Контроллинг. задачи контроллинга.

Контроллинг. Задачи контроллинга.

Контроллинг– система управления, направленная на координацию всех функций менеджмента для формирования и развития конкурентных преимуществ организации, которая позволяет отслеживать движение предприятия к намеченной цели.

Управление включает в себя:

1 – Анализ 2- Планирование 3 - Учет и контроль результатов 4 - Регулирование

Задачи контроллинга:

1 - Обоснование стратегических и текущих целей предприятия.

2 - Определение оценочных показателей предприятия

3 - Установление подконтрольных показателей из числа оценочных

4 - Разработка следящей системы, координации и контроля за процессом достижения результатов с выявлением причин и виновников возможных отклонений фактических значений от запланированных.

5 - Анализ полученных отклонений с принятием решений по их ликвидации, либо внесение поправок в стратегические или текущие цели.

Особенности стратегического и оперативного контроллинга.

  Стратегическая Оперативная
Характеристика Занимается разработкой целей и задач предприятия. Занимается разработкой способов достижения целей и решения задач.
Девиз Делать правильное дело Делать дело правильно
Показатели Доля рынка, стоимость бизнеса Прибыль, рентабельность
Период Долгосрочный (3-5 лет) Краткосрочный (до 1 года)
Инструменты Система сбалансированных показателей 1) Система directcosting (управление посумма покрытия) 2) Бюджетирование

Анализ финансовой состоятельности фирмы. Виды анализа.

Существуют два вида финансового анализа:

1. Горизонтальный (временной) - оценка изменений различных показателей отчетности в стоимостном или процентном выражении.

2. Вертикальный (структурный) - предполагает изучение структуры показателей с определением влияния различных статей отчетности на результат в целом.

(Ркап=П/К, Робор=П/V и т.д.)

Направления финансового анализа зависят от групп заинтересованных лиц:

1. Для внутреннего пользования. Производится оценка текущего и перспективного финансового положения фирмы, выявляются узкие места.

2. Для развития партнерства. Обоснование финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы.

3. Для работы с кредитными организациями и потенциальными инвесторами.

4. Для акционеров - отчет об эффективности использования акционерного капитала и рентабельности предприятия.

5. Для налоговых органов - баланс предприятия для расчета налога на имущество, отчет о прибылях и убытках для расчета налога на прибыль и т.д.

Показатели рентабельности

Показатели рентабельности:

Ркап = П/К * 100% (Кап=Ксобств+Кзаемн)

Роб = П/V * 100% Рзатр = П/З * 100%. (З = Зпост + Зпер)

Анализ показателей роста фирмы (горизонтальный анализ)

контроллинг. задачи контроллинга. - student2.ru

контроллинг. задачи контроллинга. - student2.ru

В данном случае использовался горизонтальный анализ. При анализе первого и второго графиков (строк) складывается впечатление, что выручка растет быстрее прибыли. Это связано с тем, что значение абсолютных показателей сильно различаются по величине, поэтому для более точного анализа используется расчет относительных показателей(в %). Графики 3 и 4 показывают, что прибыль растет более высокими темпами, чем выручка, т.е. доля прибыли в выручке увеличивается.

Показатель рентабельности дает возможность увидеть, какие годы для фирмы были более удачными. В первые 3 года низкое значение рентабельности, по сравнению со среднеотраслевым значением, можно объяснить тем, что компания только вышла на рынок. В дальнейшем рентабельность нашей фирмы превосходит среднеотраслевые значения.

Показатели ликвидности.

Дают возможность оценить способность фирмы рассчитаться по своим обязательствам в любой момент времени

1. Кбл(быстрой ликвидности) = Абл (быстроликвидные активы)/текущие Обязательства

Нормативы Кбл

Кбл> 1 – денежных средств больше, чем нужно фирме для покрытия текущих обязательств, но это не очень хорошо, так как означает, что фирма неэффективно использует свои денежные средства

Кбл~ 1 – оптимальное соотношение денежных средств – достаточно для погашения обязательств

Кбл<1 – существует риск своевременно не рассчитаться по своим обязательствам

2. Ктл(текущей ликвидности) = тек Активы/тек обязательства

Единого норматива нет, необходимо ориентироваться на среднеотраслевое значение

Показатели ликвидности          
Показатели 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год  
Текущие активы  
Быcтроликвидные активы  
Текущие обязательства  
Среднеотрасл. Кбл 1,1 0,9  
Среднеотрасл. Ктл 1,5 1,6 1,5 1,4 1,3 1,25  
Кбл фирмы 1,99 1,28 1,17 1,01 0,91 0,92  
Ктл фирмы 3,04 2,14 2,11 2,05 1,93 1,92  
                     


       
  контроллинг. задачи контроллинга. - student2.ru   контроллинг. задачи контроллинга. - student2.ru
 

!!! Внимание: шестой год на графиках нарисован неверно, но перерисовывать мне было влом (тем более, что графики не мои) так что не обращайте внимания, смотрите по таблице!!!

Анализ графиков быстрой ликвидности:

Первые 3 года Кбл>1 – обоснованное решение, так как на первых этапах могут возникнуть непредвиденные расходы по текущим обязательствам. Фирма перестраховывается и держит на счете дополнительные денежные средства. В последние 2 года Кбл< 1 – существует риск не рассчитаться с поставщиками

Анализ текущей ликвидности:

Ктл стабилен, но выше, чем в среднем по отрасли – это может быть связано с тем, что неоправданно высоки запасы ресурсов компании или запасы непроданной продукции. Следует обратить внимание на закупки и сбыт

Структура главного бюджета

контроллинг. задачи контроллинга. - student2.ru

Пример формирования бюджета предприятия.

1 - Бюджет продаж. Данный бюджет готовит отдел маркетинга на основе следующих факторов на основе исследований рынка, конкуренции на рынке, сезонных колебаний, ценовой политики и производственных мощностей.

2 - Бюджет производства и бюджет переходящих запасов. Бюджет переходящих запасов составляется на основе бюджета продаж, данных об остатках готовой продукции на складе, данных об остатках незавершенного производства и информации о скорости оборачиваемость оборотных активов.
Для изделия А за период необходимо изготовить 120 штук, но, поскольку у нас имеется незавершенное производство, 2 изделия мы закончим в этом периоде, поэтому остается изготовить 118 изделий.

3 - Бюджет материалов. Бюджет составляется в натуральном и стоимостном выражении, и определяет объем и стоимость закупок основных материалов. Для производства изделий А и Б необходимо 2 вида материалов N1 и N2.

4 - Трудовой бюджет. В трудовом бюджете рассчитывается заработная плата основных производственных рабочих. Заработная плата административно-управленческого персонала рассчитывается на 5 шаге в бюджете общепроизводственных расходов.

5- Общепроизводственные расходы

6 - Бюджет цеховой себестоимости. Для разработки данного бюджета являются 4 предыдущие таблицы.

7 - Бюджет общехозяйственных расходов. Его статьи не зависят от объемов производства, поэтому рассчитываются общей суммой за период.

8 - Бюджет коммерческих расходов.

9 - Бюджет прибылей и убытков.

Контроллинг. Задачи контроллинга.

Контроллинг– система управления, направленная на координацию всех функций менеджмента для формирования и развития конкурентных преимуществ организации, которая позволяет отслеживать движение предприятия к намеченной цели.

Управление включает в себя:

1 – Анализ 2- Планирование 3 - Учет и контроль результатов 4 - Регулирование

Задачи контроллинга:

1 - Обоснование стратегических и текущих целей предприятия.

2 - Определение оценочных показателей предприятия

3 - Установление подконтрольных показателей из числа оценочных

4 - Разработка следящей системы, координации и контроля за процессом достижения результатов с выявлением причин и виновников возможных отклонений фактических значений от запланированных.

5 - Анализ полученных отклонений с принятием решений по их ликвидации, либо внесение поправок в стратегические или текущие цели.

Наши рекомендации