Контроллинг. задачи контроллинга.
Контроллинг. Задачи контроллинга.
Контроллинг– система управления, направленная на координацию всех функций менеджмента для формирования и развития конкурентных преимуществ организации, которая позволяет отслеживать движение предприятия к намеченной цели.
Управление включает в себя:
1 – Анализ 2- Планирование 3 - Учет и контроль результатов 4 - Регулирование
Задачи контроллинга:
1 - Обоснование стратегических и текущих целей предприятия.
2 - Определение оценочных показателей предприятия
3 - Установление подконтрольных показателей из числа оценочных
4 - Разработка следящей системы, координации и контроля за процессом достижения результатов с выявлением причин и виновников возможных отклонений фактических значений от запланированных.
5 - Анализ полученных отклонений с принятием решений по их ликвидации, либо внесение поправок в стратегические или текущие цели.
Особенности стратегического и оперативного контроллинга.
Стратегическая | Оперативная | |
Характеристика | Занимается разработкой целей и задач предприятия. | Занимается разработкой способов достижения целей и решения задач. |
Девиз | Делать правильное дело | Делать дело правильно |
Показатели | Доля рынка, стоимость бизнеса | Прибыль, рентабельность |
Период | Долгосрочный (3-5 лет) | Краткосрочный (до 1 года) |
Инструменты | Система сбалансированных показателей | 1) Система directcosting (управление посумма покрытия) 2) Бюджетирование |
Анализ финансовой состоятельности фирмы. Виды анализа.
Существуют два вида финансового анализа:
1. Горизонтальный (временной) - оценка изменений различных показателей отчетности в стоимостном или процентном выражении.
2. Вертикальный (структурный) - предполагает изучение структуры показателей с определением влияния различных статей отчетности на результат в целом.
(Ркап=П/К, Робор=П/V и т.д.)
Направления финансового анализа зависят от групп заинтересованных лиц:
1. Для внутреннего пользования. Производится оценка текущего и перспективного финансового положения фирмы, выявляются узкие места.
2. Для развития партнерства. Обоснование финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы.
3. Для работы с кредитными организациями и потенциальными инвесторами.
4. Для акционеров - отчет об эффективности использования акционерного капитала и рентабельности предприятия.
5. Для налоговых органов - баланс предприятия для расчета налога на имущество, отчет о прибылях и убытках для расчета налога на прибыль и т.д.
Показатели рентабельности
Показатели рентабельности:
Ркап = П/К * 100% (Кап=Ксобств+Кзаемн)
Роб = П/V * 100% Рзатр = П/З * 100%. (З = Зпост + Зпер)
Анализ показателей роста фирмы (горизонтальный анализ)
В данном случае использовался горизонтальный анализ. При анализе первого и второго графиков (строк) складывается впечатление, что выручка растет быстрее прибыли. Это связано с тем, что значение абсолютных показателей сильно различаются по величине, поэтому для более точного анализа используется расчет относительных показателей(в %). Графики 3 и 4 показывают, что прибыль растет более высокими темпами, чем выручка, т.е. доля прибыли в выручке увеличивается.
Показатель рентабельности дает возможность увидеть, какие годы для фирмы были более удачными. В первые 3 года низкое значение рентабельности, по сравнению со среднеотраслевым значением, можно объяснить тем, что компания только вышла на рынок. В дальнейшем рентабельность нашей фирмы превосходит среднеотраслевые значения.
Показатели ликвидности.
Дают возможность оценить способность фирмы рассчитаться по своим обязательствам в любой момент времени
1. Кбл(быстрой ликвидности) = Абл (быстроликвидные активы)/текущие Обязательства
Нормативы Кбл
Кбл> 1 – денежных средств больше, чем нужно фирме для покрытия текущих обязательств, но это не очень хорошо, так как означает, что фирма неэффективно использует свои денежные средства
Кбл~ 1 – оптимальное соотношение денежных средств – достаточно для погашения обязательств
Кбл<1 – существует риск своевременно не рассчитаться по своим обязательствам
2. Ктл(текущей ликвидности) = тек Активы/тек обязательства
Единого норматива нет, необходимо ориентироваться на среднеотраслевое значение
Показатели ликвидности | ||||||||||
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | ||||
Текущие активы | ||||||||||
Быcтроликвидные активы | ||||||||||
Текущие обязательства | ||||||||||
Среднеотрасл. Кбл | 1,1 | 0,9 | ||||||||
Среднеотрасл. Ктл | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,3 | 1,25 | ||||
Кбл фирмы | 1,99 | 1,28 | 1,17 | 1,01 | 0,91 | 0,92 | ||||
Ктл фирмы | 3,04 | 2,14 | 2,11 | 2,05 | 1,93 | 1,92 | ||||
!!! Внимание: шестой год на графиках нарисован неверно, но перерисовывать мне было влом (тем более, что графики не мои) так что не обращайте внимания, смотрите по таблице!!!
Анализ графиков быстрой ликвидности:
Первые 3 года Кбл>1 – обоснованное решение, так как на первых этапах могут возникнуть непредвиденные расходы по текущим обязательствам. Фирма перестраховывается и держит на счете дополнительные денежные средства. В последние 2 года Кбл< 1 – существует риск не рассчитаться с поставщиками
Анализ текущей ликвидности:
Ктл стабилен, но выше, чем в среднем по отрасли – это может быть связано с тем, что неоправданно высоки запасы ресурсов компании или запасы непроданной продукции. Следует обратить внимание на закупки и сбыт
Структура главного бюджета
Пример формирования бюджета предприятия.
1 - Бюджет продаж. Данный бюджет готовит отдел маркетинга на основе следующих факторов на основе исследований рынка, конкуренции на рынке, сезонных колебаний, ценовой политики и производственных мощностей.
2 - Бюджет производства и бюджет переходящих запасов. Бюджет переходящих запасов составляется на основе бюджета продаж, данных об остатках готовой продукции на складе, данных об остатках незавершенного производства и информации о скорости оборачиваемость оборотных активов.
Для изделия А за период необходимо изготовить 120 штук, но, поскольку у нас имеется незавершенное производство, 2 изделия мы закончим в этом периоде, поэтому остается изготовить 118 изделий.
3 - Бюджет материалов. Бюджет составляется в натуральном и стоимостном выражении, и определяет объем и стоимость закупок основных материалов. Для производства изделий А и Б необходимо 2 вида материалов N1 и N2.
4 - Трудовой бюджет. В трудовом бюджете рассчитывается заработная плата основных производственных рабочих. Заработная плата административно-управленческого персонала рассчитывается на 5 шаге в бюджете общепроизводственных расходов.
5- Общепроизводственные расходы
6 - Бюджет цеховой себестоимости. Для разработки данного бюджета являются 4 предыдущие таблицы.
7 - Бюджет общехозяйственных расходов. Его статьи не зависят от объемов производства, поэтому рассчитываются общей суммой за период.
8 - Бюджет коммерческих расходов.
9 - Бюджет прибылей и убытков.
Контроллинг. Задачи контроллинга.
Контроллинг– система управления, направленная на координацию всех функций менеджмента для формирования и развития конкурентных преимуществ организации, которая позволяет отслеживать движение предприятия к намеченной цели.
Управление включает в себя:
1 – Анализ 2- Планирование 3 - Учет и контроль результатов 4 - Регулирование
Задачи контроллинга:
1 - Обоснование стратегических и текущих целей предприятия.
2 - Определение оценочных показателей предприятия
3 - Установление подконтрольных показателей из числа оценочных
4 - Разработка следящей системы, координации и контроля за процессом достижения результатов с выявлением причин и виновников возможных отклонений фактических значений от запланированных.
5 - Анализ полученных отклонений с принятием решений по их ликвидации, либо внесение поправок в стратегические или текущие цели.