Вопрос 24. Представительства и филиалы как субъекты предпринимательской деятельности
Представительство– обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее его интересы и осуществляющее их защиту. Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.
Поскольку филиалы могут выполнять функции представительства, а представительства непосредственно не занимаются предпринимательской деятельностью, в дальнейшем речь будет идти о филиалах как об обособленных подразделениях коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность вне места нахождения организации2.
Создание филиалов осуществляется по решению уполномоченных органов управления коммерческой организации, как правило, на основании технико-экономического обоснования целесообразности создания в другой, по отношению к месту нахождения организации, административно-территориальной единице обособленного подразделения юридического лица. Полномочиями по принятию решения об образовании обособленного подразделения обладает соответствующий орган управления организации в зависимости от ее организационно-правовой формы. Так, органом управления, компетентным принять решение о создании филиала АО, является совет директоров {пп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО), ООО – общее собрание участников (п. 1 ст. 5 Закона об 000).
В отличие от ранее действовавшего законодательства2 в настоящий момент не предусмотрена государственная регистрация территориально обособленных подразделений. При этом п. 3 ст. 55 ГК РФ содержит императивное требование о необходимости указывать в учредительных документах юридического лица о созданных им филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе организации, связанных с изменением сведений о ее филиалах и представительствах, предоставляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Указанные изменения в уставе приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях3. Отсутствие надлежащим образом оформленных изменений в учредительных документах организации относительно создания территориально обособленных структурных подразделений является одним из частных случаев несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и может повлечь за собой ответственность юридического лица за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в государственный реестр (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).
25. Дочерние и зависимые общества: правовые вопросы
Общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица на территории РФ, созданные в соответствии с федеральными законами, а за пределами территории РФ – в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения дочернего или зависимого общества, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Общество считается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного общества. Основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательное для последнего указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) дочернего общества считается происшедшей по вине основного общества только в случае, когда основное общество использовало указанные право и (или) возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) дочернего общества.
Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Убытки считаются причиненными по вине основного общества только в случае, когда основное общество использовало имеющиеся у него права и (или) возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого общество признается зависимым, если другое преобладающее хозяйствующее общество имеет:
1) более 20% уставного капитала первого общества;
2) более 20% голосующих акций первого общества.
Общество, которое приобрело более 20% голосующих акций АО или более 20% уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.
Вопрос27. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) по действующему законодательству РФ
С позиции законодателя понятия "несостоятельность" и "банкротство" - синонимы. Однако, по мнению некоторых ученых (н-р, М.В.Телюкина), такой подход законодателя к употреблению данных терминов не совсем удачен.
В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) содержится в Законе 2002 г., согласно которому несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2).
Признаки банкротства (по ФЗ): Гражданин считается неспособным удовлетворить требования (исполнить обязанность), если обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения + если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст.3).
Карелина: признаки несостоятельности (банкротства).
наличие денежного долгового характера обязательств должника. Т.е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (ст.4 Закона о банкротстве) → проблема трансформации неденежного обязательства в денежное. Трансформация может быть произведена, основываясь на положениях ГК РФ о расторжении договора, последствиях этого и возмещении убытков (ст.15, 393, 450, 453), на нормах об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (гл.60), а также руководствуясь правилами, предусмотренными ст.397 и 405 ГК РФ и др.;
В соответствии с положениями российского Закона о банкротстве 2002 г. должник - юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности (превышение обязательств должника над стоимостью имущества) применим лишь в отношении граждан;
Минимальный размер задолженности субъекта = дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юрлицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей (но: минимум может быть достигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но и за счет совокупного требования кредиторов; это требование необходимо только для инициации процедуры банкротства, после - механизм банкротства может быть использован и для защиты прав иных кредиторов, требования которых менее установленного законодательством минимального размера). Карелина: следовало бы использовать дифференцированный подход: в зависимости от правового статуса и вида деятельности применялся бы различный размер задолженности;
официальное признание несостоятельности арбитражным судом.
Вопрос 28. Правовой статус арбитражного управляющего, иных субъектов процедуры несостоятельности (банкротства)
Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, достаточно широк. К числу таких лиц относятся:
должник - гражданин или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
конкурсный кредитор;
арбитражный управляющий (в зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) - временный, административный, внешний или конкурсный);
уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей;
иные лица, в частности, органы МСУ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления и т.д.
В настоящее время Законом о банкротстве предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т.д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, Закон предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и КП.
Правовой статус лиц, участвующих в конкурсном процессе, зависит от многих факторов: во-первых, от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; во-вторых, от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; в-третьих, от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д.
Правовой статус должника. Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны:
все юридические лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций);
граждане: а) зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; б) не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя (будет введена в действие только с момента вступления в силу ФЗ о внесении соответствующих изменений в ГК); в) главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
= право на обращение в АС с заявлением о признании несостоятельным (банкротом)
= право обратиться в АС с заявлением в предвидении банкротства - ситуации, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды (ст.8 Закона).
При определенных обстоятельствах руководитель должника - юридического лица или должник - индивидуальный предприниматель обязаны обратиться с заявлением в АС (ст.9 Закона):
когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;
когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в АС с заявлением должника (такое решение может быть принято только при наличии признаков неплатежеспособности или в предвидении банкротства. В противном случае оно может быть оспорено участниками (учредителями) юридического лица, возражавшими против принятия этого решения);
когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в АС с заявлением должника. Такое решение вправе принять Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице уполномоченных им органов (ст.295 ГК РФ);
Во всех указанных случаях заявление должника должно быть направлено в АС не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
Обязанность руководителя должника - юридического лица либо ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обращению в АС с заявлением о банкротстве должника обеспечивается привлечением указанных лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами, возникшим по истечении месячного срока со дня появления обстоятельств, которые признаются основаниями для обязательного обращения в АС с заявлением о банкротстве должника (п.1 ст.10 Закона).
Правовой статус кредитора. Участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющиеся стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.
Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только конкурсные кредиторы. Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст.2 ФЗ).
Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным основаниям. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в АС с одним заявлением. Такое заявление подписывается всеми кредиторами, объединившими свои требования (п.5 ст.39 Закона).
Собрание кредиторов. Это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником. Участниками с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.
Число голосов, которыми обладает каждый, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания. Участниками без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Вопрос 29. Порядок проведения наблюдения в рамках процедуры несостоятельности (банкротства)
Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2ФЗ). По ФЗ процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой, является, по сути, дополнительной.
Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Вместе с тем предусмотрены исключения из этого правила. 1. наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, к отсутствующему должнику. 2. есть некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников ( сель/хоз предприятий, профес. участников РЦБ). В частности, на проф. участников РЦБ не распространяются ограничения на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства.
Введение процедуры наблюдения влечет возникновение правовых последствий:
имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного ФЗ: с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;
по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника;
приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника (исключение: дела о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также о возмещении морального вреда);
запрещаются удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела возлагается на временного управляющего (ВУ).
Направления его деятельности – 1. контроль за действиями руководства должника 2. изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.
Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления.
Но ВУ предоставлено право в случае необходимости обращаться в АС с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (п.1 ст.66).
ВУ, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п.1 ст.72 Закона).
ВУ на первом собрании сообщает данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако его выводы носят рекомендательный характер.
Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:
о введении финансового оздоровления и об обращении в АС с соответствующим ходатайством;
о введении внешнего управления и об обращении в АС с соответствующим ходатайством;
об обращении в АС с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии КП;
о заключении мирового соглашения;
об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава и т.д. (ст.73 Закона).
С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия КП или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.