Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Данные виды обязательств объединяют: научно-исследовательские, опытно-конструкторские (НИОКР) и технологические работы.
Объектом, как и в подрядных работах, являются совершаемые подрядчиком действия, которые приводят к достижению результата, полезного для заказчика.
Предмет - научно-исследовательские работы, обусловленные техническим заданием заказчика.
Отличия от договора подряда:
Творческий характер работ со стороны подрядчика (действия в рамках нормативных актов, регулирующих отношения в сфере исключительных прав).
Правило распределения рисков — в случае НИОКР риск случайной невозможности исполнения договора несетзаказчик.
Подрядчик по НИОКР, являясь субъектом предпринимательской деятельности, будет отвечать за неисполнение договора, если не докажет, что неисполнение произошло не по его вине.
По договору НИОКР подлежат возмещению лишь убытки в виде реального ущерба, а упущенная выгода не возмещается.
Исполнитель по договору НИОКР обязан согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов творческой деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам.
Исполнитель обязан гарантировать заказчику, что передаваемый им результат работы не нарушает исключительных прав третьих лиц (возможно регрессное требование в случае претензий от третьих лиц).
Отличия договора на научно-исследовательские работы от договора на опытно-конструкторские работы:
§ Договор на научно-исследовательские работы должен быть исполнен стороной лично. На привлечение третьих лиц требуется согласие заказчика.
§ При выполнении опытно-конструкторских работ не требуется согласия заказчика на привлечение третьих лиц.
Для договора на НИОКР допускается невозможность достижения результатов работы. Положения исполнения договоров различаются.
Если в ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ обнаруживается невозможность достижения результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, то:
§ в случае договора на научно-исследовательские работы заказчик обязан оплатить стоимость работ, которые были проведены до обнаружения подобной невозможности;
§ в случае договора на опытно-конструкторские работы заказчик оплачивает подрядчику лишь понесенные им затраты.
Форма договора — простая письменная. Договор должен включать следующие условия:
§ Наименование работы и каждого этапа.
§ Срок действия договора.
§ Сроки выполнения работ.
§ Цену работы.
§ Условия об ответственности сторон за нарушение обязательств.
Вторым институтом, входящим в группу обязательств по выполнению работ, является предусмотренный гл. 38 ГК РФ институт договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Данные договоры, хотя и имеют большое сходство с договором подряда, что выражается в применении к ним отдельных общих положений о подряде, обладают определенной спецификой, обусловленной тем, что результат работы во многих случаях представляет собой объект интеллектуальной собственности. В соответствии с и. 4 ст. 769 ГК РФ условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
По договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 769).
Рассматриваемые договоры являются двустороннеобязывающими, возмездными и консенсуальными.
Сторонами договора являются исполнитель и заказчик. Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно субъектного состава договора.
Следует отметить, что для научно-исследовательских работ важное значение имеют профессиональные навыки и знания исполнителя, в связи с чем действует правило, характерное не для договора подряда, а для обязательств по возмездному оказанию услуг, о личном исполнении обязательств. Исполнитель вправе привлекать к исполнению договора субисполнителей лишь с согласия заказчика.
Принципиально другое правило установлено для выполнении опытно-конструкторских или технологических работ, где действует принцип генерального подряда, согласно которого исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц.
Предмет договора составляет деятельность исполнителя по проведению научного исследования, разработке образца нового изделия либо конструкторской документации на него или новой технологии, а также результат такой деятельности. Он может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).
Наряду с предметом к существенным условиям договора относятся такженачальный иконечный сроки выполнения работ, к которым на основании ст. 778 ГК РФ применяются правила о сроках в договоре подряда (ст. 708 ГК РФ).
Цена, к которой также применяются правила о цене в договоре подряда, не является существенным условием договора, поскольку отсутствие условия о ней может быть восполнено за счет механизма, предусмотренного п. 3 ст. 424 ГК РФ.
Согласно ст. 773 ГК РФисполнитель обязан:
§ выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
§ согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
§ своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;
§ незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;
§ гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
Заказчик согласно ст. 774 ГК РФ обязан:
§ передавать исполнителю необходимую для выполнения работы информацию;
§ принять результаты выполненных работ и оплатить их.
Договором может быть также предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу (технико-экономические параметры) или тематику работ.
В отличие от договора подряда риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ несет заказчик. Однако данная норма является диспозитив- ной и может быть изменена законом или договором.
Учитывая, что результат работ может носить характер секрета производства (ноу-хау), ст. 771 ГК РФ устанавливает для обеих сторон обязанности по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих предмет договора. По общему правилу стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны.
С учетом специфики результата работ, который хотя и имеет материальную форму, но носит нематериальный характер, ст. 772
ГК РФ предусматривает специфические правила о правах сторон на результаты работ. Стороны договора самостоятельно определяют, кто из них, в каком порядке и на каких условиях имеет право использовать результаты работ. В качестве же диспозитивного правила закреплено право заказчика использовать переданные ему исполнителем результаты работ и право исполнителя использовать полученные им результаты работ для собственных нужд. При этом права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности, определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ об интеллектуальной собственности.
Особые правила установлены ст. 775 ГК РФ для случаев невозможности достижения результатов научно-исследовательских работ. Если в ходе научно-исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить предусмотренные договором на выполнение научно-ис- следовательских работ результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре.
В отношении невозможности продолжения опытно-конструкторских и технологических работ ст. 776 ГК РФ закрепляет правило: если в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологических работ обнаруживается возникшая не по вине исполнителя невозможность или нецелесообразность продолжения работ, заказчик обязан оплатить понесенные исполнителем затраты.
Исполнитель несет ответственность перед заказчиком за нарушение договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя.
Ответственность исполнителя носит ограниченный характер — он обязан возместить убытки, причиненные им заказчику, в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, если договором предусмотрено, что они подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору. Упущенная выгода подлежит возмещению лишь в случаях, прямо предусмотренных договором.
Ответственность заказчика строится по общим правилам об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к форме договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в связи с чем при решении данного вопроса необходимо руководствоваться общими правилами о форме сделки и форме договора.
Договор перевозки. Общие положения.
Он относится к группе договоров об оказании услуг, которая весьма многочисленна. В нее входят перевозка и страхование, расчетные и кредитные договоры, поручение, комиссия, хранение и др. Их объединяет то, что объектом данных договоров являются услуги нематериального (неовеществленного) характера (например, перемещение имущества на расстояние, осуществление платежа, совершение юридических действий и проч.), что отличает их от наиболее близкого к ним договора подряда.
Перемещение людей и имущества на расстояние — результат, в общем-то, полезный, но нематериальный. Важно знать, что отношения по перевозке грузов и пассажиров чаще всего регулируются не столько ГК РФ и даже не договором перевозки, сколько транспортными уставами и кодексами. Именно в данных актах находит отражение большинство вопросов, связанных с перевозкой.
Выделяются следующие разновидности договоров перевозки: 1)
осуществляемые различными видами транспорта:
а) железнодорожные (юридическим лицом, выступающей стороной по договору, является железная дорога или отделение);
б) автомобильные (чаще всего — автоколонна, автотранспортный комбинат);
в) осуществляемые речным транспортом (пароходство, крупные пристани);
г) воздушные (авиакомпании);
д) морские (морские пароходства); 2)
с точки зрения количества перевозчиков, участвующих в перевозке:
а) местные перевозки (осуществляются в пределах территории действия одной транспортной организации);
б) прямые перевозки (осуществляются несколькими перевозчиками одного вида транспорта по одному транспортному документу, например перевозка из Москвы во Владивосток, в которой участвуют несколько железных дорог. Несмотря на то что Дальневосточная железная дорога непосредственно договор с грузоотправителем (пассажиром) не заключала, она в силу закона и договора с другими аналогичными организациями обязана исполнить данный договор);
в) прямые смешанные перевозки (осуществляются несколькими перевозчиками разных видов транспорта по одному транспортному документу); 3)
договоры перевозки делятся на договоры перевозки груза и договоры перевозки пассажира, и если в первом случае объектом исполнения служит груз, то во втором — пассажир и его багаж, и если схема отношений при перевозке пассажиров проста и ясна, то заключение и исполнение договора перевозки груза вызывают дополнительные трудности.
Рассмотрим поэтому подробнее договор перевозки грузов.
Прежде всего необходимо отметить, что, как правило, для оформления данных отношений используется несколько договоров (особенно если отношения между железной дорогой и клиентом носят долгосрочный характер):
1) договоры об объемах перевозок, из которых перевозчик черпает необходимую ему информацию для планирования перево- зок. На разных видах транспорта предусмотрено множество разновидностей договоров (годовые, квартальные, месячные, декадные). Чаще всего такие договоры оформляются заявкой грузоотправителя и сообщением о принятии заявки; 2)
договоры об организации перевозки грузов, которые помимо вопросов объемов перевозки регулируют проблемы эксплуатации подъездных железнодорожных путей (если ветка находится на балансе клиента), подачи и уборки вагонов, а также определяют места сдачи грузов, меры по охране грузов, порядок расчетов, виды экспедиционных услуг и др.; 3)
договоры о перевозке конкретной партии товара, порождающие трехстороннее обязательство между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, причем обязанности последнего (принять и вывезти груз, прибывший в его адрес, очистить вагоны, контейнеры) возникают в силу прямого указания закона. Именно поэтому даже в случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена (например, груз прибыл по ошибке), грузополучатель, указанный в транспортных документах, должен принять груз на ответственное хранение, принимая меры к обеспечению сохранности товара, известив поставщика об ошибочной поставке.
Грузоотправитель обязан в обусловленный договором срок предоставить груз в надлежащем для перевозки виде (в таре, маркированный, с необходимыми сопроводительными документами), а также погрузить груз на транспортное средство (договор может переложить эту обязанность на перевозчика). Здесь также возможно взыскание штрафа за простой вагонов.
Перевозчик обязан подать транспортное средство в установленный срок, место, в установленном количестве, в пригодном для перевозки состоянии. Транспортное средство должно быть исправно как в техническом, так и в коммерческом отношении (например, вагон, предназначенный для перевозки сахара, не должен быть испачкан цементом). Если отправитель примет вагон, непригодный в коммерческом отношении, то ответственность перевозчика за причиненные этим убытки снижается. За задержку подачи транспортного средства предусмотрена штрафная ответственность перевозчика. Перевозчик также обя- зан доставить груз в срок, предусмотренный договором перевозки, а если срок не предусмотрен — в срок, предусмотренный транспортными уставами и кодексами, или при их отсутствии — в разумный срок.
Кроме того, на перевозчике лежит обязанность обеспечения сохранности груза в пути. За несохранность груза перевозчик несет ответственность при условии, что утрата, недостача или повреждение груза не произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. ГК РФ устанавливает пониженную ответственность перевозчика за несохранность груза: в размере стоимости утраченного груза или багажа, в размере суммы, на которую понизилась его стоимость при повреждении груза (багажа), а в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере его объявленной стоимости.
За оказание услуг по перевозке перевозчику должно быть уплачено вознаграждение, которое, как правило, определяется установленным на данном виде транспорта тарифом. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.
Договор перевозки груза.
Договор перевозки груза – это соглашение сторон, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату.
Договор перевозки груза реальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Стороны договора — отправитель груза и перевозчик.
Предмет договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами, особенно в случаях их дефектов и утраты. Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция.
В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.
Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.
Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном ими порядке.
Размер провозной платы в обычном договоре перевозки, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке устанавливается законодательством, а также договором перевозки. Если ответственность перевозчика установлена законодательством, соглашения о ее ограничении и устранении, в основном, ничтожны.
Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.
Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.
Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.
Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.