Способы распоряжения государственными земельными ресурсами
17.1. Понятие и характеристика государственной земли
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
Удельный вес государственной собственности на землю в Российской Федерации остается еще достаточно высоким. По закону государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).
Государственная земельная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов Федерации. Разграничение между двумя этими видами земельной собственности еще не закончено, но уже выяснены основные принципы такого размежевания. Они названы прежде всего в ЗК РФ. В нем сказано: разграничение государственной собственности на землю Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (п. 2 ст. 16 ЗК РФ). Названный Федеральный закон принят 17 июля 2001 г. и вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Право государственной собственности на землю
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и её субъектам (собственность субъектов РФ). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
От имени РФ право собственности осуществляют органы исполнительной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Такими органами являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и другие федеральные органы исполнительной власти. Таким образом все названные органы могут реализовать правомочия, вытекающие из права собственности. Однако вряд ли правомочия могут осуществлять органы законодательной власти и Президент РФ.
Следовательно от имени РФ право собственности на земли, находящиеся в федеральной собственности, осуществляет Правительство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
К землям федеральной собственности действующее законодательство относит: земельные участки, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли, под которыми находятся месторождения природных ископаемых, имеющих общегосударственное значение; земли лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, и лесов, расположенных на землях обороны.
В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» объектами федеральной собственности являются земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, в которых расположены высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ.
Право собственности РФ на земельные участки должно подлежать регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней» и учитываться в специальном Реестре федеральных земель.
Объекты права государственной собственности на землю можно разделить на следующие группы: земельные участки, подлежащие приватизации, т.е те, которые могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, и земельные участки, не подлежащие приватизации. Такое имущество существует практически во всех государствах и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания специфических нужд государства.
В соответствии с действующим законодательством не подлежат приватизации земельные участки лесного и водного фонда, особо охраняемых земель; земли, зараженные опасными веществами и подвергшиеся биогенному заражению; земли общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.); земельные участки, расположенные в морских, речных, воздушных портах федерального значения либо отведенные для их перспективного развития.
Представляется, что из всех правомочий, вытекающих из права собственности, государство в лице его органов бесспорно обладает двумя: правом владения, т.е. фактическим обладанием соответствующими земельными участками в строго определенных границах, и правом распоряжения, т.е. правом определять юридическую судьбу соответствующих земельных участков: передавать их гражданам и юридическим лицам на установленных в законе правах, а также предавать (или продавать) их в собственность иных субъектов (граждан, юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований). Что касается право пользования, то государство практически всегда передает это правомочие другим лицам.
17.2. Способы распоряжения государственной землей
Действующее российское законодательство не рассматривает право собственности на землю единственным видом законного владения и пользования земельными участками. ГК РФ признает наряду с правом собственности иные юридические титулы на землю:
· право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
· право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
· сервитуты.
ЗК РФ продолжил практику реформирования земельного правопорядка России, также подразделив субъектов земельных отношений на собственников и иных правообладателей земельных участков. Собственники земельных участков по закону наделяются наиболее широким спектром земельных прав, включая право на отчуждение своего участка другому субъекту земельных отношений, на совершение сделок с земельными участками, не изъятыми из оборота. К лицам, не являющимся собственниками земельных участков, отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов.
Землепользователями закон признает лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
Землевладельцами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
Арендаторами земельных участков считаются лица, владеющие и пользующиеся земельным участком по договору аренды либо договору субаренды.
Обладателями сервитута именуются лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Все они не являются собственниками земельных участков и потому имеют менее широкий круг прав, предписанных нормами земельного и специального законодательства. Рассмотрим правомочия обладателей земельных участков, не являющихся их собственниками.
Право пожизненного наследуемого владения
Этот юридический титул для граждан был учрежден законодательством Российской Федерации о земельной реформе. Многие годы реформирования земельного строя в России право пожизненного наследуемого владения граждан было предметом необоснованной критики со стороны «копировщиков» прозападной модели земельного правопорядка. Через год ГК РФ назвал этот титул в числе иных вещных прав граждан. И это, по нашему мнению, было оправданно. При многообразии форм собственности на землю должны соответственно существовать и различные виды земельных титулов для несобственников земельных участков. Унификация их не будет учитывать все реалии, складывающиеся в условиях реформированного земельного строя России.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенном гражданином до введения в действие ЗК РФ 2001 г., сохраняется. Однако распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право однократно и бесплатно приобрести их в собственность.
Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения нового ЗК РФ не допускается (п. 1 ст. 21 ЗК РФ).
Право постоянного (бессрочного) пользования
В советское время этот юридический титул был основным и единственным (за некоторыми исключениями) основанием законного пользования земельными участками для граждан и юридических лиц. С принятием действующего ЗК РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного пользования) находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (п. 2, 3 ст. 20 ЗК РФ) при некотором ограничении их прав по распоряжению сохранившимся в их пользовании земельным участком. Граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, - сказано в ныне действующем ЗК РФ, - не вправе распоряжаться этими земельными участками. Данное положение расходится со ст. 270 ГК РФ, на основании которой обладатель земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования может с согласия собственника передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование. Это предписание ГК РФ теперь надо считать утратившим юридическую силу, поскольку имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность бесплатно. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. Право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося у гражданина в постоянном (бессрочном) пользовании, разрешается лишь однократно.
В настоящее время земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).
Сервитут
Действующее законодательство различает частный и публичный сервитуты.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ГК РФ (п. 1 ст. 274) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имуществом. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
· прохода или проезда через земельный участок;
· использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
· размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
· проведения дренажных работ на земельном участке;
· забора воды и водопоя;
· прогона скота через земельный участок;
· сенокоса или пастьбы скота на земельном участке в сроки, продолжительность которых соответствует условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
· использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
· временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
· свободного доступа к прибрежной полосе.
В комментариях к законодательству есть высказывания, что в ЗК РФ (п. 3 ст. 22) установлен исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты. С этим согласиться нельзя, действующее федеральное законодательство предусматривает возможность установления публичных сервитутов в других случаях:
· в целях забора воды (без применения сооружений и технических средств), водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве путей для маломерных плавательных средств (ст. 44 ВК РФ);
· для свободного пребывания граждан в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах (ч. 1 ст. 21 ЛК РФ);
· установление публичных сервитутов в области градостроительства определяется государственными или общественными интересами (п. 1 ст. ГК РФ);
· на земельных участках, через которые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть (п. 4 ст. 13 ФЗ от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе»).
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в ЗК РФ принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю (п. 1 ст. 1). Порядок проведения таких слушаний ЗК РФ не регулирует. Представляется, что порядок, процедура слушаний и определение их результатов должны устанавливаться, исходя из предписаний ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Согласно этому Федеральному закону граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов (ст. 3). Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, вносить предложения в органы государственной власти (ст. 27).
Отличительной чертой публичного сервитута является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого устанавливается сервитут. В связи с этим в юридической литературе неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют «пределы прав публичных и частных собственников соответствующих недвижимостей». Кроме того, из анализа Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, можно сделать вывод о том, что поскольку круг правообладателей публичного сервитута не определен, то он регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимого имущества.
Публичный сервитут надо рассматривать не в плане ограничения права собственности на объект земельной недвижимости, а в плане расширения права собственности народов, проживающих на данной территории, на землю и иные природные объекты и ресурсы. Именно народы, проживающие на данной территории и их будущие поколения в силу естественно-исторического права (по праву рождения) являются подлинными сособственниками земли и других природных объектов в местах своего проживания, поскольку природные объекты не созданы человеком, а даны всем людям как естественная основа их жизни и деятельности, что юридически подтверждено Конституцией РФ (п. 1 ст. 9).
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Необходимым условием его установления является отсутствие возможности обеспечения потребностей заинтересованных лиц каким-либо иным способом помимо сервитута. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, сохраняет права владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 274 ГК РФ). Одновременно установлена гарантия прав лиц, в интересах которых установлен сервитут. Закон закрепляет в отношении сервитутов такой признак, характерный для вещных прав, как право следования (п. 1 ст. 275 ГК РФ). Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.
На собственника земельного участка, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность - не препятствовать действиям обладателя сервитута, однако принудить собственника к осуществлению каких-либо положительных действий нельзя.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такая плата представляется справедливой компенсацией за неудобства, которые известным образом ограничивают пределы собственника по использованию своего земельного участка.
Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указывается содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут обременяет весь земельный участок, предоставление плана земельного участка не требуется. В документах об установлении сервитута должно быть указано его наименование и содержание (например, частный постоянный сервитут, устанавливающий право проезда через земельный участок), площадь участка, которая предоставляется в ограниченное пользование, кадастровый номер участка, на котором устанавливается сервитут, дата начала отношений, срок, на который установлен сервитут, плата за пользование (если она установлена).
Документы, представленные на регистрацию, заверяются собственниками земельного участка. С заявлением в регистрирующий орган может обратиться либо собственник обремененного земельного участка, либо лицо, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у него соглашения о сервитуте.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Под сервитутом понимается ограниченное вещное право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, а заключающееся в праве одного лица пользоваться какой-либо одной или несколькими полезными сторонами вещи, принадлежащей другому лицу. Такие сервитуты в теории права иногда называются положительными.
В законодательстве зарубежных стран используется понятие отрицательных сервитутов, в силу которых лица, имеющие определенные права на недвижимое имущество, устраняются от известного пользования им.
Аренда земельных участков
Каждый собственник земельного участка вправе по своему усмотрению в установленном законом порядке передать свой земельный участок в аренду. Она оформляется как вид временного пользования договором между заинтересованными сторонами (арендодателем и арендатором).
Понятие договора аренды дается в ГК РФ (ст. 606). По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество во временное владение и пользование или во временное пользование. В договоре аренды устанавливаются ее сроки, размер и форма арендной платы, права и обязанности арендатора по использованию земельного участка. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер арендной платы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти. Общие начала определения арендной платы могут быть установлены Правительством РФ.
Объектом права аренды служит индивидуально обособленный земельный участок. Индивидуализирующими признаками участка являются его размеры и местонахождение, закрепленные в натуре на местности и юридически в документе, удостоверяющем право на земельный участок.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (п. 2 ст. 607 ГК РФ). Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Договор аренды на срок более одного года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Земельные участки, за исключением тех, которые изъяты из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, указан в ЗК РФ (п. 4 ст. 27). Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.
Арендатору земельного участка закон предоставляет право передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендатором становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи земельных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (п. 5 ст. 22 ЗК РФ). На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные земельным законодательством.
Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.
Арендодателю, конечно, небезразлично, кому арендатор намерен сдать арендованный участок в субаренду, передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка. В целях защиты своих прав арендодателю следует устанавливать в договоре запрет на совершение всех либо части сделок по сдаче арендатором земельного участка в субаренду либо в перенаем арендных прав на земельный участок.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора, за исключением случаев, указанных в ЗК РФ (п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36, ст. 46).
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более 5 лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменения условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении условий договора аренды земельного участка его арендатором.
Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием: возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.
В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Безвозмездное срочное пользование земельными участками
Субъектами этого вида землепользования закон признает граждан и юридических лиц.
Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются на срок не более чем один год юридическим лицам, имеющим статус государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий либо органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц земельные участки в безвозмездное срочное пользование предоставляются другим гражданам и юридическим лицам по договору.
Разновидностью безвозмездного срочного пользования земельным участком признаются служебные земельные наделы. Они предоставляются работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.
Категории работников организаций отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
Служебные наделы предоставляются работникам из земельных участков, принадлежащих организациям, с которыми у них установлены трудовые отношения. Такой надел выделяется на основании заявления работника и решения организации, в которой он работает, на время его работы в данной организации.