Но здесь действует такое правило -- чем быстрее будет УВОЛЕН дурной работник, тем это ЛУЧШЕ -- для всего коллектива, но главное условие для этого – СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Потом я считаю, что начальник -- должен заботиться о своих подчиненных. Причем во всем, что в его силах и возможностях, если хотите – как добрый отец о своих детях. Разумеется в каких-то разумных пределах. У нас, например, существуют БЕСПЛАТНЫЕ -- обеды для сотрудников, мы их БЕСПЛАТНО возим -- на работу и с работы, совместные путешествия на отдых в Крыму, выезды на природу с шашлыками, рождественские подарки для сотрудников и новогодние подарки для их детей, подарки от предприятия каждому работнику в день его рождения и обязательно двухдневный выходной, кроме того помощь оказывается и в других обстоятельствах – на лечение, на обучение их детей, на переезд и новоселье, на строительство домов, дач и гаражей, на свадьбы и похороны… Всё перечисленные методы сильно ПРИВЯЗЫВАЮТ работников -- к нашему предприятию, они начинают дорожить -- своим местом работы, а главное, стараться -- работать, повышается качество и производительность труда.
Меня сильно расстраивает, когда я вижу равнодушное -- отношение к работе своих сотрудников, например: мы просим кого-то остаться дополнительно поработать, а сотрудник говорит: «Все, у меня конец рабочего дня – до свидания». Конечно в таком равнодушном, формальном отношении моих сотрудников к работе – есть и моя вина. Значит, что-то упустил, где-то не проявил должного внимания к человеку или проглядел, когда принимал его на работу. Если человек относится к работе хорошо, если он уважает своего начальника и знает, что его ценят и ему справедливо оплачивают его труд, то он -- не откажется, если потребуется срочно доделать свою работу, даже, если для этого ему потребуется пожертвовать своим свободным временем и остаться после работы для того, чтобы выполнить работу до конца.
Мы стараемся обычно заинтересовать наших сотрудников новыми сложными задачами. Они сами так и говорят: «Чем сложней – тем интересней!» Настоящему специалисту профессионалу всегда хочется испытать себя и свои возможности, доказать самому себе, что справится и с этой новой и сложной работой.
Я считаю, что демократия на производстве не всегда хороша, иногда приходится и бывает необходимо -- принимать жесткие решения, или ставить, если это требуют интересы дела -- жесткого руководителя, который не будет ничего долго объяснять, а скажет: «Нужно сделать вот отсюда, вот досюда и сегодня, если не сделаете – выгоню». Конечно, это только там, где это крайне необходимо и никакие разумные доводы на работников -- не действуют. Но вообще любое решение, которое ты принимаешь, всегда затрагивает чьи-либо интересы. Поэтому обиды и недовольства подчиненных неизбежны. Быть хорошеньким для всех не получится, да и это просто глупость. На первом месте должны быть -- Интересы дела, которое необходимо делать, по возможности быстро, качественно и эффективно, главное, уметь убеждать и подчинять себе людей, рассеивая их обиды и претензии. Но обычно нормальные люди все понимают и если ты относишься к ним -- с уважением и справедливо, то никаких проблем не возникает.
Люди все разные, и к каждому нужен свой, определенный подход.
К одному нужно, по человечески, с уважением подойти, всё объяснить и попросить его
Согласия -- на выполнение работы.
Другого -- нужно ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ хорошей Зарплатой или Премиальными.
Третьему -- нужно как в армии -- ПРИКАЗАТЬ и предупредить о личной Ответственности
За дело.
Многие руководители считают, что их работники должны и обязаны как можно больше работать, что они должны всегда, когда им нужно оставаться после работы, выходить работать в выходные, но это совершенно неправильно и вредно, в конечном итоге оборачивается -- большими убытками. Нужно понимать, что работник тоже человек, а не машина, и что у него есть и своя личная жизнь, семья, дети, свои интересы и заботы, и он просто физически, даже за большие деньги не может отдавать все свое свободное время работе.
Чтобы работник мог хорошо трудиться ему -- НУЖЕН полноценный Отдых, он должен иметь два дня выходных, в противном случае – производительность, а главное, качество работы -- резко УПАДЕТ. Если работник хорошо отдыхает – он будет хорошо работать! Работник должен иметь время -- для своей семьи и семейным заботам, находить время для своих интересов, то есть, жить полноценной жизнью, а не только одной работой, если мы хотим добиться хороших результатов.
Конечно он может, если это необходимо, остаться после работы или поработать в свой выходной -- раз, другой, третий, но когда это становится своеобразной нормой, то работник от этой постоянной, ненормированной работы -- сильно УСТАЕТ и выматывается, и даже большая оплата труда его совсем -- не радует, ведь он ничего кроме работы -- не видит. Домой он приходит только лишь переночевать, семья его практически -- не видит, все пущено на самотек, поэтому из-за этого дома часто начинаются серьезные проблемы, в том числе и с детьми.
Все эти семейные проблемы бумерангом бьют -- по работнику, окончательно отбивая у него всякий интерес и желание -- хорошо работать и как закономерный итог -- он становится Равнодушным и пассивным -- к своим обязанностям и работе. В конечном итоге все это оборачивается -- УБЫТКАМИ и затратами для предприятия. Конечно встречаются среди работников трудоголики, но их немного. Все должно быть в меру, потому что все, что сверх меры всегда приносит только вред человеку. Поэтому рабочий день исходя из этого должен быть -- не более 7 - 8 часов.
Нужно понимать, что вся Сверхурочная работа, все авралы, все рабочие субботы, если только они не обусловлены крайней необходимостью, когда что-то случается чрезвычайное – говорят всегда только -- о НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ руководителя, который -- свое НЕУМЕНИЕ грамотно организовать работу -- компенсирует Сверхурочной работой своих подчиненных, да ещё и старается зачастую им -- Недоплатить за этот труд.
Вместо того, чтобы постоянно просить своих работников дополнительно работать, да еще и выплачивать им дополнительную зарплату, не лучше ли принять еще одного работника, или организовать -- посменную работу или гибкий рабочий график.
Очень УДОБНЫМ, особенно для многих семейных работников -- СЧИТАЕТСЯ работа по 12 часов по двое или трое суток, с соответствующим -- ОТДЫХОМ тоже по ДВОЕ или по ТРОЕ суток, работая по такому рабочему графику, работники -- УСПЕВАЮТ хорошо выспаться и отдохнуть, сделать все свои семейные дела, пообщаться со своей семьей.
Но главное, такой рабочий график ОБЕСПЕЧИВАЕТ -- непрерывный ЦИКЛ работы, что очень ВАЖНО и Выгодно для любого производства. В связи с этим большое значение для работников в наше время приобретает решение проблемы времени -- затрачиваемым на езду на работу и с работы. Дело в том, что когда работник затрачивает от 30 минут -- до 50 минут на то, чтобы добраться на работу – это нормально, и не утомляет работника, но когда он затрачивает на это дело больше часа, это уже для него становится серьезной проблемой. Во первых, более двух часов он проводит в дороге на работу и обратно домой, что утомляет, во вторых, ОТНИМАЕТ совершенно бесполезно у него -- его свободное время, которое он мог бы отдать своей семье. Из-за этого работник может оставить свою работу и уйти на другую, даже менее оплачиваемую, но которая будет ближе к его дому, а это крайне нежелательно, особенно если это хороший специалист. Вот почему нужно постараться положительно решить эту проблему, а это -- ПРИВЯЖЕТ работника к предприятию и будет способствовать увеличению эффективности его работы.
Руководитель должен понимать, что на работе человек проводит большую часть своего времени и жизни. Поэтому, если руководство постарается -- создать все наилучшие условия для работы людей – то работники будут хорошо работать и дорожить своей работой.
Хорошая среда, рабочая, атмосфера, нормальные отношения между работниками и руководством, полноценное и недорогое, а лучше бесплатное питание и устроенный быт: раздевалки, душевые, комнаты отдыха и спорта, высокая зарплата, возможности для профессионального и служебного роста – все это сильно стимулирует людей на эффективную работу.
Когда руководство это понимает и стремится сделать всё для того, чтобы работники приходя на работу чувствовали себя как дома, -- то люди начинают -- с желанием ходить на работу и добросовестно трудиться.
Отсюда -- высокий рост производительности труда, высокое качество производимой продукции, сведение к минимуму -- Текучки кадров, увеличение доходов, существенное сокращение затрат, потерь и убытков. Вот насколько важным является создание -- хороших условий работы для работников.
Умение и профессионализм руководителя-управленца в том и заключается, чтобы ясно понимать, КАКИЕ задачи ты должен -- ВЫПОЛНИТЬ, сколько и каких людей ТРЕБУЕТСЯ подобрать для ВЫПОЛНЕНИЯ этих ЗАДАЧ качественно, в полном объеме и в срок, и как заставить их -- выполнить требуемую работу быстро и добросовестно.
Руководитель должен знать, как проконтролировать -- выполнение поставленных задач и КТО лично БУДЕТ -- отвечать перед тобой -- за Выполнение этих задач, а также, каким наилучшим эффективным способом -- добиваться конечного Положительного результата.
Вот наглядный пример: в старые, еще советские времена, не раз и не два происходили такие вот мягко говоря опусы; вот к примеру, работают два колхоза, один из них миллионер, богатый, растущий, с перспективой, другой нищий, бедный, запущенный, в котором процветает пьянка и воровство, это в советское-то время, когда наша страна была богата и быстро развивалась, в отличии от сегодняшнего времени, когда сельское хозяйство -- брошено на произвол судьбы. Так вот тогда, вся страна помогала селу, вся промышленность страны работала -- на нужды сельского хозяйства, даже тогда -- непутевые руководители, в тех условиях умудрялись -- доводить свои хозяйства до ручки, постоянно оправдывая свою некомпетентность, а проще говоря свое неумение управлять и руководить предприятием, нежелание и не любовь к своей работе, а порой и полное -- равнодушие к ней за красивыми фразами о победе социалистического труда.
Так вот, берут председателя из богатого колхоза миллионера, конечно из лучших побуждений, и ставят на хозяйство -- в бедный, нищий, отсталый колхоз, Проходит несколько лет. Бедное и отсталое хозяйство, на глазах, откуда, что только взялось, -- ПОДНЯЛОСЬ. Работники, которые -- не хотели работать, были совершенно безучастны, равнодушны, которые только пили и прогуливали, и тащили всё, что под руку попадется, вдруг переродились, объединились, стали -- дружным коллективом, работают с желанием, с огоньком. Хозяйство стало -- зажиточным, богатым. Каков руководитель – таково и хозяйство!
Еще пример; был завод, выпускал кирпич. Сколько только не менялось на нем директоров, результат всегда был один и тот же, вечный бардак, беспорядок, запущение, холодные, дырявые открытые всем ветрам, дождям и морозам цеха, ни какой техники безопасности, ни какой автоматизации производства, только «его величество ручной труд», лом и кувалда, дисциплины ни какой, вечная пьянка, огромная текучка кадров, работали на заводе все кому не лень, и кого больше, в те старые и строгие советские времена в добрые места на работу нигде не принимали и брать не хотели, бывшие зэки и алкоголики, там даже был открыт при заводе ЛТП лечебно-трудовой профилакторий, такая была острая нужда в кадрах, поэтому не брезговали ни чем и ни кем. И вот пришел просто новый директор, и как на предыдущих до него директоров, на него никто не обратил ни какого внимания. Ну пришел и пришел, мало ли их приходило и уходило.
Но в этот раз пришел на завод -- ХОЗЯИН. Да, завод запущенный, это просто мягко сказано, да, бардак, да, все пьют, да, на этом заводе никогда не было хороших заработков. И что с того. Кто хочет делать дело – тот ищет возможности, тот просто преодолевает трудности и решает задачи и проблемы, и самое главное, он умеет профессионально управлять, берёт на себя ответственность за всё, добросовестно выполнять порученное ему дело. Да, их за годы накопилось слишком много, но их нужно решать.
Прошло несколько лет, точнее года четыре – пять, и завод изменился до не узнаваемости. Вместо старых разбитых, дырявых цехов, -- ПОЯВИЛИСЬ новые просторные цеха, оснащенные новым современным оборудованием, оживилась -- работа.
Самое удивительное – народ ПЕРЕСТАЛ пить, прекратился -- бардак, не стало нарушений дисциплины, прогулов, изменилось отношение к работе – люди начали добросовестно работать и зарабатывать -- неплохие деньги.
Прекратилась Текучка кадров и наоборот, у ворот стояла очередь из огромного числа желающих устроиться на работу на завод – развалюху, ведь зарплаты на заводе стали одними из самых -- высоких по всей области, плюс быстрыми темпами строились благоустроенные квартиры, был построен новый просторный, большой детский сад.
Рядом с заводом вместо старых прогнивших бараков в которых жили люди, вырос целый поселок современных, благоустроенных коттеджей, дороги покрылись асфальтом и соединили поселок с городом, по ним пошли городские автобусы.
Вывод из всех этих примеров один; -- руководитель -- профессионал, это прежде всего добрый, заботливый и требовательный ХОЗЯИН,он знает как нужно грамотно и профессионально управлять производством и руководить людьми. Он знает, что управление любым производством начинается прежде всего -- с построения доверительных отношений с людьми, и самым главным в этих отношениях является -- получение от своего коллектива полного доверия и уважения к себе как к человеку, как к профессионалу и руководителю. Не будет такой обратной связи, построенной на доверии и уважении коллектива предприятия – к руководителю,не будет -- ничего; ни четкого взаимодействия всех подразделений и служб, не будет доброго морального климата, дружного коллектива, не будет творческого, добросовестного труда, не будет дисциплины, придется забыть об экономичном подходе к производству, а значит, можно смело похоронить перспективу стабильного развития производства.
Люди, коллектив, никогда не выступят в духе сплоченности в поддержку своего руководителя, если побудительный мотив, слабый и недостаточен, ОБЩАЯ Цель -- маленькая и не интересна для людей, и не содержит в себе -- интересы и надежды каждого в отдельности человека, для того, чтобы все они забыли -- о своих личных интересах и полностью поддержали бы идеи и планы своего руководителя.