Вопрос. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов
Гос-ный кредит – совокупность экон-их отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с др., при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Функции государственного кредита: 1) Через распределительную функцию государственного кредита осущ-ся формирование централизованных ден. фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные ср-ва для финансирования своих расх-ов. 2) Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние ден. обращения, уровня процентных ставок на рынке денег и капиталов, на пр-во и занятость. Сознательно используя гос-ный кредит как инструмент регулирования эк-ки, государство может проводить ту или иную фин-ую политику. 3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности: тесно связана с деят-тью государства и состоянием централизованного фонда ден. ср-в; охватывает движение ст-ти в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения ср-в;Осущ-ся не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование ср-в, сроки их возврата и своевременность уплаты %-ов. Гос-ный кредит подразделяется на внутр-ний и внешний (международный).
Внутр-ний гос-ный кредит может выступать в следующих формах: гос-ные займы, обращение части вкладов населения в гос-ные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование ср-в общегосударственного ссудного фонда.
Гос-ные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные ден-ые ср-ва населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общ-ных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов гос-ных цен.бум. Вторая форма государственного кредита, функц-ние которой опоср-вуется системой сберегательных учреждений: обращение части вкладов населения в гос-ные займы. Такое обращение осущ-ся через покупку цен.бум или рын-ых цен.бум (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безолигационных займов (подписание соглашений (договоров) выдача особых свидетельств). Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношение оказания фин-ой помощи предприятиям и орг-циям органами гос-ной власти и управления за счет бюд-тных ср-в на условиях срочности, платности и возвратности.
Заимствование ср-в общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что гос-ные кредитные учреждения непоср-венно передают часть кредитных рес-ов на покрытие расх-ов правит-ва.
Внешний (международный) гос-ный кредит вставляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму гос-ных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в гос-ный долг страны. Предоставление внешних займов осущ-ся за счет бюд-тных ср-в или спец-ых правительственных фондов.
Основной целью гос-ных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление фин-ых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Гос-ные займы классифицируются по ряду признаков.По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.По месту размещения — внутренние и внеш.По обращению на рынке — рын-ные и нерын-ные. Рын-ные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюд-тного дефицита являются основными. В зависимости от срока привлечения ср-в — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более). По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются залогом, например определенным имуществом. Более часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета.
По характеру выплачиваемого дох.а гос-ные займы делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дох.а по выигрышным облигациям осущ-ся на основе тиражей выигрышей. Процентные облигации, дох. по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Краткосрочные заемные инструменты (некоторые долгосрочные долговые обязат-ва) государства продаются со скидкой с номинала, а вы купаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым, купоном.По методу определения дох.а долговые обязат-ва государства бывают с твердыми или плавающими ставками. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расх-ов государства на выплату %-ов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске заемные инструменты подразделяются на обязат-ва с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные.
Гос-ные займы мо. быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией цен.бум государства. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном ур-не.