А есть ли у владельца недр, т.е. у государства возможность иначе распорядиться своей собственностью для того, чтобы увеличить поступления в бюджет или снизить затраты бюджета?
Рассмотрим два тезиса:
1. Совокупный доход общества — это сумма денежных средств, создаваемая в производственной сфере и увеличиваемая в сфере обращения (торговая сфера, сфера оборота сфера финансового капитала).
Возникает вопрос: почему государство исключает себя из сферы производства и сферы обращения своей собственности, перепоручая участие в них за арендную плату третьему лицу?
2. Национальный доход распадается на две части: одна часть поступает собственникам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов (сегодня для государства в виде арендных платежей и налогов на добычу полезных ископаемых), вторая — наемным работникам в форме оплаты труда. Таким образом, формируются конкретные доходы основных социальных групп общества. Данное распределение национального дохода первично и оно находится вне поля налоговых отношений.
Возникают вопросы:
1. Почему государство не участвует в распределении прибыли, получаемой в результате эксплуатации (переработки) своей собственности.
2. Какую прибыль и доходы от разработки месторождения получит собственник (государство) природных богатств (недр) при их передаче в аренду третьему лицу?
Ответ - арендную плату и налоги.
А сколько государство при этом теряет?
3. Почему государство, отдав свою собственность в аренду, затем выкупает ее у арендатора по ценам, установленным арендатором?
Рассмотрим, как государство может иначе распорядиться недрами, увеличивая поступления в бюджет за счет применения фондовых механизмов хозяйствования.
Рассмотрим два примера.
Пример 1.1.
Разработка того же месторождения щебня. Но государство не отдает его в аренду юридическому лицу, а создает «Программу разработки месторождения», и инвестирует в нее свою собственность – месторождение камня в твердой массе (карьер), через созданное (или существующее) «Государственное унитарное предприятие», которому месторождение передается в оперативное управление. «Предприятие» бизнеса входит в «Программу…» оборудованием, необходимым для разработки месторождения, которое оно приобретает или, при наличии, инвестирует.
Исходные данные:
1. Стоимость месторождения в твердой массе (определена по стоимости аренды и налога на добычу полезных ископаемых за 1м³) – 5 453 662,5 рубля (стоимость приведена к одному году).
2. Стоимость оборудования, которое необходимо приобрести для разработки месторождения «Предприятию» – 8 000 000,00 рублей (стоимость приведена к одному году по нормативам амортизационных отчислений).
3. Объем добычи щебня - 234 000 тонн в год.
4. Средняя отпускная цена щебня - 423,75 руб. за тонну (без НДС).
5. Себестоимость добычи 1 т щебня - 186,50 рубля.
Себестоимость добычи 234000 т щебня – 43 641 000,00 рублей.
6. Годовой доход Программы - 99 157 500,00 рублей.
Рассчитаем долевое участие государства и юридического лица в распределении доходной части Программы:
- уставной капитал Программы – 13 453 662,50 рублей, из них:
- доля «ГУПа» - 5 453 662,50 рублей, или 40,54%;
- доля «Предприятия» - 8 000 000,00 рублей, или 59,46%.
Рассчитаем распределение годового дохода Программы:
- доход «ГУПа» - 99 157 500,00 х 40,54% = 40 198 450,50 рублей;
- доход «Предприятия» - 99 157 500,00 х 59,46% = 58 959 049,50 рублей.
По сравнению с Примером 1 за счет инвестирования месторождения поступления в бюджет увеличились в 7,3 раза или на 730% (не считая остальных налогов).
Более того, государство может получить свою долю щебнем, что сэкономит бюджету 40 198 450,50 рублей, или 40,54% от стоимости закупки щебня.
Аналогичная ситуация и с другими природными ресурсами.
Пример 2. Строительство жилья.
Справка: Для расчета «Программы строительства жилья» использована проектно-сметная документация на строительство 5-9 этажного 111-квартирного секционного жилого дома в Республике Карелия.
Сметная стоимость строительства в базовых ценах по состоянию на 1.01.2001 г. составила - 51 988,56 тыс. руб., в том числе СМР – 46 417,9 тыс. руб. Стоимость общей площади в ценах 2001 г. составила – 5 921 руб./м2.
Извлечение из объемно-планировочных показателей проекта
Таблица №1
№ п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Показатели | ||
Всего, в ценах 2001 г. | в том числе по: | ||||
жилой части | техни-ческим помеще-ниям | ||||
Общая площадь здания | м² | 8 780,490 | 7 792,430 | 988,060 | |
Общая стоимость строительства | тыс. руб. | 51 988,560 | 47 340,780 | 4 647,780 | |
в том числе: | |||||
2.1. | Стоимость строительно-монтажных работ | тыс. руб. | 46 417,900 | 41 770,120 | 4 647,780 |
2.1. | Стоимость оборудования и прочих затрат | тыс. руб. | 5 570,660 | 5 570,660 | |
Стоимость 1 м² общей площади в ценах 2001 г. | тыс. руб. | 5,921 | 5,391 | 4,704 | |
Справка: | |||||
Стоимость 1 м² общей площади в регионе | тыс. руб. | 16,342 | 16,768 | 12,982 |