Правовой статус банка россии
Банк России является юридическим лицом, имеющим печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, местонахождением центральных органов Банка России – город Москва. Банк России подконтролен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Капитал Банка России состоит из уставного капитала равного 3 млрд. рублей, а также из полученной им прибыли, т.е. разницы между суммой доходов от осуществляемой банковской деятельностью (в т.ч. предоставление кредитов кредитным организациям; покупка-продажа ценных бумаг, а также облигаций, эмитированных Банком России, и депозитных сертификатов; покупка-продажа иностранной валюты, драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей; выдача поручительств и банковских гарантий и др.) и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных ст. 4 Закона о Банке России.
Ст. 2 Закона о Банке России прямо предусмотрено, что уставной капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно статье 26 закона «О Центральном банке Российской Федерации» по итогам года Банк России обязан перечислять в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им прибыли, остающейся после уплаты установленных налогов и сборов. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения.
В октябре 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, обязывающий Центробанк перечислять в федеральный бюджет на постоянной основе 75 % своей прибыли вместо 50 %, как было ранее. В 2015 году норма 75 % в бюджет сохранилась, но дополнительно 15 % Центробанк обязан передать государственному Внешэкономбанку как имущественный взнос для укрепления финансовой стабильности. В ноябре 2015 года был подписал закон, предусматривающий перечисление Центробанком в 2016 году уже 90 % прибыли в федеральный бюджет.
Законодателем не определена организационно-правовая форма Банка России, что вызвало в юридической литературе серьезную полемику.
В литературе Банк России рассматривают в качестве:
* учреждения ввиду особого правового режима имущества, закрепленного за ним;
* некоммерческой организации особого рода, созданной для выполнения государственных функций и полномочий;
* коммерческой организации с особым правовым статусом, совмещающим предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
Ф-ии банка России
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику посредством инструментов и методов: установления процентных ставок по операциям Банка России, обязательных резервных требований; операций на открытом рынке; рефинансирования кредитных организаций; валютных интервенций; установления ориентиров роста денежной массы; прямых количественных ограничений; эмиссии облигаций от своего имени и др.;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, в т.ч. утверждает графическое обозначение рубля в виде знака.
Данная функция выполняется посредством следующих мероприятий Банка России: прогнозирования и организации производства, в том числе размещения заказа на изготовление банкнот и монет Банка России, перевозки и хранения банкнот и монет Банка России, создания их резервных фондов; установления правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установления признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монет Банка России; определения порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, в т.ч. организуя систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, в т.ч. осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; в т.ч. принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);
10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; в т.ч. осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах; осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю и др.
* Функция Банка России пруденциальное регулирование и надзор:
В рамках пруденциального регулирования Банком России устанавливаются такие обязательные нормативы для кредитных организаций как:
1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков;
3. нормативы ликвидности кредитной организации;
4. нормативы достаточности собственных средств (капитала); размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
5. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
6. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
7. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).
Эта деятельность включает в себя в т.ч. проверки кредитных организаций (их филиалов), направление им обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, а также применение мер по отношению к нарушителям (ст. 73 Закона о Банке России).
При анализе функций Банка России важно указать на его регулятивно-контролирующую роль в отношении иных субъектов финансового рынка, а не только в рамках пруденциального банковского контроля.
В частности, последний этап реформирования системы страхового надзора связан с упразднением в 2013 году Федеральной службы по финансовым рынкам и передачей полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) Банку России, то есть на базе Банка России создан финансовый «мегарегулятор», что является отличительной чертой национальной экономики РФ по отношению к системе управления финансовым рынками в иных зарубежных странах. Будет ли такой подход законодателя эффективен – покажет время, но кризисы 2008, 2014 гг. позволяют говорить даже о неэффективности оперативного руководства и контроля Банка России над банковским сектором.
Система управления Банком России:
* за формирование концептуального подхода к деятельности Банка России ответственным является национальный финансовый совет, состоящий из 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации, трое – Государственной Думой, трое – Президентом РФ, трое - Правительством РФ, а также Председатель Банка России.
* Непосредственное же управление осуществляет единоличный исполнительный орган (Председатель Банка России) и коллегиальный исполнительный орган (Совет директоров Банка России).
* Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
* В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов, которые работают на постоянной основе и назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.