Предложение, закон предложения, ценовая эластичность предложения.
Предложение - это количество товара, которое могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товаров, чем выше на них цена.
Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и наоборот - чем ниже цена, тем меньше предложение.
На величину предложения также воздействуют внеценовые факторы:
1.Величина издержек производства - обратная зависимость.
2.Цены на ресурсы производства (напр., сырье и энергоносители) - обратная зависимость.
3.Степень монополизма в отрасли - обратная зависимость.
4.Степень технического прогресса (новые технологии) - прямая зависимость.
5.Уровень налогообложения - обратная зависимость.
Интенсивность изменений предложения в зависимости от уровня цены отражается в эластичности предложения. Показателем эластичности предложения служит коэффициент эластичности предложения (Esp).
Esp = ∆S%/∆p% Изменение предложения в % / Изменение цены в %.
Типы (модели) эластичности предложения:
1) Единичная эластичность, когда Esp=1. Предложение прямо пропорционально цене. При этом, если в течение длительного времени сохраняется устойчивый рост цен, коэффициент эластичности предложения имеет тенденцию к возрастанию, т.е. - рост производства опережает рост цен.
2) Неэластичное предложение, когда уровень предложения слабо или вообще не изменяется с ростом цен иEsp<1. Неэластичность предложения может быть вызвана, например, ограниченностью природных ресурсов или неспособностью производства мгновенно реагировать на изменение цен.
3) эластичное предложение Esp> 1
4) абсолютно неэластичное предложение Esp=0
5) Esp =+∞ бесконечно эластичное предложение
Механизм функционирования рынка. Взаимодействие
Спроса и предложения.
Спрос - это потребность покупателя, обеспеченная денежными ресурсами (платежеспособностью покупателя).
Спрос проявляется в действии рыночного экономического закона - закона спроса. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров.
Предложение - это количество товара, которое могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товаров, чем выше на них цена.
Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и наоборот - чем ниже цена, тем меньше предложение.
Соотношение спроса и предложения формирует определенную рыночную цену.
Сделка купли-продажи может быть осуществлена лишь при условии, что уровень спроса равен уровню предложения, т.е. - в основе рыночных отношений лежит равенство между спросом и предложением: D = S. И выходя на рынок со своими вариантами цен, продавец и покупатель попадают под пресс жесткой необходимости такого равенства. Сам факт купли- продажи свидетельствует, что рынок скорректировал поведение и запросы продавцов и покупателей и привел их к соглашению. Избыточный спрос подталкивает цены покупателя к росту до тех пор, пока они не сравняются с ценами продавцов. При этом действует обычная функциональная зависимость: чем больше дефицит (ограниченность, нехватка) товаров, тем выше цена покупателя.
Избыточное предложение, наоборот, снижает цены продавцов до тех пор, пока они не сравняются с ценами покупателей. Это состояние также выражается в функциональной зависимости: чем больше превышение предложения над спросом (затоваривание рынка), тем ниже цена продавца.
Таким образом, избыточный спрос оказывает на цены давление «снизу» и подталкивает цены вверх. Избыточное предложение оказывает на цены давление «сверху» и заставляет цены снижаться.
Равновесная рыночная цена - это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению.
Равновесная рыночная цена служит четким выражением общего равновесия рынка. Показатели такого равновесия: высшая при данных условиях экономическая эффективность производства, когда все затраты окупаются при реализации товара; высшая при данных условиях социальная эффективность, когда спрос максимально удовлетворяется соответственно его денежному обеспечению; четкое равенство между спросом и предложением, когда отсутствуют и дефицит, и затоваривание.