Вопрос 45. Государственное регулирование внешней торговли
Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью; участники внешнеторговой деятельности - российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности; единство таможенной территории РФ; взаимность в отношении другого государства (группы государств); обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и др.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законам и другими нормативными правовыми актами РФ посредством только:
таможенно-тарифного регулирования;
нетарифного регулирования;
запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Правительство РФ обеспечивает проведение единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации; применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов РФ; устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом; вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров; определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами; утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и др.
Разработка предложений, касающихся торговой политики РФ, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности (сейчас – Министерство экономического развития и торговли РФ).
В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее - лицензирование) устанавливается в следующих случаях:
введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров;
предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
Особые режимы осуществления внешней торговли:
1. Приграничная торговля – предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий.
2. Особые экономические зоны (особый режим хозяйственной деятельности на территориях особых экономических зон, устанавливается ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ").
Вопрос № 46. Общая характеристика Федерального закона о конкуренции
«О защите конкуренции»
ФЗ «О защите конкуренции», был принят 26 июля 2006 года, вступил в силу 26 октября 2006 года.
Закон объединяет нормы о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках и вносит ряд существенных изменений в действующее антимонопольное законодательство.
Раскрываются признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта, монопольно низкой цены товара и монопольно высокой цены товара, согласованных действий хозяйствующих субъектов, монополистической деятельности.
Конкретизированы запреты на осуществление всех форм антиконкурентных действий.
Критерий доминирующего положения компании установлен в законе 50 процентов (раньше - 65 процентов).
Закон устанавливает антимонопольные требования к торгам и особенности отбора финансовых организаций.
Важными являются изменения, касающиеся согласований сделок по приобретению акций.