Понятие, виды и субъекты торговой деятельности
В нашей стране правовое регулирование торговой деятельности осуществляется значительным количеством нормативных актов (насчитывается порядка 600), в т.ч. ФЗ «О рекламе», ФЗ «О техническом регулировании», Закон «О защите прав потребителей» и др.
28 декабря 2009 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым подписан Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Статьей 22 Закона о торговле установлено:
• Закон вступает в силу 1 февраля 2010 года
Сфера закона 381-ФЗ ограничена:
• во-первых, из под его воздействия выведены отношения, связанные с организацией и осуществлением: внешнеторговой деятельности; деятельности по проведению организованных торгов; деятельности по продаже товаров на розничных рынках; купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов, товаров, ограниченных в обороте;
• во-вторых, его нормы рассчитаны только на продажу продовольственных товаров;
• в-третьих, его нормы предназначены для урегулирования отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи.
В соответствии со ст. 2 381-ФЗ
торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров
Виды торговли:
оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием
розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
мелкорозничная торговля – это торговая деятельность, осуществляемая с использованием нестационарных торговых объектов, мобильных торговых объектов;
иные виды торговли - развозная и разносная торговля; торговля на ярмарках, праздничных и иных разовых массовых мероприятиях.
Субъектами торговой деятельности являются:
Поставщики - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставку производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи
Покупатели - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность
В качестве хозяйствующих субъектов могут выступать коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели и потребительские кооперативы, производящие или перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию.
Отношения между указанными лицами облекаются в договор поставки или договор контрактации.
Особая группа покупателей
– торговые сети –
торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;
(«Агрофирма Ариант», ООО «МОЛЛ», ООО «Ашан», ООО «Дикси Челябинск», ЗАО «Тандер», ООО «Элемент Трэйд», Уральский филиал X5 RetailGroupN.V, магазины «Красное и белое»)
Торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Распространяется ли действие Закона о торговле на ООО «А»,ООО «Б» и ООО «В» в связи с закупом продовольственных товаров?
ООО «А», ООО «Б» и ООО «В» ведут деятельность по оказанию услуг общественного питания через сеть кафе под единым коммерческим обозначением (товарным знаком). ООО «Б» и ООО «В» использует товарный знак на основании лицензионных договоров, заключенных с ООО «А». Учредители и директора в указанных предприятиях разные. Помещения, в которых располагаются кафе, принадлежат ООО «А», ООО «Б», ООО «В» на основании договоров аренды, заключенных с разными собственниками.
И ООО «А» и ООО «Б» закупают по договорам поставки товары и сырье, которое в дальнейшем перерабатывается в полуфабрикаты и готовые изделия и блюда, предлагаемые в дальнейшем клиентам кафе. Есть и товары, которые перепродаются в рамках оказания услуг общественного питания, такие как алкогольная продукция.
В соответствии со статьей 2 Закона о торговле торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Согласно Государственному стандарту «Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 21.01.1994 N 35 (далее - ГОСТ Р 50647-94), общественное питание - совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции; предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления; услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга.
Учитывая изложенное, нормы Закона о торговле не распространяются на деятельность по оказанию услуг общественного питания в случае, если продажа продуктов питания включена в деятельность предприятия общественного питания.
Данная позиция антимонопольного органа отражена в пункте 6.6 Методического пособия для предпринимателей, утвержденного ФАС России «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности. Методическое пособие для предпринимателей».
Из круга субъектов, к деятельности которых применяется Закон о торговой деятельности, исключены непосредственные потребители продовольственных товаров. На отношения с их участием распространяются нормы ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и другие нормативные правовые акты.
В качестве субъектов также можно выделить органы государственной власти (Правительство РФ, ФАС РФ), органы местного самоуправления
Требования к организации и осуществлению торговой деятельности
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о торговой деятельности Покупатели при организации торговой деятельности самостоятельно определяют, за исключением установленных данным законом, другими федеральными законами случаев:
• 1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
• 2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
• 3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
• 4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
• 5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);
• 6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
• 7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе ассортимент продаваемых товаров; режим работы; приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах. Применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли указанные условия устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов;
• 8) цены на продаваемые товары.
• 9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
• 10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.
Ценовые ограничения:
1) если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, то в этом случае Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ или территориях таких субъектов РФ на срок не более чем 90 календарных дней (ч. 5 ст. 8).
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них установлен постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.
2)соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого Покупателю в связи с приобретением им у Поставщика определенного количествапродовольственных товаров (ч. 4 ст. 9 Закона о торговой деятельности)
Размер вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора и не может превышать 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом оно не учитывается при определении цены продовольственных товаров.
Выплата указанного вознаграждения запрещена в отношении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.
Положения ч. 4 ст. 9 Закона о торговой деятельности вызывают серьезные вопросы у ХС, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика. Покупатели–розничные сети, не нарушая требования о 10-процентном размере вознаграждения, стали применять повышенный размер скидок (Поставщикам предлагается снижать отпускные цены) и маркетинговые платежи, также была расширена система штрафных санкций за «снижение качества», опоздание к разгрузке и др.
условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.
Первое ограничение касается сроков расчетов между сторонами за поставленный товар: при заключении договора с условием оплаты товаров через определенное время после их передачи Покупателю срок оплаты таких товаров должен определяться с учетом срока годности поставляемых товаров:
а) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактической приемки таких товаров Покупателем;
б) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 25 календарных дней со дня фактической приемки таких товаров Покупателем;
в) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее чем 40 календарных дней со дня приемки таких товаров Покупателем (ч. 7 ст. 9).
Применение данных норм Закона о торговой деятельности весьма проблематично при поставке продовольственных товаров в отдельные районы страны. Например, существует ряд территорий, сообщение с которыми осуществляется только в период навигации (с июня по октябрь) и авиатранспортом.
Второе ограничение касается невозможности установления запрета на перемену лиц в обязательстве по договору поставки продовольственных товаров путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора (ч. 10 ст. 9).
Третьим ограничением является запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров, содержащих элементы договоров на оказание услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу, мерчандайзингу (подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети, – оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале) и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9). Теперь они могут оказываться Покупателями на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг;
Наряду с предоставлением прав, Закон о торговой деятельности возложил на Покупателя-торговую сеть и Поставщика взаимную обязанность по обеспечению доступа к информации об условиях: а) отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров; б) существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Поставщик, кроме того, обязан обеспечить Покупателю-торговой сети доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров (ч. 1-2 ст. 9). Информация, носящая общий характер, не может расцениваться в качестве информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.
Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:
1) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;
2) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
3) возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
4) возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.