Назначение, структура и задачи туристских предприятий.

Туристское предприятие – это организационно-хозяйственная еди­ница, которая посредством объединения необходимых производствен­ных средств осуществляет подготовку, исполнение и предоставление услуг туристам, используя для этого весь арсенал существующих ме­тодов управления.

Предприятия, существующие только за счет туризма и занимающи­еся непосредственным обслуживанием туристов, называются турист­скими предприятиями сферы первичных услуг, а предприятия, получа­ющие доходы не только от туристской деятельности, – туристскими предприятиями сферы вторичных услуг (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Классификация туристских предприятий

Предприятия сферы первичных услуг Предприятия сферы вторичных услуг
Тур-фирмы Организации прямого назначения Организации косвенного назначения    
Туроператоры; турагенты Средства размещения; лечебно-оздоровитель-ные курорты; транспортные предприятия; предприятия по изготов­лению и торговле суве­нирной продукцией; организации по оказанию дополнительных услуг туристам (гиды, авто­транспортные фирмы, музейно-экскурсионный бизнес и др.) Рекламные организации; страховые компании; информаци­онные туристские предприятия Предприятия питания вне гостиничного хо­зяйства; транспортные пред­приятия (городские); предприятия по про­изводству сельскохо­зяйственной продук­ции, одежды, мебели и т. д.; банки, химчистки, лечебные заведения и т. д.; учебные заведения, готовящие кадры для туриндустрии

Следует иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в за­висимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории.

В данной лекции следует рассмотреть такие предприятия сферы первич­ных услуг, как турфирмы в плане процесса их создания и решаемых задач.

Под турфирмой подразумевается предпринимательская структура, занимающаяся на коммерческой основе посредническими операция­ми в сфере купли-продажи туристских услуг.Турфирмы не являются производителями туристских услуг, они выступают лишь в качестве посредников между потребителями и поставщиками туристских ус­луг. Однако они играют решающую роль в организации туристских путешествий.

Все турфирмы выступают на рынке или как туроператоры, или как туристские агентства.

Туроператор – туристское предприятие, которое занимается комплек­тацией туруслуг производителей (гостиниц, транспортных компаний и т. д.) в новый, самостоятельный туристский продукт в соответ­ствии с потребностями туристов и его реализацией либо самостоя­тельно, либо через посредников.

Всех туроператоров, работающих на туристском рынке, можно клас­сифицировать следующим образом.

1. По размерам:

• крупные туроператоры – предприятия, услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год, а их оборот составля­ет около 35 млн. долларов;

• средние туроператоры – предприятия, услугами которых поль­зуются от 30 до 100 тыс. человек в год;

• мелкие туроператоры – предприятия, услугами которых поль­зуются менее 30 тыс. человек в год.

В настоящее время туристские фирмы в своей основной массе входят в число предприятий малого бизнеса. Для их создания не требуется больших инвестиций, дорогостоящих производствен­ных фондов. Годовой оборот первой сотни российских туропера­торов (без учета продажи международных перевозок) колеблется от 1-2 млн.. долларов на нижнем уровне до чуть более 100 млн. дол­ларов на верхнем. По данным, опубликованным в российской прес­се («Туринфо»), в 2003 г. лидерами по сумме годового оборота были турфирмы «Инна Тур» (133 млн. долларов), TEZ TOUR (125 млн. долларов), «Интурист» (80 млн. долларов) и др. При этом туроператорской деятельностью на начало 2004 г. занимались 5,1 тыс. турфирм.

2. По виду деятельности:

• операторы массового рынка – это туроператоры, продающие турпакеты в места массового туризма с использованием чартер­ных авиарейсов (например, «Натали Тур», «Инна Тур», «Стар Трэвел» и др.);

• операторы, специализирующиеся на определенном сегменте туристского рынка: клиентуре, направлениях, перевозке пасса­жиров определенным видом транспорта, целевой направленно­сти путешествий, средствах размещения (например, «Биб-лио-Глобус», специализирующийся на Кипре, «Мальтийский клуб» – Мальта, «Линта-тур» – лучший оператор России по Америке).

3. По месту деятельности:

• туроператоры внутреннего рынка, составляющие турпакеты по маршрутам в пределах страны проживания (например, «Ака­дем-тур»);

• туроператоры внешнего рынка, формирующие турпакеты по выезду из страны проживания в зарубежные страны (инициатив­ные туроператоры), а также по въезду в свою страну иностран­ных туристов (рецептивные туроператоры).

4. По экономическим целям:

• коммерческие туроператоры, основная цель которых – полу­чение постоянной и большой прибыли;

• общеполезные (некоммерческие) туроператоры хотя и стремят­ся к экономичности, но интересы увеличения прибыли не на­ходятся для них на первом плане;

• предприятия «черного» туризма занимаются туристской дея­тельностью не постоянно, а по обстоятельствам.

Туристские агентства (турагенты) – все предприятия и учреж­дения, которые приобретают туры, разработанные туроператором, и занимаются их продвижением и сбытом (реализацией) за агентское вознаграждение или за наценку к цене туроператора. Необходимость в турпосредниках объясняется большой территориальной удаленностью производителей от пользователей услуг (например, расстояние между гостиницей и собирающимся на отдых туристом), отсутствием пред­ставлений о рынке (потребитель редко знаком с предложениями стра­ны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью предварительно­го бронирования при ограниченных мощностях производителя услуг. Туристские агентства являются более многочисленным классом предприятий туристского бизнеса, по своей численности они в несколь­ко раз превышают число туроператоров. В отличие от туроператоров они более гибко приспосабливаются к текущей конъюнктуре туристско­го рынка.

Наши рекомендации