Гостиничное хозяйство – основное звено

Материально-технической базы туристической индустрии

Функциональное назначение и классификация средств размещения.

Размещение –самый важный элемент туризма. Нет размеще­ния (ночевки) –нет туризма. Это непреложное и жесткое требо­вание экономики любого туристского региона или центра, ожидающего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуа­тации своих туристских ресурсов. (Отправка туристов в другие ме­стности и страны приносит доход в виде налогов в местную каз­ну.) Гостиничная индустрия –это система гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации в истории человечества –уважение, оказываемое гостю, его прием и обслуживание. Сегодня индустрия гостеприимства –это мощнейшая систе­ма хозяйства региона или туристского центра и важная составляю­щая экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размеще­ния: отели, гостиницы, мотели, молодежные отели и общежития, апартаменты, туристские хутора, а также частный сектор, участву­ющий в размещении туристов.

Средства и системы размещения (основные средства) –зда­ния различных типов и видов (от шалаша или бунгало до суперги­гантского отеля), приспособленные специально для приема и орга­низации ночевки временных посетителей с различным уровнем сервиса. Количество коек в гостиничной сфере –самый главный показатель, используемый для оценки потенциала туристского цен­тра или региона для приема туристов.

Количество мест в гостиницах четко определяет емкость средств размещения и реальную возмож­ность приема туристов в данном туристском центре. А интенсив­ность загрузки номерного фонда адекватно определяет эффектив­ность деятельности местной администрации и организаторов туризма. Неразумное планирование (или отсутствие такового) при­водит к тому, что в сезон загрузка может превысить допустимые возможности и туристы вследствие неразберихи, даже оплатившие ночевку заранее, останутся на улице.

Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно ме­сто для ночевки (обычно в помещении).

Согласно классификации Всемирной туристской организации, средства размещения делятся на коллективные и индиви­дуальные. Коллективные средства размещения подразде­ляются, в свою очередь, на предприя­тия гостиничного типа и специализи­рованные.

Всемирная туристическая организация (ВТО) дает следующую классификацию средств размещения:

Средства размещения туристов и путешественников.

Гостиницы и аналогичные предприятия.

Гостиницы.

Мотели.

Пансионаты.

Пляжные гостиницы.

Клубы с номерами.

Гостевые дома.

Прочие.

Коммерческие и социальные средства размещения.

Туристские базы.

Молодежные гостиницы.

Туристские гостиницы.

Туристская деревня (группа домов).

Бунгало.

Предприятия социального туризма.

Другие средства размещения.

3. Специали­зированные средства размещения.

Лечебные гостиницы.

Лагеря труда и отдыха.

Транспортные средства размещения.

Ротель (гостиница-вагон).

Ботель (неподвижное оборудованное судно на воде).

Флотель (перемещающееся судно на воде).

Бастай.

Флайтель (аэрогостиница-«летающий отель»).

Приюты, хижины.

Альпотели.

Частные средства размещения.

Частное жилище.

Арендованные комнаты в частных домах.

Арендованные помещения у частных агентов.

Размещение у родственников и знакомых.

Прочие.

В России в соответствии с ГОСТ Р 51185-98 «Ту­ристские услуги. Средства размещения. Общие требования»

к коллективным средствам размещения относятся:гостини­цы, мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития.

к специализированным средствам размещения относятся: санатории, профилактории, дома отдыха, туристские приюты, стоянки и др., туристские, спортивные базы, базы отдыха, дома охотника (ры­бака), конгресс-центры, кемпинги, ботсли, флотели, ротели.

К индивиду­альным средствам размещения относятся: квартиры, комна­ты в квартирах, дома, коттеджи, сда­ваемые в наем.

Классификация гостиниц.

Классификация гостиниц –система определения соответствия кон­кретной гостиницы, а также номеров критериям или стандартам обслужива­ния. Классификация гостиниц в РФ согласно ГОСТу Р-50645-94 «Туристско-экскурсионное обслужива­ние. Классификация гостиниц» по ка­тегориям основана на комплексе тре­бований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслу­живания. Согласно этому стандарту, принята «звездная» классификация гостиниц и мотелей.

Оценка гостиничных пред­приятий осуществляется по вместимо­сти, целевой направленности и по ка­честву предоставляемых ими услуг.

По размерам (вместимости) гостиницы делятся на:

h малые (до 100– 150 номе­ров),

h средние (от 100 до 300-400 номе­ров),

h большие (от 300 до 600-1000 но­меров),

h гигантские, в которых более 1000 номеров.

В соответствии с классификацией Всемирной турист­ской организации[7] гостиницы могут классифи­цироваться:

a по месту расположения (го­родские, пригородные, сельские, при­дорожные, в аэропортах, плавучие отели и т.д.);

a в зависимости от назна­чения (гостиницы постоянного проживания, транзитные гостиницы, гостиницы делового назначе­ния);

a по времени функционирования (се­зонные, круглогодичные);

a по уровню, ассортименту и стоимости услуг (де­шевые отели или отели с ограничен­ным сервисом, отели «люкс», отели высокого класса, отели среднего уров­ня, апарт-отели, отели экономическо­го класса, мотели, курортные гости­ницы, таймшер).

Класс отеля, гости­ницы или пансионата определяется обычно по стандартной, принятой в данной стране (или в регионе, эконо­мической зоне) системе классифика­ции и подтверждается сертификатом, выдаваемым специальным органом, сертификационной или иной палатой. Учитывает все факторы, влияющие на качество услуг, удобства номерного фонда, гостиницы различаются по:

- ка­честву строительства, отделки здания, архитектуре,

- наличию мест об­щего пользования, ресторанов, баров, кафе, бытовых служб,

- квалифика­ции персонала,

- уровню сервиса.

Гостиницы высшего класса имеют роскошные мно­гокомнатные номера, множество услуг (рестораны, библиотеки, спортзалы, лифты, бары, сауны и множество ино­го сервиса) и соответственно устанав­ливают цену за свои услуги.

В настоя­щее время существует около 30 различ­ных систем классификации гостиниц: система звезд, система баллов, система букв (A,B,D,C), сис­тема «корон» или «ключей» и т.д.

Наи­более распространенной среди них яв­ляется пятизвездочная система классификация гостиниц, основанная на французской нацио­нальной классификации. Требования к «звездной» градации вместе с тем нео­динаковы в различных странах. Серти­фицирование на классность произво­дит либо гостиничная ассоциация, либо гостиничная цепочка по принад­лежности.

Балльная, или индийская, система классификации гостиниц предусматривает деление гостиниц на 5 категорий: 1 звезда – 100 баллов, 2 звезды – 150 баллов и т.д.

В Великобритании в системе использует­ся классификация гостиниц на «короны», «ключи», «луны», «солнца», «алмазы» и др.

Типология зарубежных гостиниц определяется следующими показателями:

- отель-люкс на 100-400 номеров (от небольшого до сред­него) располагается обычно в центре крупных городов с раз­витой экономикой. Высокое качество обслуживания и хо­рошо обученный персонал предполагают очень высокую цену номеров со всеми возможными видами обслуживания. Как правило, гостиницей управляет профессиональная уп­равляющая компания, а элитарная дорогая отделка поме­щений привлекает в качестве потребителей руководителей корпорации, участников небольших совещаний, профес­сионалов;

- гостиница среднего класса от 400-2000 номеров распола­гается, как правило, в центре крупнейших городов страны, имеет широкий спектр услуг, дорогую мебель и оборудова­ние, большое фойе с рестораном. Цена размещения выше среднего, поэтому в качестве потребителей выступают предприниматели-индивидуалы, а также участники конфе­ренций. Управление осуществляет профессиональная уп­равляющая компания;

- гостиница-апартамент на 100-400 номеров (от небольшой до средних размеров) располагается в крупных городах с непостоянным населением. Обслуживание среднего уров­ня, поэтому цена относительно невысокая (в зависимости от сроков размещения). Условия размещения аналогичны полностью меблированной квартире. Используется в каче­стве временного жилья коммерсантами и семейными ту­ристами. Управляется профессиональной управляющей компанией;

- мотель на 150-400 номеров. Располагается в пригороде, у магистралей и на въездах в крупные города. Средний уро­вень обслуживания с меньшим количеством персонала. Цена средняя, примерно на уровне между гостиницей и мотелем экономического класса. Используется аналогично гостинице, но с акцентом на познавательный автотуризм. В мотеле имеются небольшое фойе, кафетерий, столовая. Управление осуществляет профессиональная компания, индивидуальный владелец или франшизный член;

- гостиница экономического класса на 10-150 номеров. Рас­полагается чаще всего в пригороде, вблизи магистралей. Об­служивание простое и быстрое, пищеблока нет, т.е. обслу­живание находится на ограниченном уровне, малое коли­чество персонала, но это компенсируется низкой ценой, что создает интерес для клиентов. Потребителями таких услуг являются туристы с маршрутных автобусов. Управление го­стиницей экономического класса осуществляется индиви­дуальным владельцем или франшизным членом;

- частная гостиница на 10-150 номеров. Располагается в при­городе. В услуги обслуживания входит континентальный завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Цена среднего уровня, в стоимость включены закуски и зав­трак. Потребителями являются коммерсанты, маршрутные туристы, стремящиеся к домашнему уюту по средней цене. Гостиница декорирована зеленью. Владельцем такой гос­тиницы является индивидуальный владелец или ассоции­рованный член гостиничной цепи;

- курортная гостиница от 100-500 номеров. Это здания вблизи гор, океана, озера и т.д. Гостиница включает в себя полный набор услуг. Цена выше среднего из-за расположения, ши­рокого набора услуг и удобств. Такими гостиницами пользу­ются чаще других отдыхающие в одиночку и семьями. Уча­стники групповых мероприятий и симпозиумов, конгрессов и т.д. Привлекает внимание большое количество спортив­ных сооружений, привлекательное фойе, дорогие рестора­ны, номера типа апартамент. Управление осуществляется независимой профессиональной управляющей компанией;

- гостиница типа кондоминиум (таймшеринг) от 50-250 но­меров. Местоположение вблизи океана, озера и т.д. Обслу­живание включает в себя полный набор услуг ввиду отдален­ности. Здесь все квартиры проданы частным лицам. Цены курортные. Владельцы-индивидуалы используют их с целью вложения средств, арендаторы – с целью получения помещения для отдыха. В расположении гостиницы имеются спортивные сооружения аналогично курорту, меньшее по размерам фойе, ресторан, помещение для собраний, номе­ра типа апартамент. Управление осуществляет независимая профессиональная управленческая компания-домовладение, принадлежащее организациям, обычный порядок распределения по номерам отсутствует. Обслуживание ограниченное, пре­имущественно самообслуживание. Оплата предваритель­ная. Питание входит в стоимость проживания. Потребите­лями являются индивидуалы, прибывшие в организацию, заинтересованные в удобствах и небольшой цене. Условия близки по характеру к традиционной комфортабельной квартире. Управление осуществляется местной админист­рацией, профессиональной управляющей компанией.

Наши рекомендации