджер должен ответить на ряд вопросов. Например: 1. Нуждается ли компания в крупном резерве ден. ср-в или легко реализуемых цен.бум, чтобы защищаться, скажем, от просрочки платежей ее собственного потребителя (что ведет к замедлению поступления ден. ср-в по счетам дебиторов)? 2. Ведет ли данный план к удовлетворительному уровню текущей платежеспособности, выраженному через коэффициенты текущей и быстрой ликвидности? Банкиры мо. изменить свои намерения, если эти показатели ухудшатся. 3. Возникают ли неявные издержки от просрочки платежей поставщикам? Будут ли теперь поставщики подвергать сомнению краткосрочную платежеспособность компании? 4. Позволяет ли план XZ года иметь устойчивое финансовое состояние в следующем году? ( В данном случае ответ положительный, так как к концу года компания выплатит свои краткосрочные долги). 5. Должна ли компания предпринять шаги по получению долгосрочных фин-ых рес-ов для капиталовложений в первом квартале? Это выглядело бы обоснованным, если следовать принципу соответствия, согласно которому долгосрочные активы финансируются за счет долгосрочных источников. Это привело бы к резкому снижению потребности в краткосрочных заемных источниках. Однако в качестве контраргумента можно было бы учесть, что компания привлекла краткосрочные источники для финансирования капиталовложения временно. К концу года эти инвестиции оплачиваются за счет ден. ср-в от основной деят-ти компании. Таким образом, решение компании не привлекать долгосрочных заемных источников финансирования капиталовложений может отражать стремление финансировать инвестиции за счет нераспределенной прибыли. 6. Вероятно, производс-ные и инвестиционные планы компании могли бы быть скорректированы, чтобы облегчить решение проблем краткосрочного финансирования. Существует ли какой-то легкодоступный путь отсрочить крупный отток ден. ср-в первого квартала? Например, если этот отток вызван инвестициями в оборудование, которое должно быть приобретено и установлено в первом квартале? Это оборудование не предполагается пустить на полную мощность раньше августа. Вероятно, можно было бы договориться с производителем оборудования об оплате только 60% покупки при поставке и 40%, когда оно установлено и начало работать.
Краткосрочные планы финансирования разрабатываются методом проб и ошибок. Сначала фин-ый менеджер составляет один план, анализирует его, затем разрабатывает еще один при других допущениях об условиях финансирования и инвестиций. Такие пробы и ошибки важны для менеджера, так как позволяют понять настоящую природу проблем, с которыми сталкивается компания.
Долгосрочное финансовое планир-ие определяет, какими должны быть результаты каждого хозяйственного года
Исходными данными для построения плана является инф-ция о состоянии финансов (стандартные формы фин-ой отчетности – Бух-кий баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении ден. ср-в и др.) предприятия на конец некоторого года Х, который условно называется ниже «отчетным». Нашей задачей является создание «картины» целевых ориентиров фин-ого развития предприятия за ряд последующих лет:
· фин-ых результатов каждого года;
· активов и обязательств на конец каждого года в пределах горизонта планирования.
Планир-ие фин-ых результатов
Отправной точкой фин-ого планирования обычно является план продаж , в этой связи описываемую ниже схему планирования называют «методом процентной зависимости от объема продаж». В различных ситуациях на основании плана продаж в натуральном («физическом») выражении определяют вначале либо ожидаемую выручку от продаж, либо ожидаемую себест-ть. Такой подход к планир-ию финансов отражает то обстоятельство, что динамика финансов орг-ции должна непоср-венно увязываться с ее эк-ой деят-тью; из различных фин-ых показателей наиболее тесно связаны с экономическими результатами показатели Отчета о прибылях и убытках – дох-ы и расх-ы (существенными частями которых являются соответственно выручка и себест-ть).
Построить «хороший» фин-ый план «с первой попытки» практически никогда не удается – в большинстве случаев плановикам приходится встречаться с различного рода препятствиями: это может быть недостаток рес-ов предприятия (либо, наоборот, их излишек, что также нельзя признать удачным решением), риск утраты платежеспособности либо фин-ой устойчивости, отрицательное восприятие инвесторами политики финансирования и т.п.
Прежде чем продолжить составление плана, полезно сравнить тенденцию изменения дох.ов и расх-ов (а следовательно, и прибыли) в новом (планируемом) году. Такое сравнение проводится в рамках изучения операционной зависимости предприятия и тесно связано с исследованием динамики его рентабельности.
Таким образом, в ходе планирования фин-ых результатов (пока еще предварительного) делаются оценки некоторых важных показателей работы компании в следующем году:
· оценивается динамика ее рентабельности (показатели рентабельности продаж и рентабельности пр-ва);
· исследуется изменение запаса фин-ой прочности в результате реализации плана;
· выявляются возможности собственного финансирования дальнейшего развития (строится прогноз «сбережений» фирмы – ее нераспределенной прибыли);
· устанавливается величина дивидендов по акциям (основным и привилегированным).
Планир-ие активов и пассивов предприятия
Прежде чем приступить к процедуре планирования активов и пассивов, обычно выполняют анализ фин-ого состояния предприятия на момент планирования (конец отчетного – начало планового года). Такой анализ позволяет выявить «проблемные» моменты состояния финансов, обычно требующие притока рес-ов для улучшения ситуации. Планир-ие фин-ого состояния начинают обычно с активов предприятия.
Вначале в соответствии с программой инвестиций определяют политику управления внеоборотными активами в предстоящем году.
Оборотный капитал предприятия (по крайней мере, некоторые его составляющие) «в нулевом приближении» может быть спланирован методом процентной зависимости от объема продаж. Это относится к той группе оборотных ср-в, которые поддаются нормированию (т.е. соотнесению с объемом пр-ва). Обычно считают, что нормируемыми элементами оборотного капитала являются Тно-материальные запасы и (в большей или меньшей степени) дебиторская и кредиторская задолженности (последняя относится к источникам финансирования оборотных ср-в). Перейдем к планир-ию обязательств предприятия, которые позволят профинансировать прирост активов в следующем году.
Предположим далее, что в целях укрепления ликвидности мы ставим задачу выйти в плановом году хотя бы на неотрицательное значение чистого оборотного капитала (ЧОК), определяемого как разница текущих активов (ТА) и краткосрочных обязательств (КрО) или, в силу балансового тождества, как разница долгосрочных пассивов (ДП) и внеоборотных активов (ВнА) долгосрочные пассивы, включающие наряду с собственным капиталом (СК) также долгосрочные обязат-ва (ДО) ,
Прирост долгосрочных пассивов осуществляют двумя способами: путем расширения акционерного капитала (выпуск новых акций) либо путем привлечения долгосрочных заемных ср-в (эмиссия долговых цен.бум (облигаций) либо долгосрочный кредит).
Предположим, более удобным в данной ситуации признается заемное финансирование (для выпуска новых акций – первичного размещения – обычно стараются подобрать благоприятный момент), и мы планируем выпуск долгосрочного облигационного займа. Мы можем завершить «начальную» редакцию фин-ого плана, определив краткосрочное финансирование деят-ти предприятия в следующем году. Поскольку общий объем необходимых краткосрочных обязательств, очевидно, составляет ,
Планир-ие поступления и расх-ования денег -прогнозный отчет о движении ден. ср-в в агрегированной форме. Это позволяет лучше представить механизм финансирования различных видов расх-ов, а также движения активов и пассивов п/п. Также проверяется построенный фин-ый план.
Оцениваются ожидаемые совокупные поступления и оттоки денег п/п по 3 видам деят-ти:
1) Поступления денег по осн. деят-сти (ср-ва, полученные от покупателей и заказчиков + прочие дох-ы): . Оттоки денег по основной деят-ти: .
ЧДП NCF(осн)) по осн. деят-ти в план.году – сумма притоков и оттоков .
2) Оттоки денег по инвестиц-ной деят-ти:
- реализ. инвестиционной программы (приобретение ВнА);
- реформирование системы управления запасами.
3) ЧДП по фин-ой деят-ти (выпуск облигаций).
Теперь находим планируемый итоговый ЧДП за год:
На эту сумму должен возрасти согласно плану денежный остаток к концу след. года по сравнению с остатком на начало года.
Анализ плана в условиях неопределенности (анализ риска) - проводят исследование модели развития финансов в следующем году по методу «что будет, если…». Планир-ие приходится осуществлять в условиях неопределенности (риска):
- в связи с внеш факторами, кот-ые влияют на объем реализации, на часть издержек, на цену прод-ции, проч. дох-ы и расх-ы, дебиторскую задолж-сть и др.;
- в связи с внутренними факторами п/пя (ошибки персонала, утечка информации и пр.)
Методы проведения «what-if»-исследования:
1. Метод анализа чувствительности– для исследования частных зависимостей плановых показателей от каждого из факторов неопределенности при условии, что остальные факторы имеют ожидаемые (наиболее вероятные) значения. С пом. этого метода изучаются поведение таких показателей, как дох-ы, расх-ы и Pr п/п, связанные с ними ден-ые потоки. Результаты анализа чувствительности выражаются в графической или аналитической форме. «Силу» зависимости результирующих показателей от факторов неопределенности выражают в терминах эластичности.
2. Метод сценарного анализа – составляется сценарный план в системе: наиболее вероятный, пессимистический, оптимистический («многосценарный» характер планирования в условиях высокой изменчивости внешней среды предприятия). Один план считается наиболее вероятной перспективой предприятия. Два других варианта плана должны описывать «наихудший» и «наилучший» сценарии его развития. Смысл трехсценарного планирования заключается в том, чтобы:
- очертить «границы» возможных колебаний фин-ых показателей;
- предусмотреть наличие «буфера», позволяющего обеспечить гибкость плана при колебаниях фин-ых показателей в этих границах (диверсификация бизнеса, страх-ие бизнес-проектов, хеджирование с помощью производных фин-ых инструментов).
Если запас прочности недостаточен, существует угроза того, что план не удастся реализовать; чрезмерный запас прочности (повышение ликвидности и фин-ой устойчивости предприятия) всегда означает неоптимальный стиль фин-ого управления, т.к. приводит к излишним издержкам (прямые затраты, издержки упускаемых альтернативных возможностей использования капитала).
Более совершенный метод – метод анализа древа решений, позволяющий выбирать сценарии фин-ого развития в зависимости от поведения факторов неопределенности. После этого переходят к текущему финансовому планир-ию.