Участники страховых отношений. Правовой статус страховых организаций
Субъекты страховой деятельности
• – страховые организации, в том числе перестраховочные организации;
• – общества взаимного страхования, т.е. общества, созданные для страхования имущественных интересов своих членов непосредственно на основании устава общества (ст. 1 Закона о взаимном страховании);
• – страховые агенты, т.е. физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями (ст. 8 Закона об организации страхового дела);
• – страховые брокеры, т.е. юридические лица (коммерческие организации) или постоянно проживающие на территории РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на основании договора об оказании услуг страхового брокера по совершению юридических и иных действий в рамках договоров страхования по поручению страхователей от своего имени, но за счет этих лиц либо совершению юридических и иных действий в рамках договоров страхования от имени и за счет страхователей (перестрахователей) или страховщиков (перестраховщиков).
• Страховые брокеры вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента. Страховой брокер не вправе оказывать услуги исключительно по обязательному страхованию (ст. 8 Закона об организации страхового дела);
• – актуарии, т.е. специальные субъекты страховой деятельности, осуществляющие оценку деятельности страховой организации, общества взаимного страхования по итогам каждого отчетного года. Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательного актуарного оценивания, представляется страховщиком в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом (ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 21, ч. 5 ст. 32.1 Закона об организации страхового дела);
• объединения субъектов страхового дела, т.е. саморегулируемые организации, союзы, ассоциации и иные объединения, создаваемые для цели координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов;
• объединение страховщиков, совместно осуществляющих страховую деятельность по отдельным видам страхования или страховым рискам на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
Страховые пулы создаются для обеспечения финансовой устойчивости его участников, исполнения ими обязательств по страховым выплатам, размер которых может превысить собственные средства (капитал) одной страховой организации, и действуют на принципах сострахования или перестрахования.
Перестраховочные пулы создаются для увеличения финансовых возможностей членов пула путем осуществления ими перестрахования в части, превышающей собственное удержание членов пула по договору страхования.
Обязательства по страховым выплатам, превышающие собственные средства (капитал) членов страхового пула, передаются от имени страхового пула в перестрахование (ст. 14 Закона об организации страхового дела)
• – специализированные депозитарии, т.е. специальные профессиональные субъекты, осуществляющие деятельность по учету и хранению ценных бумаг, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика путем открытия и ведения отдельных счетов депо, а также по контролю за активами страховщика.
Таковыми могут быть юридические лица, имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (ст. 26.2 Закона об организации страхового дела).
• – Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (иначе именуемый –орган страхового надзора);
В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2015 года зарегистрированы 344 страховщика, из них 334 страховые организации и 10 обществ взаимного страхования.
Правовой статус страховых организаций
Направления деятельности страховых организаций:
v оценка страхового риска,
v получение страховой премии (страховых взносов),
v формирование страховых резервов,
v инвестирование активов,
v определение размера убытков или ущерба,
v осуществление страховых выплат,
v а также иные действия, связанные с исполнением обязательств по договору страхования (ст. 6).
Т.о., страховые организации наделены исключительной компетенцией как и кредитные организации.
С учетом компетенции выделяются страховые организации, специализирующиеся:
1) на личном страховании,
2) на страховании объектов имущественного и личного страхования, предусмотренных ч.2-6 ст. 4 Закона об организации страхового дела.
Этапы создания страх.орг.
• подготовительный этап - включает в себя определение организационно-правовой формы страховой организации, вида ее деятельности, порядка и сроков формирования минимального размера уставного капитала, а также руководящего состава, к которому предъявляются специальные квалификационные требования.
• государственная регистрация;
• получение лицензии
Квалификационные требования к персональному составу управления
руководители (как единоличного, так и коллегиального исполнительного органа) страховой организации дела должны иметь высшее образование и стаж работы в качестве руководителя подразделения субъекта страхового дела, иной финансовой организации не менее двух лет.
главный бухгалтер должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, и иметь стаж работы по специальности в страховой, перестраховочной организации не менее двух лет из последних пяти лет, предшествующих назначению на указанную должность.
внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита должны иметь высшее экономическое, финансовое или юридическое образование, подтвержденное признаваемым в РФ документом о высшем экономическом, финансовом или юридическом образовании, и стаж работы по специальности не менее двух лет в соответствующей сфере.
требования к минимальному размеру уставного капитала страховой организации (ст. 25):
• 1) для осуществляющих исключительно медицинское страхование – 60 миллионов рублей;
• 2) для иных страховых организаций уставной капитал определяется на основе его базового размера, равного 120 миллионам рублей, и следующих коэффициентов: 1 – для осуществления страхования объектов, предусмотренных п. 2–6 ст. 4 Закона об организации страхового дела; 2 – для осуществления страхования объектов, предусмотренных п. 1 ст. 4 Закона об организации страхового дела; 2 – для осуществления страхования объектов, предусмотренных п. 1–3 ст. 4 Закона об организации страхового дела; 4 – для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.
PS: Изменение минимального размера уставного капитала страховой организации допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года
Этап государственной регистрации страховых организаций
подчинен требованиям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, т.е. обязательна процедура регистрации налоговым органом с внесением соответствующей информации в единый государственный реестр юридических лиц.
Однако, в отличие от общего порядка регистрации юридических лиц, у страховой организации право на осуществление страховой деятельности возникает только с момента получении ею лицензии (ст. ст. 6, 32 Закона об организации страхового дела).
Лицензия выдается:
1) страховой организации на осуществление:
• добровольного страхования жизни;
• добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
• добровольного имущественного страхования;
• вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
• перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;
2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;
3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;
4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.
основания для прекращения страховой деятельности
1) вынесение соответствующего решения суда;
2) решение Банка России об отзыве лицензии;
3) по инициативе страховой организации
Отзыв лицензии на основании решения Банка России ввиду наличия нарушений в деятельности субъекта страховой деятельности в случае:
– не устранения в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
– неоднократного в течение года непредставления или неоднократного в течение года нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности;
– если в течение 12 месяцев со дня получения лицензии субъект страховой деятельности не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;
– если страховая организация в течение трех месяцев со дня ограничения действия лицензии не восстановила членство в профессиональном объединении страховщиков;
Отзыв лицензии по инициативе страховой организации
• на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности
Последствия отзыва лицензии
1. Введение запрета на заключение договоров страхования, перестрахования, а также на внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств в соответствующие договоры.
2. В случае наличие признаков банкротства – назначение временной администрации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
3. В течение месяца с момента принятия решения Банком России об отзыве лицензии страховая организация официально уведомляет в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров, о досрочном прекращении договоров страхования, перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховой организации, которой ее страховой портфель может быть передан.
4. В течение шести месяцев с момента принятия решения Банком России об отзыве лицензии страховая организация обязана:
– принять в соответствии с законодательством РФ решение о прекращении страховой деятельности
– исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям. После этого обязана предоставить Банку России документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), а также документы, подтверждающие передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля); бухгалтерскую (финансовую) отчетность с отметкой налогового органа и аудиторским заключением на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии; оригинал лицензии;
– осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования.
специальные требования к страховым организациям в рамках осуществления ими уставной деятельности
должны иметь собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещается следующая информация:
полное наименование, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы (в т.ч. его филиалов и представительств при наличии таковых);
сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах);
сведения о правоустанавливающих документах, а также сведения о лицензии и сроке ее действия;
перечень осуществляемых видов страхования; правила страхования и страховые тарифы;
годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года и др.
72. Государственный страховой надзор
основные направления страхового надзора, осуществляемого Банком России :
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдача в течение 30 дней в предусмотренных Законом об организации страхового дела случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Основания же для приостановления и отмены действия лицензии возникают в ходе проведения Банком России надзорных мероприятий.
Главное направление надзорной деятельности Банка России - контроль за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых организаций.
специальные требования по содержанию бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности
должна быть раскрыта следующая информация:
• нормативное соотношение собственных средств (капитала) страховой организации и принятых обязательств;
• состав и величина сформированных страховых резервов и результаты их изменений;
• состав и структура активов, в которые размещены собственные средства (капитал);
• состав и структура активов, в которые размещены средства страховых резервов; операции по перестрахованию с указанием сведений о перестрахователях и перестраховщиках;
• структура финансового результата деятельности по отдельным видам страхования;
• состав акционеров (участников) и их доли в уставном капитале.
PS: Основным источником получения информации для проведения контрольно-надзорных мероприятий Банком России в отношении страховых организаций является их бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность
В рамках контроля за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых организаций Банком России проверяется:
Ø экономическое обоснование ее тарифов;
Ø наличие страховых резервов, достаточных для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию;
Ø размер собственных средств (капитала) (под которым понимается уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль).
анализ Банка России обоснованности действующих страховых тарифов страховой организации (направления надзора )
ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска,
а также других условий страхования, в том числе наличия франшизы и ее размера в соответствии с условиями страхования.
Требования к методике расчета страховых тарифов, в том числе к ее структуре и содержанию, методам и принципам расчета страховых тарифов (базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или предельных значений указанных коэффициентов) по видам страхования, к порядку использования статистических данных по видам страхования устанавливаются Банком России и являются обязательными к соблюдению.
Банк России может использовать такие механизмы как выдачу предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии
Для целей понуждения страховых организаций к выполнению обязательных требований. Так, в соответствии со ст. 32.6 Закона об организации страхового дела при выявлении нарушения страхового законодательства Банком России дается предписание страховой организации об устранении нарушения.
В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения от получения предписания, действие лицензии ограничивается (т.е. налагается запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры) или приостанавливается (означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств, в соответствующие договоры).
Еще одним общим последствием введения данных санкций является запрет на открытие представительств и филиалов без предварительного разрешения Банка России.