Составитель: Акуленко Н.Б. к.э.н., доц.
Москва, 2008
Введение.
Цель дисциплины:дать комплексные знания об основах создания и функционирования предприятия (фирмы) как сложной организационно-экономической системы; о принципах и методах планирования, организации и управления предприятием в целях повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности хозяйствующих субъектов.
Основные задачи дисциплины:
В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями:
- основ создания и функционирования предприятий различных организационно-правовых форм, порядка их реорганизации и ликвидации.;
- методов экономического регулирования производства на предприятии в соответствии с требованиями рынков сбыта и обеспеченности предприятий необходимыми компонентами производства;
- методов управления ресурсами предприятия (фирмы);
- принципов и методов планирования и управления деятельностью предприятия (фирмы);
- основ управления кадровыми ресурсами предприятия и принципов организации оплаты труда персонала;
- методов планирования себестоимости продукции и управления затратами предприятия, выявление их влияния на конечные финансовые результаты деятельности предприятия;
- системы формирования и распределения дохода предприятия, а также налогообложения прибыли;
- методов оценки финансового состояния и эффективности деятельности предприятия (фирмы).
Методы преподавания дисциплины:
В процессе преподавания дисциплины используются следующие методы:
- лекции;
- семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
- письменные или устные домашние задания;
- обсуждение подготовленных студентами докладов и рефератов;
- консультации преподавателей;
- самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям.
Место курса среди других дисциплин учебного плана:
Дисциплина «Экономика предприятия (фирмы)» изучается студентами второго курса. Для ее изучения студенты должны овладеть знаниями высшей математики, микро- и макроэкономики, экономической теории, статистики. Дисциплина «Экономика предприятия (фирмы)» является базовым курсом в профессиональной подготовке студентов. На основе полученных знаний строится изучение специализированных курсов других экономических дисциплин: маркетинг, менеджмент, логистика и др.
Формы контроля:
В процессе изучения дисциплины используются следующие формы контроля знаний, получаемых студентами:
1. Текущий контроль:
- контрольные работы;
- письменные домашние задания;
- подготовка докладов и рефератов;
- подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;
- промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.
2. Итоговый контроль – экзамен, который может проводиться:
- в устной форме;
- в письменной форме.
Формирование итоговой оценки по дисциплине
Оценка | 100% шкала оценок | Описание |
5(отлично) | 81 – 100 баллов | Выполнено 100 % работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры |
4 (хорошо) | 65 – 80 баллов | Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено |
3 (удовлетворительно) | 50-64 балла | Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют |
2 (неудовлетворительно) | менее 50 баллов | Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы. |
При выведении оценки могут быть учтены баллы, полученные студентом при промежуточном контроле знаний в течение изучения дисциплины, и выведена общая оценка.
1. Программа учебной дисциплины «Экономика предприятия (фирмы)»
Тема 1. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)
Формы ведения предпринимательской деятельности. Понятия «предприятие» и «фирма». Юридическое лицо, сущность и признаки. Порядок регистрации. Коммерческие и некоммерческие организации. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы предприятия (фирмы). Сравнительная характеристика хозяйственных товариществ и обществ. Акционерные общества, виды. Особенности формирования уставного капитала и порядок создания АО. Структура органов управления. Виды ценных бумаг, эмитируемых АО. Классификация ценных бумаг и методы определения их доходности. Унитарные предприятия, виды, особенности создания и функционирования. Способы реорганизации и процедура ликвидации юридических лиц. Малое предпринимательство. Методы государственной поддержки малого предпринимательства. Объединения предприятий
Тема 2. Основные средства фирмы
(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)
Экономическая сущность основных средств. Роль основных фондов в расширенном воспроизводстве. Источники формирования и структура основных средств. Активная и пассивная части основных средств. Производственные и непроизводственные основные средства. Виды стоимостной оценки. Физический и моральный износ основных средств. Обновление основных средств. Механизм начисления амортизации. Методы начисления амортизации в целях бухгалтерского учета и налогообложения. Показатели состояния и эффективности использования основных средств. Пути улучшения использования основных средств.
Тема 3. Инвестиционные и коммерческие механизмы аренды, лизинга и франчайзинга.
(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)
Арендные механизмы и их роль в повышении инвестиционной активности предприятия. Понятие аренды, участники и содержание договора. Лизинг, экономическое содержание и участники. Государственное регулирование лизинговой деятельности. Порядок заключения лизинговой сделки. Содержание договора и методика расчета лизинговых платежей. Классификация лизинга. Финансовый и оперативный лизинг. Эффективность лизинга. Франчайзинг как метод взаимодействия малого и крупного бизнеса. Права и обязанности сторон. Эффективность франчайзинга.
Тема 4. Оборотные средства фирмы
(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)
Экономическая сущность и структура оборотных средств предприятия. Их характеристика и классификация. Оборотные производственные фонды и фонды обращения. Методика определения потребности предприятия в оборотных средствах (нормирование оборотных средств). Норма и норматив оборотных средств. Методы нормирования. Норма и норматив. Управление запасами предприятия. Текущий, страховой, транспортный и технологический запасы. Методика расчета величины экономичного заказа. Показатели эффективности использования оборотных средств и их элементов. Направления повышения эффективности использования оборотных средств
Тема 5. Персонал фирмы и мотивация труда
(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)
Персонал предприятия и его структура. Количественные и качественные характеристики персонала. Структура промышленно-производственного персонала. Методы определения потребности в рабочих кадрах. Планирование численности основных и вспомогательных рабочих. Планирование численности служащих. Движение кадров на предприятии. Мероприятия по снижению текучести кадров. Управление персоналом (наем работников, расстановка кадров, профессиональное обучение и переподготовка, карьера, условия труда, режим труда и отдыха). Производительность труда и факторы, ее определяющие. Мотивация и принципы организации оплаты труда на предприятии. Состав и структура фонда оплаты труда. Формы и системы оплаты труда.
Тема 6. Управление затратами фирмы.
(лекции 2 ч., семинары 4 ч.)
Расходы и затраты предприятия. Классификация затрат (расходов) предприятия. Себестоимость продукции и ее виды. Сметное планирование себестоимости продукции. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Цели управленческого учета. Сравнительная характеристика управленческого, финансового и налогового учета. Классификация затрат (расходов), используемая в управленческом учете. Методика CVP - анализа (анализа поведения и взаимосвязи затрат - объема производства - прибыли).Центры ответственности. Методы обоснования управленческих решений.
Тема 7. Система планов предприятия. Планирование производства и сбыта продукции (работ, услуг).
(лекции 2 ч., практические занятия 2 ч.)
Содержание темы. Функции и задачи планирования. Технология и организация планирования на предприятии. Методы планирования. Интервалы планирования. Связь долгосрочного, текущего и оперативно-календарного планирования. Координация планов фирмы. Содержание планов производства и продаж продукции. Стоимостные и натуральные показатели плана. Маркетинговые исследования и их роль в разработке плана сбыта продукции. Связь плана производства и плана сбыта. Обоснование плана производства расчетом производственной мощности. Оценка эффективности использования производственной мощности.
Тема 8. Финансовые ресурсы и финансовое планирование на предприятии.
(лекции 2 ч., семинары 6 ч.)
Содержание темы. Понятие доходов и их классификация. Выручка от продаж и методы ее определения. Цена и ее структура. Этапы ценообразования. Виды цен. Механизм формирования чистой прибыли предприятия. Налогообложение прибыли предприятия. Виды налогов, уплачиваемых российскими предприятиями. Направления использования чистой прибыли предприятия. Финансовые ресурсы предприятия. Источники и движение финансовых ресурсов. Собственный капитал предприятия и его структура. Заемные и привлеченные источники формирования финансовых ресурсов. Роль и задачи финансового планирования. Методика оценки финансового состояния предприятия (фирмы).
2. Содержание дисциплины.
Тема 1. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Выбор организационно-правовой формы предприятия (фирмы) оказывает существенное влияние на систему управления, на способ взаимодействия между участниками (учредителями) организации, на формирование взаимоотношений с контрагентами предприятия и органами государственного управления. Организационно-правовая форма предприятия (фирмы) должна соответствовать виду и масштабу предпринимательской деятельности, только в этом случае она будет способствовать развитию предприятия.
Изучив данную тему, вы узнаете:
- что такое коммерческая и некоммерческая организация и в каких организационно-правовых формах они создаются;
- какие последствия для предприятия влечет выбор той или иной организационно- правовой формы;
- особенности создания и функционирования хозяйственных товариществ и обществ;
- порядок формирования уставного капитала и управления в акционерных обществах;
- все ли субъекты хозяйственной деятельности обладают правом собственности на используемое ими имущество и что такое унитарные предприятия.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.