Факторы, влияющие на эффективность управления компанией
У эффективности управления предприятием есть два важных измерения – экономическое и результативное. Результативное измерение сообщает о том, насколько организация успешно выполняет поставленные задачи в области обеспечения необходимого объема производства, продаж и других маркетинговых задач. А экономическое измерение сообщает о том, насколько затратным является такой способ достижения поставленных целей. Еще одно разделение областей управления необходимо провести по двум категориям: объектно-логического управления (ОЛУ) и социально-психологического управления (СПУ).
Объектно-логическое управление (ОЛУ) Совершаемые управленческие действия: предвидеть, прогнозировать, анализировать, планировать, решать, организовывать (разрабатывать и внедрять,..) приказывать, давать указания, ставить задачи, координировать, контролировать.
Объекты управления: процесс, функция, информация, а также человек, подразделение – как элемент процесса, исполнитель функции и т.п.Объектно-логическое управление часто называют административным.
Социально-психологическое управление (СПУ) Совершаемые управленческие действия: мотивировать (призывать, вдохновлять, поощрять и наказывать и т.п.), обучать, развивать, наставлять, проявлять заботу, осуществлять поддержку.Объекты управления: человек (как социальный объект, являющийся эмоциональной и духовной личностью, имеющий свои взгляды, ценности, интересы), группа (как социум), задействованные в процессах, выполняющие функции и задачи.
Только гармоничное сочетание двух этих компонентов в итоге создает полноценный менеджмент и открывает путь к эффективному управлению:
Эффективный менеджмент = ОЛУ+СПУ.Когда эти все факторы сводятся в единую систему, то получается многомерная модель, в которой прослеживается сложное переплетение причинно-следственных связей.
Когда есть стратегическое видение и стратегический план, то организацию нужно провести по выбранному пути к желанной цели. Для того чтобы силы и ресурсы организации были направлены на решение стратегических задач, необходимо регулярно правильно управлять ресурсами – человеческими, финансовыми, материальными, временными. Долгосрочные стратегические цели достигаются посредством ежедневных усилий множества рядовых работников. Один большой шаг организации состоит из множества маленьких шагов ее сотрудников. Когда работники шагают слаженно в нужном направлении, это говорит о том, что люди, их организовывающие, – хорошие управленцы и в целом эффективность управления предприятием находится на достаточно высоком уровне.
Об эффективности управления предприятием можно судить по тому, как рядовые сотрудники понимают и воспринимают информацию о целях и задачах, умеют принимать правильные решения на своем уровне, действуют адекватно обстановке, нацелены на решение задач предприятия; какие возникают конфликтные ситуации, как они разрешаются; как скоординированы действия работников и подразделений, как подкреплены своевременным выделением ресурсов и так далее.
Ниже приведен некоторые индикаторы эффективности управления и влияющие на них области управления предприятием:
Работник правильно понимает свои задачи:разработка, описание бизнес-процессов; постановка целей (ясное толкование); разработка и доведение стратегии достижения целей; планирование задач; постановка задач; миссия компании; корпоративная культура; работник понимает свой вклад в общий результат, в промежуточные результаты.
Работник обладает необходимой квалификацией и компетентностью: правильное видение потребности в кадровых ресурсах; подбор кадров; расстановка кадров; обучение принципам и методам личной эффективности; стимулирование повышения профессионального мастерства; обучение.
Работник мотивирован (его интересы в согласии с интересами организации):адекватная оценка результатов; система материального стимулирования (вознаграждение по результатам); учет индивидуальных мотиваций; своевременное предотвращение деструктивных конфликтов; устранение системных конфликтов; мотивация карьерного роста; планирование карьерного роста.
Работник своевременно и в полном объеме получает необходимую информацию для выполнения задач: разработка, описание бизнес-процессов; продуманная информационная система; стремление к сотрудничеству; контроль прохождения и восприятия информации.
Действия работников скоординированы во времени и пространстве: создание центров координации; обучение планированию; планирование действий; контроль результатов; анализ; корректировка.
Действия работников подкреплены своевременным выделением ресурсов: финансовое планирование и прогнозирование; управление денежными потоками; система планирования и распределения нагрузки на персонал; правильное распределение ресурсов (бюджетирование); оперативное управление бюджетом; контроль ресурсов.
Решения принимаются своевременно и качественно: владение актуальной информацией для принятия решений (информационная система, стремление к сотрудничеству); понятны критерии принятия решений (миссия, ценности, установки, правила, понимание целей и задач предприятия); делегирование (центры принятия решений не должны быть перегружены); распределение полномочий и ответственности.