Проблемы и направление просьбы экспертам
(ДО 30 дней)
I этап. Рассмотрение и суммирование первичных предложений
(7 дней)
II этап. Разработка дополнительных предложений экспертами
(10-20 дней)
III этап. Оценка экспертами поступивших предложений
Опрос с помощью карточек
При опросе с помощью карточек участники встречаются в спокойной обстановке, где им ничто не должно мешать. Здесь участникам сообщают о проблеме, суть которой записывают на доске или на карточке. При этом появляется возможность путем встречных вопросов и выступлений в дискуссии еще больше прояснить проблему.
Затем в течение ограниченного времени (10-45 мин) участники записывают идеи или критические замечания на одну карточку. Записи остаются анонимными, опасность критики в чей-либо адрес отсутствует (см. схему).
Карточки после опроса могут быть сгруппированы сначала в отдельные группы, по систематическому принципу или по предметному содержанию.
Идейная инженерия
Идейная инженерия - это метод, который учитывает и обрабатывает в письменной форме идеи сотрудников какого-либо предприятия. Процесс применения метода подразделяется на пять этапов.
1. Определение целеустановки. Руководитель предприятия или, например, начальник какого-либо функционального отдела выдвигает цель.
2. Выбор участников. Отбор производится по тем же критериям, что и при классической мозговой атаке, т. е. приглашаются сотрудники, которые "могут что-то сказать" по рассматриваемой проблеме, а также те, кто еще не был ознакомлен с обсуждаемым вопросом.
3. Анализ трудностей и причин возникновения проблемы. Собирается рабочая команда, чтобы проанализировать трудности и при чины возникновения проблемы. При этом аргументы и гипотезы записывают на карточки.
4. Сбор предложений по решению проблемы. Все существенные данные, собранные на предыдущем этапе, формируются в виде
Сбор участников и формирование группы
(1 день)
Выработка идей и предложений, критические замечания участников
(до 45 мин)
Изучение и отбор идей и предложений руководителем (40-60 мин)
Заключительный этап (время устанавливает руководитель)
Модель организации опроса с помощью карточек
вопросов и предлагаются команде для решения. Предложения по решению проблемы опять-таки фиксируются на карточках.
5. Составление программы мероприятий. Предложения по решению проблемы проверяют и оценивают специалисты. Результаты сводятся в согласованную программу действий.
Запись предложений и идей (на этапах 3 и 4) осуществляется таким образом, чтобы в ходе коротких дискуссий в составе 4-6 чел. попеременно проходили фазы дискуссии и записи (например, фаза записи 10 мин, дискуссии - 10 мин; фаза записи - 5 мин, дискуссии - 5 мин; фаза записи - 5 мин и т. д.).
Метод коллективного блокнота
Преимущество данного метода заключается в том, что здесь, как и в случае метода идеи Дельфи, участники не нуждаются в координации по времени и месту проведения группового заседания.
Метод коллективного блокнота подобен методу идейной инженерии. Всем опрашиваемым по проблеме выдаются так называемые блокноты для идей, содержащие точное описание проблемы. От каждого требуется ежедневно заносить в свой блокнот все идеи, возникшие у него относительно данной проблемы.
Приблизительно через месяц все блокноты с идеями сдают координатору, который упорядочивает материал, резюмирует его и извлекает принципиальные решения. Результаты этой обработки могут изучать и обсуждать все участники.
Триггерная техника
При использовании метода триггерной техники на 1 этапе каждый член группы в течение нескольких минут кратко в виде тезисов записывает свое решение по рассматриваемой проблеме. Затем участники по очереди излагают свои идеи. При этом одинаковые идеи не должны предлагаться дважды. Если в ходе докладов у участников возникают новые идеи, то их они также записывают. 11этап с объявлением новых идей начинается после того, как были названы все предложения 1 этапа. Опытные группы способны на таких заседаниях проводить обсуждение в несколько этапов для выявления новых идей.
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов, как и ряд других, предполагает активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека.
Сущность метода фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который находится как бы в фокусе пере носа, а потому называется фокальным.
В результате могут появиться неожиданные варианты решения.
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных устройств и способов.