Структура расходов (издержек).
Основную долю издержек составляют заработная плата и связанные с ней выплаты (27-32%), поскольку гостиничное хозяйство требует большого количества обслуживающего персонала от очень высококвалифицированных и высокооплачиваемых менеджеров и маркетологов до большого количества низкоквалифицированных, но тем не менее хорошо оплачиваемых работников.
Следующей большой статьей издержек являются эксплуатационные расходы на содержание номерного фонда – до 12-14% общего объема затрат гостиницы.
Затраты на организацию питания составляют 5-8% и 1-3% – на организацию продажи напитков.
Остальные издержки распределяются примерно следующим образом:
- административные расходы – 3-4%;
- амортизационные отчисления – 3-4%;
- содержание и ремонт оборудования – 3-4%;
- энергоносители – 3-4%;
- маркетинговые исследования и реклама – 2-4%;
- проценты за кредит – 2-4%;
- оплата страховых взносов – 1-2%;
- всевозможные арендные платежи – 1-2%;
- гонорары специалистам по управлению – 2-3%.
На образование дохода гостиницы остается от 17 до 35%. А чистый доход, образующийся после выплаты неизбежных платежей (налогов) и идущий на образование резервного капитала комфортабельных отелей, может составлять от 6 до 13% от объема реализации гостиничных услуг. Естественно, что разброс данного показателя прибыльности для разного типа отелей будет значительно больше.
2.8.3. Показатели эффективности работы отеля.
Эффективность работы гостиницы можно определить следующими показателями:
- Коэффициент многократной загрузки– показатель, определяющий долю номеров, занятых более чем одним лицом:
М = (Г - Нф) / Нф х 100,
где М – коэффициент многократной загрузки (%);
Г – число гостей;
Нф – число фактически проданных номеров в гостинице.
- Уровень загрузки– показатель реализации гостиничных номеров:
З = Нф / Нп х 100,
где З – уровень загрузки (%);
Нф – число фактически проданных номеров;
Нп – число номеров, предложенных для продажи.
- Цена гостиничного номера средняя– показатель коммерческой эффективности отеля:
Р = Д / Нф,
где Р – средняя цена гостиничного номера;
Д – общий доход от номерного фонда;
Н – число фактически проданных номеров.
- Число гостей на один поданный номер– показатель качества загрузки номерного фонда отеля:
Гср = Г / Нф,
где Гср – среднее число гостей на один проданный номер;
Г – общее число гостей;
Н – число фактически проданных номеров.
Туроператоры, включающие гостиницы в конкретный тур, могут получить информацию о них из регулярно издаваемых источников о гостиницах.
- Показатель эффективности управления– показатель, за который менеджер гостиницы несет персональную ответственность:
К = (Д / ЧД) х 100,
где К – коэффициент эффективности управления (%);
Д – доход после удержания фиксированных платежей;
ЧД – чистый доход.
Заключение
Индустрия туризма – трудоемкий процесс, занимающий важное место в экономике большинства стран. Туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны, а также на социальную и культурную среду, экологию.
Индустрия туризма как объект менеджмента имеет сложную структуру, включающую в себя совокупность отраслей индустрии туризма, материальную базу индустрии туризма, субъектов индустрии туризма и объект туризма – самих туристов.
Главная задача менеджмента туризма – разработка продукта туризма, его продвижение и реализация.
Важное место в менеджменте туризма составляет индустрия гостеприимства как совокупность сервисной деятельности, включающей в себя размещениегостей, общественное питание, перевозку, отдых (рекреацию) и развлечения.
Гостиничное хозяйство как материально-техническая база гостиниц, которая обеспечивает полносервисное комплексное обслуживание гостей и туристов – центральное звено в системе гостеприимства.
Контрольные вопросы
1. Что такое туризм?
2. Каковы основные подходы к пониманию сущности туризма?
3. Дайте определение и рассмотрите содержание следующих основных категорий туризма.
- индустрия туризма;
- индустрия гостеприимства;
- потребление в туризме;
- туристский продукт;
- туристские услуги;
- тур;
- туристское предложение.
4. Дайте основную классификацию видов туризма.
5. Назовите основные типы туристов.
6. На основе каких критериев можно определить, в каких случаях речь идет о туристах, а в каких нет?
7. Каковы права и обязанности туриста при подготовке и во время путешествия?
8. Назовите и охарактеризуйте особенности туризма как объекта управления.
9. В чем особенности каждой из трех моделей государственного управления сферой туризма за рубежом?
10. Назовите существующие уровни управления туристским комплексом в России и основные задачи, решаемые на каждом из них.
11. Дайте классификацию туристских предприятий.
12. Дайте определение понятиям «туроператор» и «турагент». В чем их отличия?
13. Раскройте содержание экономической системы туризма.
14. Каковы основные экономические показатели развития туризма?
15. Что такое эффект мультипликации туризма в экономике?
16. Раскройте функциональное назначение и классификацию средств размещения
17. Дайте классификацию гостиниц.
18. Каковы национальные особенности классификации гостиниц?
19. В чем особенности гостиничного хозяйства в России?
20. Дайте классификацию гостиничных номеров.
21. В чем особенности экономики гостиничного хозяйства в туризме?
[1] Подробно см.:Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2007. – Гл.2.
[2] Подробно см.: Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие / Л.П. Шматько, Л.В. Жолобова, Г.И. Ляшко и др. / Под ред. Л.П. Шматько – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – Гл.1.
[3] Подробно см.: Кабушкин Н.И.Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2002. – Гл.1.
[4] Подробно о категориях туризма см.: Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2004. – Гл.1. Индустрия туризма как объект управления.
[5] См.: Байназаров Ю.К. Статистические методы оценки деятельности туристских предприятий (объединений) и повышение их роли в условиях полного хозяйственного расчета. – М.: Турист, 1989. – С.15.
[6] См.: Российский туристский бюллетень. Туризм: информация, статистика, анализ. – 1995. – №1(3). – С.63.
[7] См.: Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов. Одобрена региональными комиссиями ВТО. Мадрид, ноябрь 1989 г.