Изложение руководителем про6пемы, постановка цели и задач
КОНФЕРЕНЦИЯ ИДЕЙ
Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания по выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев. В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.
Конференция идей Гильде
К конференции идей Гильде привлекают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с этой проблемой, а также новичков, поскольку они свободны от стереотипов традиционных решений и часто выдвигают свежие идеи. Не следует приглашать на конференцию лиц, скептически настроенных относительно возможности решения данной проблемы, а также специалистов, которым якобы все известно заранее.
На конференции идей ее руководитель ведет себя как равный среди равных. К дополнительной его функции относится обязанность следить за ходом конференции, поддерживать непринужденную обстановку, помогать выдвижению идей (см. схему).
"Дискуссия-66" (Сессия "жужжащих голосов"; "Филлипс-66").Крупное собрание подразделяют на группы по 6 чел., которые независимо друг от друга вырабатывают решения относительно поставленной проблемы или позиции по определенному вопросу. Каждая группа назначает собственного ведущего, протоколиста и спикера. Групповое обсуждение длится приблизительно б мин. Затем все группы вновь собираются на пленарное заседание, на котором спикеры групп докладывают о выдвинутых идеях, предложениях и решениях. На этом заседании вырабатывают новое решение относительно рассматриваемой проблемы (см. схему).
Преимущество данного метода заключается прежде всего в том, что путем деления большого количества участников на мелкие группы достигается эффект максимального участия: каждый член группы активно участвует в решении проблемы.
Организация конференции
(1-2 дня)
Изложение руководителем про6пемы, постановка цели и задач
(10 мин)
Выра6отка предложений участниками
(45 мин)
Отбор идей и предложений руководителем
(20 мин)
Разработка идей и предложений
(60 мин)
Модель организации конференции идей Гипьде
Модель организации конференции идей методом "Дискуссия-66"
Подготовка большого собрания участников, изложение проблемы,
Постановка цели и задач
(3-4 дня)
Формирование групп и выдвижение ими предложений, идей и решений
(10 мин)
Обсуждение и развитие поданных и выработка новых
Идей и предложений
(30-40 мин)
Метод 635
Согласно методу б35 группа из шести участников первоначально анализирует и четко формулирует заданную проблему. Каждый участник группы в течение 5 мин заносит в формуляр три предложения по решению проблемы, после чего передает свой формуляр соседу. Последний принимает к сведению предложения своего предшественника, затем под ними записывает три собственных предложения. Эти предложения могут участвовать в дальнейшей (ассоциативной) разработке записанных решений, но могут быть выдвинуты и совершенно новые предложения. Таким образом, в течение 30 мин каждый участник успевает заполнить шесть формуляров. Процесс завершается, когда каждый участник обработает каждый формуляр.
Количество участников может изменяться от 4 до 8. Время, предоставляемое на одну ротационную фазу, также должно регулироваться гибко (т. е. необходимо предусмотреть продолжительные промежутки времени в более поздних ротационных фазах).
С помощью метода 635 за 30 мин можно получить до 108 (6 х 3 х 6) предложений (см. схему).
СИНЕКТИКА
Одним из наиболее эффективных методов стимулирования творческой деятельности является синектика. В ее основу положен принцип классического мозгового штурма, но этот штурм осуществляет профессиональная или полупрофессиональная группа, которая от одного штурма к другому накапливает опыт решения задач. При синектическом штурме допустимы элементы критики, но главное - предусмотрено обязательное использование четырех специальных приемов, основанных на аналогии:
прямой (как решаются задачи, похожие на данную?);
личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта, и попытайтесь рассуждать с этой точки зрения);
символической (сформулируйте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (как эту задачу решили бы сказочные персонажи?).
Автор метода синектики У.Гордон создал в 1960г. фирму "Синектикс" (США). Эта фирма сотрудничает с крупнейшими промышленными фирмами, корпорациями и высшими учебными заведениями, обучая синектической атаке инженеров и студентов.
Классическая синектика
Метод классической синектики применяется в небольшой группе (5-7 участников). Другие условия применения (например, правила ведения дискуссии, профессиональный и социальный состав группы) соответствуют условиям, существующим при организации классического мозгового штурма (см. схему).
Синектический процесс включает в себя три фазы.
1. Объявляется проблема. Выясняются содержание проблемы, эффективные взаимосвязи, возможно, новое формирование проблемы.
2. Производится отчуждение содержания проблемы. С помощью определенной техники отчуждения (прямые, личные и символические аналогии) группа удаляется от проблемы, т. е. сознательно абстрагируется от обстоятельств дела.
З. Формируются подходы к решению проблемы. Понятия, проявляющиеся в конце процесса отчуждения, сопоставляются с постановкой проблемы; из этого вырабатываются идеи для решения проблемы.
Повторное рассмотрение
Синектическая конференция
Синектическая конференция содержит много существенных элементов классической синектики. Правда, конференция здесь не имеет строгого, многоступенчатого характера. Для синектической конференции характерно, когда в ходе обсуждения решение находят с помощью аналогий. В ходе синектической конференции произвольно формируются аналоги, из которых затем вырабатываются идеи для решения какой-либо проблемы. В этом методе четко выраженная фаза отчуждения отсутствует. Участники синектической конференции должны в совершенстве владеть классической синектикой.
Визуальная синектика
При визуальной синектике отчуждение и стимулирование достигают с помощью рассматриваемых изображений. Группе участников, рассматривающих определенную проблему, демонстрируют, например, какие-нибудь диапозитивы. Первое изображение участники описывают совместно, после чего анализируют ситуацию (отчуждение). Из элементов или отношений рассмотренного изображения выводят идеи для решения проблемы. Если поток идей иссякает, то переходят к следующему диапозитиву.
В методе визуальной синектики можно использовать крупные изображения на календарях, рекламных проспектах (выставленных на стендах).
Пул мозговой записи
Согласно методу пула мозговой записи на заседании 4-8 участников записывают предложения по решению выявленной проблемы в специальные формуляры, куда можно внести около десяти предложений (см. схему).
Подготовка ведущим руководителем пула и формирование группы
(2-3 дня)
Заседание участников в пуле
(до 40 мин)
Идея Дельфи
Метод идеи Дельфи используется в рамках метода прогнозирования для нахождения идей. При этом процесс реализации метода идеи Дельфи осуществляется следующим образом (см. схему).
1. От 5 до 20 экспертов просят представить им письменные предложения по решению какой-либо заранее определенной проблемы, причем независимо друг от друга. В зависимости от типа и трудности проблемы по количеству желаемых предложений может быть выработана определенная директива.
2. Для выработки и отправки предложений устанавливается временное ограничение - приблизительно 14 дней.
З. После получения всех ответов, содержащиеся в них предложения, суммируют, а повторяющиеся - отсеивают (1 этап).
4. На 11 этапе этот список рассылают всем участникам опроса с просьбой просмотреть еще раз имеющиеся предложения, разработать новые идеи или сделать дополнения к уже существующим предложениям по решению проблемы. Этот этап работы также ограничен по времени, а в случае необходимости, возможно, его повторение.
5. На 111 этапе может быть задан простой оценочный ключ, с помощью которого опрошенные эксперты должны оценить поступившие предложения по различным критериям (например, по ожидаемому обороту, смете расходов). Этот оценочный этап представляется целесообразным и ценным с практической точки зрения, поскольку постановщики проблемы получают предварительную выборку предложений по решению проблемы, которые можно в последующем представить на обсуждение.
Подготовка письменной формулировки
Опрос с помощью карточек
При опросе с помощью карточек участники встречаются в спокойной обстановке, где им ничто не должно мешать. Здесь участникам сообщают о проблеме, суть которой записывают на доске или на карточке. При этом появляется возможность путем встречных вопросов и выступлений в дискуссии еще больше прояснить проблему.
Затем в течение ограниченного времени (10-45 мин) участники записывают идеи или критические замечания на одну карточку. Записи остаются анонимными, опасность критики в чей-либо адрес отсутствует (см. схему).
Карточки после опроса могут быть сгруппированы сначала в отдельные группы, по систематическому принципу или по предметному содержанию.
Идейная инженерия
Идейная инженерия - это метод, который учитывает и обрабатывает в письменной форме идеи сотрудников какого-либо предприятия. Процесс применения метода подразделяется на пять этапов.
1. Определение целеустановки. Руководитель предприятия или, например, начальник какого-либо функционального отдела выдвигает цель.
2. Выбор участников. Отбор производится по тем же критериям, что и при классической мозговой атаке, т. е. приглашаются сотрудники, которые "могут что-то сказать" по рассматриваемой проблеме, а также те, кто еще не был ознакомлен с обсуждаемым вопросом.
3. Анализ трудностей и причин возникновения проблемы. Собирается рабочая команда, чтобы проанализировать трудности и при чины возникновения проблемы. При этом аргументы и гипотезы записывают на карточки.
4. Сбор предложений по решению проблемы. Все существенные данные, собранные на предыдущем этапе, формируются в виде
Триггерная техника
При использовании метода триггерной техники на 1 этапе каждый член группы в течение нескольких минут кратко в виде тезисов записывает свое решение по рассматриваемой проблеме. Затем участники по очереди излагают свои идеи. При этом одинаковые идеи не должны предлагаться дважды. Если в ходе докладов у участников возникают новые идеи, то их они также записывают. 11этап с объявлением новых идей начинается после того, как были названы все предложения 1 этапа. Опытные группы способны на таких заседаниях проводить обсуждение в несколько этапов для выявления новых идей.
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов, как и ряд других, предполагает активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека.
Сущность метода фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который находится как бы в фокусе пере носа, а потому называется фокальным.
В результате могут появиться неожиданные варианты решения.
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных устройств и способов.
Анализ раздражающего слова
При использовании метода анализа раздражающего слова для нахождения решения группа выбирает по принципу случайности (например, открывая энциклопедии на любой произвольно выбранной странице; путем образования ассоциативных цепей) приблизительно 10-12 (преимущественно предметных) понятий, которые служат в качестве раздражающих слов для творческой конфронтации. Анализ раздражающих слов может быть приравнен к синектическому процессу без отчуждения.
Метод "ТИЛМАГ"
Метод "ТИЛМАГ" (трансформация идеальных элементов решения с помощью матриц образования по ассоциации и общности) заменяет процесс отчуждения классической синектики "рациональным" методом, призванным выделять для постановки проблемы плодотворные структуры в качестве раздражающих слов.
Метод "ТИЛМАГ" применяют по возможности в одной группе по
следующим этапам:
1. Анализ и определение проблемы.
2. Определение "идеальных" элементов потенциальных решений.
3. Уплотнение "идеальных" элементов до четких понятий.
4. Образование ассоциаций из попарного соединения "идеальных элементов".
5. Вывод решений из ассоциаций.
6. Попарная конфронтация ассоциаций и определение общих элементов понятий из каждой игры.
7. Вывод решений из обнаруженных общностей.
Этапы нахождения решений (5-й и 7-й) проходят по правилам мозговой атаки.
Метод контрольных вопросов
Метод контрольных вопросов при меняют для психической активизации творческого процесса. Цель этого метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод могут применять
как в индивидуальной работе, когда исследователь сам себе задает вопросы и ищет на них ответы, так и при коллективном обсуждении проблемы в процессе мозговой атаки. В практике изобретательства применяют вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсаном, Г. Бушем и др. За рубежом широко распространен вопросник А. Осборна, включающий 9 групп вопросов:
1. Какое новое применение объекту можно предложить?
2. На какой другой объект похож данный объект и что можно скопировать?
3. Какие модификации можно получить путем вращения, изгиба, скручивания, поворота, изменения функций, цвета, формы, очертаний?
4. Что в техническом объекте можно увеличить (размеры, прочнасть, количество элементов и т. д.)?
5. Что в техническом объекте можно уменьшить (уплотнить, сжать, ускорить, сузить, раздробить)?
6. Что в техническом объекте можно заменить (элемент, материал, привод и т. д.)?
7. Что в техническом объекте можно преобразовать (схему, компоновку, порядок работы и т. д.)?
8. Что в объекте можно сделать наоборот?
9. Какие возможны новые комбинации элементов объекта?
10. Отметим, что в этих вопросах содержатся рекомендации относительно апробирования того или иного эвристического приема (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизации и т. д.) для решения поставленной задачи.
Вопросник по Т. Эйлоарту отличается тем, что в нем вопросы образуют определенный алгоритм действий для решения технической задачи. Такой метод приближается к направленному поиску по определенной программе.
КОНФЕРЕНЦИЯ ИДЕЙ
Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания по выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев. В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.
Конференция идей Гильде
К конференции идей Гильде привлекают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с этой проблемой, а также новичков, поскольку они свободны от стереотипов традиционных решений и часто выдвигают свежие идеи. Не следует приглашать на конференцию лиц, скептически настроенных относительно возможности решения данной проблемы, а также специалистов, которым якобы все известно заранее.
На конференции идей ее руководитель ведет себя как равный среди равных. К дополнительной его функции относится обязанность следить за ходом конференции, поддерживать непринужденную обстановку, помогать выдвижению идей (см. схему).
"Дискуссия-66" (Сессия "жужжащих голосов"; "Филлипс-66").Крупное собрание подразделяют на группы по 6 чел., которые независимо друг от друга вырабатывают решения относительно поставленной проблемы или позиции по определенному вопросу. Каждая группа назначает собственного ведущего, протоколиста и спикера. Групповое обсуждение длится приблизительно б мин. Затем все группы вновь собираются на пленарное заседание, на котором спикеры групп докладывают о выдвинутых идеях, предложениях и решениях. На этом заседании вырабатывают новое решение относительно рассматриваемой проблемы (см. схему).
Преимущество данного метода заключается прежде всего в том, что путем деления большого количества участников на мелкие группы достигается эффект максимального участия: каждый член группы активно участвует в решении проблемы.
Организация конференции
(1-2 дня)
Изложение руководителем про6пемы, постановка цели и задач
(10 мин)