Понятие стандартизации и виды стандартов.

Стандартизация –это деятельность по созданию и утверждению юридических правил и процедур. Основным органом в области стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Цели стандартизации: 1. Повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья растений и животных и содействие соблюдению требований технических регламентов. 2. Повышение уровня безопасности объектов с учетом возникновения ЧС природного и техногенного характера. 3. Обеспечение НТП 4. Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. 5. Рациональное использование ресурсов. 6. Техническая и инфо совместимость. 7. Сопоставимость результатов исследований и измерений технических и экономико-статистических данных. 8. Взаимозаменяемость продукции. Принципы стандартизации: 1. Добровольного применения стандарта. 2. Максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц. 3. Применения международных стандартов в качестве основы для разработки национальных стандартов. 4. Недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это необходимо для выполнения целей стандартизации. 5. Недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. 6. Обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Виды стандартов: До 2003 года: - ГОСТы - Стандарты отраслей - Стандарты предприятий - Стандарты научно-технических обществ После 2003 года: - Национальные стандарты - Стандарты организаций (стандарты отраслей + стандарты предприятий) Национальные стандарты – составляют основу национальной системы стандартизации. Разрабатываются техническими комитетами и принимаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Применяются добровольно и единообразно независимо от страны происхождения продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов и особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями или продавцами продукции. В национальных стандартах не могут устанавливаться требования к терминологии, символике, маркировке, упаковке и ряд других, относящихся к категории обязательных. Т.о., национальные стандарты -–это рекомендательные нормативные акты, в равной мере действующие на всей территории РФ. Стандарты организации – локальные нормативно-правовые акты, содержащие в себе составляющие стандартов отраслей и стандартов предприятий. Стандарты организации действуют в пределах той отрасли или организации, для которой они разрабатывались и применялись. Международная классификация стандартов: 1. Основополагающий стандарт – содержит общие положения для определенной отрасли. 2. Терминологический стандарт – содержит характеристику терминов и определений. 3. Стандарты методов испытаний – устанавливают методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий. 4. Стандарт на услугу, процесс или продукцию – устанавливает требования, которым должны соответствовать конкретная услуга, продукция или процесс. 5. Стандарты на совместимость – устанавливает требования, касающиеся совместимости продукции. 6. Стандарты с открытыми значениями – содержит перечень характеристик, которые могут быть использованы для различных видов услуг, процессов, при указании конкретных значений. Стандарты, регулирующие турдеятельность: В России существуют государственные требования к разработке туристского продукта, которые можно считать требованиями по качеству. Общим требованием к туристским услугам , определяющим первичные параметры качества турпродукта является ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги. Общие требования», где говорится, что обязательными требованиями к любому туру и туристскому обслуживанию являются: безопасность жизни, здоровья и имущества граждан и охрана окружающей среды. Рекомендуемыми ГОСТом требованиями (а значит, обязательными) являются: соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживающего персонала, комфортность, эстетичность и эргономичность. Разработчики ГОСТа ориентировались на опыт работы туристской отрасли страны, на зарубежные стандарты, а также на исследования потребностей туристов. Поэтому данные параметры также являются базовыми показателями качества туристского обслуживания. Система качества в туризме утверждена ГОСТ Р 50691-94«Модель обеспечения качества услуг» это стандарт устанавливает основные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ИСО (ISO) 9004, 9002 и направлен на обеспечение необходимого качества предоставляемых потребителю услуг. Стандарт предназначен для сертификации систем качества услуг, а также для оценки систем качества на предприятиях, оказывающих услуги населению. Этот стандарт не является чисто туристским, он определяет системы качества и их оценку на предприятиях, оказывающих услуги населению. Поскольку туризм—это прежде всего оказание туристских услуг, то на данный стандарт распространяется и на туристские предприятия. Загрузка... Требования к системе качества услуг предусматривают ответственность руководства предприятия по отношению к политике в области качества; к организации работы по качеству; к анализу функционирования системы качества со стороны руководства. Важные положения закреплены в ГОСТ Р 50681 – 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». Данный стандарт устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг и предназначен для предприятий, оказывающих туристские услуги. Стандарт определяет порядок проектирования различных туристских услуг «Туристское путешествие», «Туристский поход», «Экскурсия», а так же закрепляет требования к технологической документации туристского предприятия. ГОСТ Р «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».Данный стандарт устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья туристов, методы их контроля и предназначен для целей обязательной сертификации туристских услуг. В стандарте приведена классификация вредных факторов в туризме, а так же описаны меры по предотвращению воздействия данных факторов. Помимо данных стандартов существуют стандарты, содержащие требования к инфраструктуре обслуживания туристов: ГОСТ Р «Общественное питание. Термины и определения», ГОСТ Р «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».





В настоящее время в информационный фонд международных стандартов включено более 24000 стандартов. За период с 2006 г. по 2010 годы принято и введено в действие более 3000 стандартов. Уровень их гармонизации с международными стандартами составляет более 70 %.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов, работ и услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Документы в области стандартизации носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе.Вместе с тем, в Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 г. отмечается, что принцип добровольности применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации должен подразумевать одновременно и обязательность соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств.


Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации (Росстандарт).

Принципы разработки национальных стандартовсовпадают с принципами разработки технических регламентов: разработчиком национального стандарта может быть любое лицо; должно быть опубликовано уведомление о разработке проекта национального стандарта, обеспечена доступность проекта для ознакомления заинтересованных лиц, проведено публичное обсуждение проекта, опубликовано уведомление о завершении публичного обсуждения.

Несмотря на изменение терминологии, в названии стандарта сохранено ранее действовавшее обозначение стандарта федерального уровня – индекс ГОСТ Р. Таким образом, на сегодняшний день индексом ГОСТ Р могут быть обозначены как национальные, так и государственные стандарты. Как и ранее, в обозначении стандарта действует правило об указании года. Если стандарт принят до 1 июля 2003 г., то это стандарт государственный, если после 1 июля 2003 г. – национальный.

Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, установленных в целом для стандартизации, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ст. 17 Закона о техническом регулировании).

Свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

Предварительный национальный стандарт – документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом РФ по стандартизации и срок действия которого ограничен. Данные стандарты должны приниматься с целью накопления в процессе их применения необходимого опыта, на котором должен базироваться будущий национальный стандарт, в связи с чем они должны иметь ограниченный период действия (не более чем три года).

Порядок разработки и принятия предварительного национального стандарта схож с общим порядком разработки национальных стандартов: разработчиком может быть любое лицо, они подлежат экспертизе в профильном техническом комитете по стандартизации при Росстандарте; подлежат публичному обсуждению; включаются в Федеральный информационный фонд; регистрируются в Росстандарте.

Наши рекомендации