Рынок потребительских товаров
Это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
1. путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.
2. путем поддержания малых и средних предприятий.
3. налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления.
4. переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.
5. постепенная отмена дотирования убыточных предприятий.
6. радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.
Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: «О защите потребительского рынка» от 20. 12. 91г. «О защите потребителей» от 26. 06. 91г.
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Рынок услуг
Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг — это платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т. д.) и др.
5. Инфляция: причины возникновения. Виды и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточнойденежной массой, проявляемое в росте товарных цен.
В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция — не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания»: если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.
Динамика цен в сторону их увеличения — предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.
Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета — также причина инфляции.
Решающая характеристика инфляции — ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая — на 30-100% в год; гиперинфляция — на тысячи и десятки тысяч процентов в год.
В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:
§ Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.
§ Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.
§ Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.
Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.
В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:
§ Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.
§ Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.
В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:
§ Инфляцию спроса
§ Инфляцию издержек
§ Структурную и институциональную инфляцию
Прочие виды инфляции:
§ Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.
§ Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.
§ Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.
§ Неожидаемая
§ Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.
Причины инфляции
Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
§ монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
§ структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
§ внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.
Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:
1. Монетарные факторы:
§ неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;
§ финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).
2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.
3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.
Типы инфляции
В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.
Инфляция спроса
Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.
Причины инфляции
§ милитаризация экономики или чрезмерный рост военных расходов;
§ дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке);
§ кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов);
§ импортируемая инфляция;
§ инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из-за боязни повышения цен);
Последствия инфляции
Как любой многофакторный экономический процесс инфляция имеет целый ряд последствий:
§ расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемыэмиссии денег;
§ стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать вфинансовую систему;
§ искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.;
§ рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.