Отечественный и зарубежный опыт национализации собственности
10.1. Конституционно-правовое и законодательное регулирование национализации
С юридической точки зрения, национализация - случай принудительного изъятия имущества у частного собственника. В связи с тем, что принцип защиты различных форм собственности, в том числе и частной собственности, составляет одну из основ конституционного строя современных государств.
Как правило, в конституциях устанавливается ряд обязательных условий национализации в современном демократическом государстве: проведение её исключительно на основе закона, в общественных (общих, национальных, публичных, и др.) интересах, с выплатой обязательной соответствующей компенсации собственнику, а также судебный порядок возмещения стоимости имущества при спорах. основной целью конституционного закрепления порядка является защита от произвольного огосударствления и экспроприации имущества у добросовестного собственника.
Примеры:
-Согласно п. 3 ст. 14 Основного закона ФРГ 1949 года, отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. Возмещение определяется со справедливым учетом интересов общества и затронутых лиц. В случае споров о размерах возмещения можно обращаться в суды общей компетенции.
-Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции Республики Польша 1997 года, лишение имущества допустимо только тогда, когда оно осуществляется в публичных целях и за справедливое вознаграждение.
-Особенно интересны положения Конституции Греции 1975 года о национализации, так как они сформулированы предельно конкретно, четко, и практически не требуют дополнительной конкретизации в законодательстве. Согласно п. 2 ст. 17 Конституции, никто не может быть лишен своей собственности, кроме как в общественных интересах, подтвержденных должным образом, когда и как это определено законом, и во всяком случае при условии предварительной полной компенсации, соответствующей стоимости отчуждаемой собственности на момент слушания в суде вопроса о временном определении размера компенсации. Изменение стоимости собственности, имевшее место после опубликования акта об отчуждении собственности, во внимание не принимается.
В соответствии с п. 4 данной статьи, компенсация всегда назначается гражданским судом. До момента выплаты компенсации владелец сохраняет все права, и конфискация собственности не допускается. Компенсация как таковая не облагается никакими налогами, вычетами или сборами. Закон определяет случаи обязательного возмещения утраченного лицам, имеющим право на компенсацию дохода с отчуждаемой недвижимой собственности вплоть до момента выплаты компенсации.
Как видно из приведенных примеров конституционного регулирования порядка национализации, проведение национализации предполагает принятие либо отдельных законов о национализации конкретных объектов права частной собственности (например, в Великобритании были приняты: Акт о национализации угольной промышленности 1946 года, Акт о Банке Англии 1946 года, Акт о железе и стали 1967 года, и т.п.), либо сначала общего закона, регулирующего порядок национализации и характер возмещения, а на его основе и в соответствии с ним - законодательных актов о национализации конкретных объектов права частной собственности. В любом случае законы о национализации обычно принимаются одновременно с внесением изменений и дополнений в расходную часть госбюджета - источника выплаты компенсации собственникам подлежащего национализации имущества.
Одной из ключевых и наиболее сложных проблем национализации является определение размеров и порядка возмещения частным собственникам стоимости национализируемых объектов. При национализации частной собственности размеры возмещения логично определять, исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые возникают у собственников в результате национализации. При возмещении убытков допустима также компенсация упущенной выгоды владельцам частной собственности, подлежащей переходу в государственную (применялась, например, при национализации в Великобритании).
Формы возмещения:
-в валюте (в соответствии с законодательством страны);
-в виде государственных облигаций, подлежащих погашению по истечении срока, определенного законодательными нормами о национализации.
Варианты оформления зарубежных национализированных предприятий:
1 группа- образуют несамостоятельные публично-правовые предприятия. Характерно полное отсутствие автономии, когда органы управления ими являются «продолжением» иерархической лестницы курирующих министерств или ведомств. Финансы формируются на принципах брутто-бюджета (вся смета доходов и расходов предприятия строго включается в государственный или местный бюджеты) или нетто-бюджета (предприятие имеет самостоятельный бюджет, а в государственный или местный бюджеты включается только чистый результат хозяйственной деятельности: положительное сальдо поступает в доходную часть, а отрицательное - в расходную.).
2 группа - самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. Они отделены от центральных государственных и местных органов управления на основании специальных законов, определяющих их статус. как правило, имеют собственный капитал, функционируют на основе экономического расчета, пользуются определенной автономией при решении финансовых и кадровых вопросов. Но есть ограничения: невозможность самостоятельно устанавливать цены и тарифы на услуги, осуществлять капитальные вложения за границей, заключать крупные контракты и др.;
3 группа- предприятия, действующие в рамках частного права. Они создаются преимущественно в форме акционерного общества, капитал которого либо целиком принадлежит государству, либо последнее обладает контрольным пакетом акций.
10.2. Национализация в зарубежных странах
В Великобритании национализация была проведена сразу после окончания Второй мировой войны правительством лейбористов (1945-1951 гг.). Были национализированы: Английский банк (1946 год), гражданская авиация (четыре крупнейшие авиакомпании, 1946 год), угледобыча (1947 год), производство кабеля (1947 год), железнодорожный транспорт (1946-1948), электроэнергетика (1948), газовая промышленность (1949), черная металлургия (1951).
Законодательную основу национализации составляли: Акт о национализации угольной промышленности 1946 года, Акт о Банке Англии 1946 года, Акт о транспорте 1946 года, Акт о национализации железной и стальной промышленности 1951 года. В них содержались положения об учреждении государственных органов для управления национализированными отраслями, устанавливался порядок передачи им, или уже существующим органам государственной власти, национализированного имущества, предусматривались правила определения и выплаты компенсаций, а иногда и конкретный размер этих компенсаций.
В 1960 - 1970-е годы национализация неоднократно использовалась как инструмент экономической политики, хотя больше не имела масштабов, подобных послевоенной национализации 1946-1951 годов.
В 1980-е годы, с приходом к власти консервативного правительства под руководством М. Тэтчер, началась масштабная приватизация, которая длилась почти 10 лет. Она принесла государству около 100 млрд. долларов США, существенно повысила конкурентоспособность многих отраслей экономики.
Во Франции государство более активно, чем в Великобритании, вмешивалось в соотношение частной и государственной собственности. Процессы национализации были вызваны сильнейшими экономическими кризисами и в значительной мере стимулировали развитие французской экономики. В процессе национализации под контроль государства полностью или частично попали некоторые предприятия железнодорожного транспорта, энергетики, оборонной промышленности, авиационные предприятия, некоторые страховые компании и банки.
За последние 60 лет были проведены три широкомасштабные национализации:
1) до второй мировой войны: военной промышленности и железных дорог (1936-1937 гг.).
2) в послевоенный период. Национализированы: Французский банк, четыре депозитных банка и 34 страховых компании, предприятия угольной, газовой и электроэнергетической промышленности (1945-1946 гг.). Автомобильные заводы «Рено» и авиационные заводы «Гном и Рон» были фактически конфискованы за сотрудничество их собственников с фашистами.
3) 1982 год, проведена социалистами во главе с президентом Франции Ф. Миттераном.Был разработан и принят закон о национализации, определивший основные принципы и формы контроля и управления государственным сектором экономики. Национализация должна была обеспечить серьезные качественные сдвиги в государственном секторе с точки зрения его структуры, функций, задач, с тем, чтобы государственный сектор стал основой проведения эффективной экономической политики.
Были национализированы 36 крупных частных банков и ряд крупнейших монополий: банк Ротшильда и Парижско-Нидерландский банк, компания Суэцкого канала, компания «Томпсон-Брандт», Генеральная электрическая компания, компании «Сен-Гобен», «Кюльман», авиационные заводы Дассо, металлургические предприятия де Ванделей и Шнейдеров. В результате третьей волны французской национализации государственный сектор экономики увеличился примерно наполовину. К середине 1980-х годов на государственных или находящихся под контролем государства предприятиях было занято около четверти рабочей силы страны. Они производили до трети промышленной продукции Франции и осуществляли более трети инвестиций.
10.3. Национализация в России
Официальный старт национализации был дан в декабре 2004 года - в момент продажи компании «Юганскнефтегаз» «Роснефти». Но можно начать отсчет событий двумя годами раньше. В 2002 году перед «Газпромом» была поставлена задача - возвращение уведенных активов: были возвращены СИБУР, «Стройтрансгаз» и основные газодобывающие предприятия «Итеры». Сегодня число национализированных крупных частных компаний и банков приближается к двум десяткам.
Россия идет особым, непростым путем. Классический вариант - прямой выкуп активов в собственность государства, был использован в одном единственном случае - при создании ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация). Во всех других -частные активы переходят под полный или частичный контроль госкомпаний, по своему статусу являющихся коммерческими структурами. Фигура номер один – «Газпром». Под его контроль перешли «Сибнефть», СИБУР, газодобывающие активы «Итеры», проект «Сахалин-2», Ковыктинское месторождение, ряд электроэнергетических активов, а в ближайшей перспективе к ним добавится СУЭК. Номер 2 – «Роснефть», после покупки активов ЮКОСа перешедшая в списке отечественных нефтяных компаний с шестого места на первое. 3 - по стоимости активов идет «Рособоронэкспорт», АвтоВАЗ, «ВСМПО-Ависма», «Вертолетный холдинг», «Русская спецсталь» и «Русские композиты».
Тенденции и перспективы применения национализации
Обобщая практику проведения национализации, можно сделать вывод о наличии в демократических обществах сложившейся модели гарантий от произвольной национализации. Это, во-первых, проведение ее исключительно на основе закона, во-вторых, исключительно в общественных интересах, в-третьих, с выплатой предварительной компенсации собственнику, и, в-четвертых, судебный порядок возмещения стоимости имущества при любых спорных ситуациях.
Для стран романо-германской правовой системы характерно принятие общего закона о национализации, в котором предусматривается порядок и процедуры обращения имущества в государственную собственность, а на его основе принимаются нормативные правовые акты о национализации конкретных объектов собственности. Решение о национализации, будь то закон или акт высшего исполнительного органа, обычно принимается одновременно с внесением изменений в государственный бюджет. Размер возмещения собственнику, определяется исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые возникают у собственника в результате национализации, включая упущенную выгоду.
Национализация, будучи эффективным средством экономической политики в кризисных для рыночной экономики условиях, не в состоянии обеспечить высокий уровень конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов. В связи с этим, в конце ХХ века по всему миру прошла «волна» масштабных приватизаций и реприватизаций, резко увеличивших значение частной собственности в экономическом развитии современного мира.
Национализация, напротив, сдерживает привлечение и движение транснационального капитала, и поэтому может применяться в нынешних условиях только как крайнее средство экономической политики - в отношении, например, нерентабельных объектов, имеющих, тем не менее, стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства или объектов, абсолютно необходимых обществу для достижения социально значимых целей (например, для поддержки социального сектора, фундаментальных научных исследований и т.п.).