Структура расходов (издержек).

Основную долю издержек со­ставляют заработная плата и связанные с ней выплаты (27-32%), поскольку гостиничное хозяйство требует большого количества обслуживающего персонала от очень высококвалифицированных и высокооплачиваемых менеджеров и маркетологов до большого количества низкоквалифицированных, но тем не менее хорошо оплачиваемых работников.

Следующей большой статьей издержек являются эксплуатаци­онные расходы на содержание номерного фонда до 12-14% об­щего объема затрат гостиницы.

Затраты на орга­низацию питания составляют 5-8% и 1-3% на организацию продажи напитков.

Остальные издержки распределяются примерно следующим обра­зом:

- административные расходы 3-4%;

- амортизационные отчисления 3-4%;

- содержание и ремонт оборудования 3-4%;

- энергоносители 3-4%;

- маркетинговые исследования и реклама 2-4%;

- проценты за кредит 2-4%;

- оплата страховых взносов 1-2%;

- всевозможные арендные платежи 1-2%;

- гонорары специалистам по управлению 2-3%.

На образование дохода гостиницы остается от 17 до 35%. А чис­тый доход, образующийся после выплаты неизбежных платежей (налогов) и идущий на образование резервного капитала комфор­табельных отелей, может составлять от 6 до 13% от объема реали­зации гостиничных услуг. Естественно, что разброс данного пока­зателя прибыльности для разного типа отелей будет значительно больше.

2.8.3. Показатели эффективности работы отеля.

Эффективность работы гостиницы можно определить следу­ющими показателями:

- Коэффициент многократной загрузки– показатель, опреде­ляющий долю номеров, занятых более чем одним лицом:

М = (Г - Нф) / Нф х 100,

где М – коэффициент многократной загрузки (%);

Г – число гос­тей;

Нф – число фактически проданных номеров в гостинице.

- Уровень загрузки– показатель реализации гостиничных но­меров:

З = Нф / Нп х 100,

где З – уровень загрузки (%);

Нф – число фактически проданных номеров;

Нп – число номеров, предложенных для продажи.

- Цена гостиничного номера средняя– показатель коммерче­ской эффективности отеля:

Р = Д / Нф,

где Р – средняя цена гостиничного номера;

Д – общий доход от номерного фонда;

Н – число фактически проданных номеров.

- Число гостей на один поданный номер– показатель качества загрузки номерного фонда отеля:

Гср = Г / Нф,

где Гср – среднее число гостей на один проданный номер;

Г – об­щее число гостей;

Н – число фактически проданных номеров.

Туроператоры, включающие гостиницы в конкретный тур, могут получить информацию о них из регулярно издаваемых ис­точников о гостиницах.

- Показатель эффективности управления– показатель, за ко­торый менеджер гостиницы несет персональную ответ­ственность:

К = (Д / ЧД) х 100,

где К – коэффициент эффективности управления (%);

Д – доход после удержания фиксированных платежей;

ЧД – чистый доход.

Заключение

Индустрия туризма – трудоемкий процесс, занимающий важ­ное место в экономике большинства стран. Туризм является актив­ным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны, а также на социальную и культурную среду, экологию.

Индустрия туризма как объект менеджмента имеет сложную структуру, включающую в себя совокупность отраслей индустрии туризма, материальную базу индустрии туризма, субъектов индустрии туризма и объект туризма – самих туристов.

Главная задача менеджмента туризма – разработка продукта туризма, его продвижение и реализация.

Важное место в менеджменте туризма составляет индустрия гостеприимства как совокупность сервисной деятельности, включающей в себя размеще­ниегостей, общественное питание, перевозку, отдых (рекреацию) и раз­влечения.

Гостиничное хозяйство как материально-техническая база гости­ниц, которая обеспечивает полносер­висное комплексное обслуживание го­стей и туристов – центральное звено в системе гостеприимства.

Контрольные вопросы

1. Что такое туризм?

2. Каковы основные подходы к пониманию сущности туризма?

3. Дайте определение и рассмотрите содержание следующих основных категорий туризма.

- индустрия туризма;

- индустрия гостеприимства;

- потребление в туризме;

- туристский продукт;

- туристские услуги;

- тур;

- туристское предложение.

4. Дайте основную классификацию видов туризма.

5. Назовите основные типы туристов.

6. На основе каких критериев можно определить, в каких случаях речь идет о туристах, а в каких нет?

7. Каковы права и обязанности туриста при подготовке и во время путешествия?

8. Назовите и охарактеризуйте особенности туризма как объекта уп­равления.

9. В чем особенности каждой из трех моделей государственного уп­равления сферой туризма за рубежом?

10. Назовите существующие уровни управления туристским комп­лексом в России и основные задачи, решаемые на каждом из них.

11. Дайте классификацию туристских предприятий.

12. Дайте определение понятиям «туроператор» и «турагент». В чем их отличия?

13. Раскройте содержание экономической системы туризма.

14. Каковы основные экономические показатели развития туризма?

15. Что такое эффект мультипликации туризма в экономике?

16. Раскройте функциональное назначение и классификацию средств размещения

17. Дайте классификацию гостиниц.

18. Каковы национальные особенности классификации гостиниц?

19. В чем особенности гостиничного хозяйства в России?

20. Дайте классификацию гостиничных номеров.

21. В чем особенности экономики гостиничного хозяйства в туризме?

[1] Подробно см.:Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2007. – Гл.2.

[2] Подробно см.: Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие / Л.П. Шматько, Л.В. Жолобова, Г.И. Ляшко и др. / Под ред. Л.П. Шматько – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – Гл.1.

[3] Подробно см.: Кабушкин Н.И.Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Ка­бушкин, Г.А. Бондаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2002. – Гл.1.

[4] Подробно о категориях туризма см.: Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Фи­нансы и статистика, 2004. – Гл.1. Индустрия туризма как объект управления.

[5] См.: Байназаров Ю.К. Статистические методы оценки деятельности туристских предприятий (объединений) и повышение их роли в условиях полного хозяйственного расчета. – М.: Турист, 1989. – С.15.

[6] См.: Российский туристский бюллетень. Туризм: информация, статистика, анализ. – 1995. – №1(3). – С.63.

[7] См.: Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов. Одобрена региональными комиссиями ВТО. Мадрид, ноябрь 1989 г.

Наши рекомендации