Гостиничное хозяйство – основное звено
Материально-технической базы туристической индустрии
Функциональное назначение и классификация средств размещения.
Размещение –самый важный элемент туризма. Нет размещения (ночевки) –нет туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любого туристского региона или центра, ожидающего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов. (Отправка туристов в другие местности и страны приносит доход в виде налогов в местную казну.) Гостиничная индустрия –это система гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации в истории человечества –уважение, оказываемое гостю, его прием и обслуживание. Сегодня индустрия гостеприимства –это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные отели и общежития, апартаменты, туристские хутора, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.
Средства и системы размещения (основные средства) –здания различных типов и видов (от шалаша или бунгало до супергигантского отеля), приспособленные специально для приема и организации ночевки временных посетителей с различным уровнем сервиса. Количество коек в гостиничной сфере –самый главный показатель, используемый для оценки потенциала туристского центра или региона для приема туристов.
Количество мест в гостиницах четко определяет емкость средств размещения и реальную возможность приема туристов в данном туристском центре. А интенсивность загрузки номерного фонда адекватно определяет эффективность деятельности местной администрации и организаторов туризма. Неразумное планирование (или отсутствие такового) приводит к тому, что в сезон загрузка может превысить допустимые возможности и туристы вследствие неразберихи, даже оплатившие ночевку заранее, останутся на улице.
Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении).
Согласно классификации Всемирной туристской организации, средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения подразделяются, в свою очередь, на предприятия гостиничного типа и специализированные.
Всемирная туристическая организация (ВТО) дает следующую классификацию средств размещения:
Средства размещения туристов и путешественников.
Гостиницы и аналогичные предприятия.
Гостиницы.
Мотели.
Пансионаты.
Пляжные гостиницы.
Клубы с номерами.
Гостевые дома.
Прочие.
Коммерческие и социальные средства размещения.
Туристские базы.
Молодежные гостиницы.
Туристские гостиницы.
Туристская деревня (группа домов).
Бунгало.
Предприятия социального туризма.
Другие средства размещения.
3. Специализированные средства размещения.
Лечебные гостиницы.
Лагеря труда и отдыха.
Транспортные средства размещения.
Ротель (гостиница-вагон).
Ботель (неподвижное оборудованное судно на воде).
Флотель (перемещающееся судно на воде).
Бастай.
Флайтель (аэрогостиница-«летающий отель»).
Приюты, хижины.
Альпотели.
Частные средства размещения.
Частное жилище.
Арендованные комнаты в частных домах.
Арендованные помещения у частных агентов.
Размещение у родственников и знакомых.
Прочие.
В России в соответствии с ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»
к коллективным средствам размещения относятся:гостиницы, мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития.
к специализированным средствам размещения относятся: санатории, профилактории, дома отдыха, туристские приюты, стоянки и др., туристские, спортивные базы, базы отдыха, дома охотника (рыбака), конгресс-центры, кемпинги, ботсли, флотели, ротели.
К индивидуальным средствам размещения относятся: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.
Классификация гостиниц.
Классификация гостиниц –система определения соответствия конкретной гостиницы, а также номеров критериям или стандартам обслуживания. Классификация гостиниц в РФ согласно ГОСТу Р-50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» по категориям основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслуживания. Согласно этому стандарту, принята «звездная» классификация гостиниц и мотелей.
Оценка гостиничных предприятий осуществляется по вместимости, целевой направленности и по качеству предоставляемых ими услуг.
По размерам (вместимости) гостиницы делятся на:
h малые (до 100– 150 номеров),
h средние (от 100 до 300-400 номеров),
h большие (от 300 до 600-1000 номеров),
h гигантские, в которых более 1000 номеров.
В соответствии с классификацией Всемирной туристской организации[7] гостиницы могут классифицироваться:
a по месту расположения (городские, пригородные, сельские, придорожные, в аэропортах, плавучие отели и т.д.);
a в зависимости от назначения (гостиницы постоянного проживания, транзитные гостиницы, гостиницы делового назначения);
a по времени функционирования (сезонные, круглогодичные);
a по уровню, ассортименту и стоимости услуг (дешевые отели или отели с ограниченным сервисом, отели «люкс», отели высокого класса, отели среднего уровня, апарт-отели, отели экономического класса, мотели, курортные гостиницы, таймшер).
Класс отеля, гостиницы или пансионата определяется обычно по стандартной, принятой в данной стране (или в регионе, экономической зоне) системе классификации и подтверждается сертификатом, выдаваемым специальным органом, сертификационной или иной палатой. Учитывает все факторы, влияющие на качество услуг, удобства номерного фонда, гостиницы различаются по:
- качеству строительства, отделки здания, архитектуре,
- наличию мест общего пользования, ресторанов, баров, кафе, бытовых служб,
- квалификации персонала,
- уровню сервиса.
Гостиницы высшего класса имеют роскошные многокомнатные номера, множество услуг (рестораны, библиотеки, спортзалы, лифты, бары, сауны и множество иного сервиса) и соответственно устанавливают цену за свои услуги.
В настоящее время существует около 30 различных систем классификации гостиниц: система звезд, система баллов, система букв (A,B,D,C), система «корон» или «ключей» и т.д.
Наиболее распространенной среди них является пятизвездочная система классификация гостиниц, основанная на французской национальной классификации. Требования к «звездной» градации вместе с тем неодинаковы в различных странах. Сертифицирование на классность производит либо гостиничная ассоциация, либо гостиничная цепочка по принадлежности.
Балльная, или индийская, система классификации гостиниц предусматривает деление гостиниц на 5 категорий: 1 звезда – 100 баллов, 2 звезды – 150 баллов и т.д.
В Великобритании в системе используется классификация гостиниц на «короны», «ключи», «луны», «солнца», «алмазы» и др.
Типология зарубежных гостиниц определяется следующими показателями:
- отель-люкс на 100-400 номеров (от небольшого до среднего) располагается обычно в центре крупных городов с развитой экономикой. Высокое качество обслуживания и хорошо обученный персонал предполагают очень высокую цену номеров со всеми возможными видами обслуживания. Как правило, гостиницей управляет профессиональная управляющая компания, а элитарная дорогая отделка помещений привлекает в качестве потребителей руководителей корпорации, участников небольших совещаний, профессионалов;
- гостиница среднего класса от 400-2000 номеров располагается, как правило, в центре крупнейших городов страны, имеет широкий спектр услуг, дорогую мебель и оборудование, большое фойе с рестораном. Цена размещения выше среднего, поэтому в качестве потребителей выступают предприниматели-индивидуалы, а также участники конференций. Управление осуществляет профессиональная управляющая компания;
- гостиница-апартамент на 100-400 номеров (от небольшой до средних размеров) располагается в крупных городах с непостоянным населением. Обслуживание среднего уровня, поэтому цена относительно невысокая (в зависимости от сроков размещения). Условия размещения аналогичны полностью меблированной квартире. Используется в качестве временного жилья коммерсантами и семейными туристами. Управляется профессиональной управляющей компанией;
- мотель на 150-400 номеров. Располагается в пригороде, у магистралей и на въездах в крупные города. Средний уровень обслуживания с меньшим количеством персонала. Цена средняя, примерно на уровне между гостиницей и мотелем экономического класса. Используется аналогично гостинице, но с акцентом на познавательный автотуризм. В мотеле имеются небольшое фойе, кафетерий, столовая. Управление осуществляет профессиональная компания, индивидуальный владелец или франшизный член;
- гостиница экономического класса на 10-150 номеров. Располагается чаще всего в пригороде, вблизи магистралей. Обслуживание простое и быстрое, пищеблока нет, т.е. обслуживание находится на ограниченном уровне, малое количество персонала, но это компенсируется низкой ценой, что создает интерес для клиентов. Потребителями таких услуг являются туристы с маршрутных автобусов. Управление гостиницей экономического класса осуществляется индивидуальным владельцем или франшизным членом;
- частная гостиница на 10-150 номеров. Располагается в пригороде. В услуги обслуживания входит континентальный завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Цена среднего уровня, в стоимость включены закуски и завтрак. Потребителями являются коммерсанты, маршрутные туристы, стремящиеся к домашнему уюту по средней цене. Гостиница декорирована зеленью. Владельцем такой гостиницы является индивидуальный владелец или ассоциированный член гостиничной цепи;
- курортная гостиница от 100-500 номеров. Это здания вблизи гор, океана, озера и т.д. Гостиница включает в себя полный набор услуг. Цена выше среднего из-за расположения, широкого набора услуг и удобств. Такими гостиницами пользуются чаще других отдыхающие в одиночку и семьями. Участники групповых мероприятий и симпозиумов, конгрессов и т.д. Привлекает внимание большое количество спортивных сооружений, привлекательное фойе, дорогие рестораны, номера типа апартамент. Управление осуществляется независимой профессиональной управляющей компанией;
- гостиница типа кондоминиум (таймшеринг) от 50-250 номеров. Местоположение вблизи океана, озера и т.д. Обслуживание включает в себя полный набор услуг ввиду отдаленности. Здесь все квартиры проданы частным лицам. Цены курортные. Владельцы-индивидуалы используют их с целью вложения средств, арендаторы – с целью получения помещения для отдыха. В расположении гостиницы имеются спортивные сооружения аналогично курорту, меньшее по размерам фойе, ресторан, помещение для собраний, номера типа апартамент. Управление осуществляет независимая профессиональная управленческая компания-домовладение, принадлежащее организациям, обычный порядок распределения по номерам отсутствует. Обслуживание ограниченное, преимущественно самообслуживание. Оплата предварительная. Питание входит в стоимость проживания. Потребителями являются индивидуалы, прибывшие в организацию, заинтересованные в удобствах и небольшой цене. Условия близки по характеру к традиционной комфортабельной квартире. Управление осуществляется местной администрацией, профессиональной управляющей компанией.