Оказывающих гостиничные и санаторно-курортные услуги
Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Решающую роль здесь играет выбор и оценка факторов. Следует отметить, что при таком подходе производится одновременный учет и факторов конкурентоспособности услуг и непосредственно, факторов конкурентоспособности средства размещения. Это усложняет задачу оценки и снижает ее точность.
Задачей данного подраздела выпускной квалификационной работы было выявление факторов конкурентоспособности, которые следует учитывать в оценке уровня конкурентоспособности предприятия, специализирующегося на оказании гостиничных и санаторно-курортных услуг.
На основе предварительного опроса экспертов (пример анкеты представлен в Приложении 1), количество которых составило 22 человека, был составлен перечень возможных факторов конкурентоспособности предприятия, который включал 14 факторов:
а1 – качество услуг питания;
а2 – широта ассортимента сервисных и дополнительных услуг;
а3 – уровень цен;
а4 – природные факторы медицинской составляющей услуг;
а5 – качество оказания медицинских услуг;
а6 – имидж предприятия;
а7 – уровень квалификации персонала;
а8 – качество услуг размещения;
а9 – финансовые результаты деятельности предприятия;
а10 – уровень ландшафтного дизайна территории санатория и дизайна интерьеров;
а11 – время деятельности предприятия;
а12 – широта ассортимента медицинских услуг;
а13 - уровень использования комплекса маркетинговых коммуникаций;
а14 - удобство месторасположения.
В качестве экспертов выступали ведущие специалисты и менеджеры ЗАО СПА Отеля «Весна».
Экспертами был установлен, следующий порядок предпочтительности факторов:
1 эксперт: a5>a6>a7>a3>a4>a1>a9>a2>a8>a10>a11>a12>a13>a14;
2 эксперт: a6>a5=a7>a3=a4=a8=a9>a2>a1>a10>a11>a12>a13>a14;
3 эксперт: a5=a6=a7>a4=a8=a9>a1=a2=a3>a10>a11>a12>a13>a14;
4 эксперт: a3=a4=a5=a6>a2=a7=a8>a9>a1>a10>a11>a12>a13>a14;
5 эксперт: a5=a7>a1=a4=a6=a8>a2=a3=a9>a10>a11>a12>a13>a14;
6 эксперт: a1>a5>a3=a4=a6=a7>a8=a9>a2>a11>a10>a12>a13>a14;
7 эксперт: a5=a6=a7>a3=a4>a1=a8>a2=a9>a11>a10>a12>a13>a14;
8 эксперт: a3=a4=a5=a6=a7>a1=a2=a8>a9>a10>a11>a12>a13>a14;
9 эксперт: a5=a6=a7>a2=a3=a4>a1>a8>a9>a10>a11>a12>a13>a14;
10 эксперт: a3=a4>a5=a6=a7>a9>a2>a8>a1>a11>a10>a12>a13>a14;
11 эксперт: a3=a7>a4=a5>a6>a8>a1>a9>a2>a10>a11>a12>a13>a14;
12 эксперт: a7>a3=a4=a5>a6>a8>a1>a2>a10>a9>a11>a12>a13>a14;
13 эксперт: a3>a4=a5=a7>a8>a1=a6>a10>a2>a9>a11>a12>a13>a14;
14 эксперт: a7>a5>a1=a4=a6>a9>a3>a2>a8>a10>a11>a12>a13>a14;
15 эксперт: a3=a4=a5>a6>a1>a2>a7>a8>a9>a10>a11>a12>a13>a14;
16 эксперт: a5>a4>a3>a7>a1=a2=a6=a8>a9>a11>a10>a12>a13>a14;
17 эксперт: a7>a5>a3=a4=a6>a8>a1>a2>a10>a9>a11>a12>a13>a14;
18 эксперт: a3=a4=a5=a7>a6=a8>a1>a9>a10>a9>a11>a12>a13>a14;
19 эксперт: a3=a5=a6>a1=a2=a4=a7>a8=a9>a11>a12>a10>a13>a14;
20 эксперт: a5=a7>a3=a4=a6>a2=a8>a1>a9>a10=a11=a12=a13>a14;
21 эксперт: a5=a3>a4=a6=a7>a8>a1>a2>a9>a10>a11>a12>a13>a14;
22 эксперт: a3=a4=a5>a6=a7=a8=a9>a1>a2>a11>a10>a12>a13>a14;
При этом знак «=» означает, что факторы примерно одинаковы по значимости, знак «>» означает, что фактор лучше, знак «<» говорит о том, что рассматриваемый фактор хуже.
Результаты ранжирования факторов экспертами представлены в Приложении 2.
Относительные веса факторов определены по формуле:
(1.8)
где m – число экспертов;
n – число факторов конкурентоспособности предприятия;
Si – сумма рангов i-того фактора конкурентоспособности.
Относительный вес фактора а1 составил:
Относительный вес фактора а2 составил:
Для остальных факторов значения относительных весов определены аналогичным образом и представлены в табл. П.2.1.
Далее был выполнен отсев незначимых факторов на основе процедуры ранжирования.
Из всех факторов были выделены n0 наиболее значимых, для которых:
где n– число факторов.
Ограничение при отсеве факторов конкурентоспособности равно:
Наиболее значимыми являются 8 факторов:
а1 – качество услуг питания;
а2 – широта ассортимента сервисных и дополнительных услуг;
а3 – уровень цен;
а4 – природные факторы медицинской составляющей услуг;
а5 – качество оказания медицинских услуг;
а6 – имидж предприятия;
а7 – уровень квалификации персонала;
а8 – качество услуг размещения.
Согласованность мнений экспертов определяется с помощью коэффициента конкордации:
(1.9)
где Th – показатель связанных рангов в h – той ранжировке;
- средняя сумма рангов по всем факторам конкурентоспособности.
Показатель связанных рангов рассчитывается по формуле:
(1.10)
где u – число групп равных рангов в h – той ранжировке;
th – число равных рангов в h – той группе связанных рангов при ранжировке h – экспертом.
Средняя сумма рангов по всем факторам конкурентоспособности рассчитывается по формуле:
(1.11)
Показатели связанных рангов по ранжировкам равны:
Т2=(23-2)+(43-4) =66;
Т3=(33 -3)+(33-3)+(33-3)=72;
Т4=(43-4)+(33-3)=84;
Т5=(23-2)+(33-3)+(33-3)=54;
Т6=(53-5)+(23-2)=126;
Т7=(23-2)+(23-2)+(23-2)+(33-3)=42;
Т8=(33-3)+(53-5)=144;
Т9=(33-3)+(33-3)=48;
Т10=(23-2)+(33-3)=30;
Т11=(23-2)+(23-2)=12;
Т12=(33-3)=24;
Т13=(23-2)+(23-2)+(33-3)=36;
Т14=(33-3)=24;
Т15=(33-3)=24;
Т16=(43-4)=60;
Т17=(33-3)=24;
Т18=(43-4)+(23-2)=66;
Т19=(43-4)+(23-2)+ (33-3)=90;
Т20=(33-3)+ (23-2)+(23-2)+(23-2)+(23-2)=48;
Т21=(33-3)=24;
Т22=(33-3)+(33-3) +(23-2)=54.
Сумма показателей связанных рангов составила:
=1152.
Средняя сумма рангов по всем факторам конкурентоспособности:
Коэффициент конкордации составил:
Коэффициент конкордации находится в пределах от нуля до единицы. Обычно согласованность экспертов считается: удовлетворительной - если w≥0,5; хорошей - если w≥0,7; полной - если w≥1.
В нашем случае согласованность экспертов хорошая.
Таким образом, значимость факторов можно продемонстрировать в таком виде: a7> a5> a6 >a4>a3>a2>a8>a1.
Следовательно, на основе метода экспертных оценок из перечня четырнадцати предварительно выявленных факторов конкурентоспособности на основе процедуры парных сравнений определены восемь наиболее значимых:
а1 – качество услуг питания;
а2 – широта ассортимента сервисных и дополнительных услуг;
а3 – уровень цен;
а4 – природные факторы медицинской составляющей услуг;
а5 – качество оказания медицинских услуг;
а6 – имидж предприятия;
а7 – уровень квалификации персонала;
а8 – качество услуг размещения.
Таким образом, в качестве выводов проведённого анкетирования и анализа нами был произведён отсев незначимых факторов конкурентоспособности предприятия на основе процедуры ранжирования. При этом были оставлены факторы, относительные веса важности которых оказались больше средней величины, равной 0,0714.