Понятие туризма и туриндустрии.

Современная наука рассматривает туризм как сложную соци­ально-экономическую систему. Туризм[4] – это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематери­альных услугах, основная функция которого – обеспечить челове­ка полноценным и рациональным отдыхом.

В настоящее время наиболее широко используется определе­ние, известное как «генеральная теория туризма В. Хунцикера-К. Крапфа», которое определяет туризм как «совокупность от­ношений, являющихся результатом передвижения людей и пре­бывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не свя­зано с получением дохода»[5].

Согласно одному из последних определений, предложен­ных Статистической комиссией ООН в 1992 г., «туризм – путеше­ствия и пребывание в местах, находящихся вне пределов обычно­го места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 мес. с целью получения удовольствия и отдыха в оздо­ровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью»[6]. В данном определении критериями для выделения ту­ризма из других видов путешествий являются:

- обычная среда пу­тешествующего (местожительство);

- срок путешествия;

- мотива­ция поездки, не относящаяся к поиску постоянной работы или миграции;

- добровольность совершения поездки;

- спрос на тури­стские объекты, в том числе средства размещения.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» содержит следующую трактовку этого понятия: «Туризм – временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства из мест по­стоянного проживания в оздоровительных, познавательных, про­фессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) вре­менного пребывания».

Туризм является фундаментальной основой экономики мно­гих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Такая точка зрения вполне оправдана, если принять во внимание все элементы, включенные в его систему.

Понятие туризма и туриндустрии. - student2.ru

При решении вопроса отнесения индустрии туризма к само­стоятельной отрасли необходимо принимать во внимание:

- основ­ные факторы формирования ее производственных особенностей,

- соответствие их определенным классификационным признакам, по которым туристские организации входят в состав соответству­ющей отрасли национальной экономики,

- зависимость их от ха­рактера основной деятельности,

- достигнутые масштабы, а также перспективы их разви­тия.

Совокупность организаций, образующих отдельную отрасль, характеризуется следующими основными чертами:

• достаточным числом самостоятельных в экономическом от­ношении организаций с однородным видом деятельности;

• устойчивыми экономическими связями с другими отрасля­ми национальной экономики;

• определенным органом хозяйственного управления.

Таким образом, современное состояние индустрии туризма отвечает всем перечисленным характеристикам. И соответствен­но под отраслью туризма следует понимать совокупность само­стоятельных, территориально обособленных туристских хозяй­ственных единиц, располагающих определенной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 03.12.1996 г. законодатель­но закреплено, что туризм является полноценной отраслью на­циональной экономики России. Однако согласно Общероссий­скому классификатору «Отрасли народного хозяйства» 1.75.018 (ОКОНХ) туризм не рассматривается как самостоятельная от­расль народного хозяйства. Он выделяется классификатором в отдельную отраслевую подгруппу (под кодом 91620).

Индустрию туризма можно определить как:

1) «сово­купность гостиниц и иных средств раз­мещения, средств транспорта, объек­тов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов по­знавательного, делового, оздорови­тельного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую дея­тельность, а также организаций, пре­доставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков» (Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 года, Прило­жение № 7);

2) совокупность отраслей, современных производств, учреж­дений сервиса, назначение которых сводится к созданию товаров, предо­ставлению специальных продуктов и услуг, ориентированных на путеше­ствия и туристские потребности людей.

В развитии индустрии туризма важно учитывать факторы развития туризма.

Факторы развития туризма –совокупность условий, предпосылок, причин, которые складываются внутри страны и за ее пределами, внутри и вне сферы туризма, впрямую или опосредованно определяющие важнейшие тенденции его развития на дан­ном историческом этапе.

Факторы развития туризмаприоб­ретают многоплановый и раз­нообразный характер, поэтому их группировка и анализ осуществляют­ся по разным основаниям.

Различают­ся статичные и динамичныегруппы факторов развития туризма.

К статичнымотносят те, которые приобретают неизменное значение в исторической перспективе – природно-географические (климат, рельеф местности, природные и подземные богатства и др.), культурно-историчес­кие факторы (исторические события, связанные с той или иной территори­ей, памятники архитектуры и др.).

К динамичным факторам развития туризма относят геополи­тическиеи политические, демографи­ческие, социально-экономические,ма­териально-технические и др., т.е. фак­торы, которые способны меняться в течение относительно небольших пе­риодов времени.

Весьма значительную роль в развитии сферы туризма при­обретают факторы, имеющие по от­ношению к ней внешний (экзоген­ные) или внутренний (эндогенные) характер.

Внешние факторы – это, по существу, важнейшие процессы и ус­ловия жизнедеятельности общества в целом, которые прямо или опосредо­ванно сказываются на туризме. В связи с этим немаловажное значение при­обретают демографические процессы, соотношение в обществе возрастных и социальных групп, увеличение числа работающих женщин, изменение до­ходов на семью и т.п. Специально вы­деляется роль экологического, в част­ности, сезонного, фактора.

Говоря о внутренних факторах развития туризма, имеют в виду, прежде всего, условия и причины, действующие в рамках самой сферы туризма: ее материально-техни­ческая база, развитие транспорта и сеть отелей, в которых размещают туристов, предприятия общественного питания, розничную торговлю и др.

Среди внут­ренних факторов развития туризма особенно важны те, ко­торые свидетельствуют о развитии ту­ристского рынка:

- процессы спроса и предложения туристских услуг,

- сег­ментация рынка,

- процессы монополи­зации и координирующая деятельность туристских фирм между собой,

- каче­ство профессиональных кадров,

- зна­чение средств массовой информации,

- соотношение доли государственного, кооперативного сектора, частного биз­неса, а также смешанные предприя­тия в туризме и др.

Наконец, факторы подразделяют на экстенсивные, интен­сивные и сдерживающие развитие ту­ризма.

Экстенсивные факторы развития туризма свидетель­ствуют о росте численности работни­ков сферы туризма, об увеличении количества вовлекаемых в эту сферу ма­териальных ресурсов, строительстве новых туристских объектов и т.п.

Ин­тенсивные факторы развития туризма охватывают процессы развития профессионально-квалифика­ционной структуры туризма, техничес­кое совершенствование материальной базы, включая тенденции ее индуст­риализации, компьютеризации, а так­же рациональное использование име­ющихся материальных ресурсов и др.

Особо важное значение приобретает в туристском бизнесе анализ сдерживающих факторов развития туризма, которые сдерживают или прямо тор­мозят развитие туризма: мировые и внутренние кризисы, милитаризация экономики страны, политическая не­стабильность, криминогенная обста­новка и др. Роль сдерживающих Ф.р.т. особенно остро дает о себе знать в ус­ловиях переходного периода, который переживает современная России.

Содержание и основные категории индустрии туризма.

Индустрия туризма включает в себя:

1) Совокупность отраслей индустрии туризма

- индустрию гостеприимства,

- индустрию досуга и развлечений

- транспортное обслуживание,

- государственные и общественные орга­низации,обеспечивающие регулирова­ние туристской деятельности и управ­ление ею, принятие соответствующих законов и нормативных актов, а также рекламу туристского продукта.

2) Материальная база индустрии туризма

- рекреаци­онные ресурсы,

- материально-техни­ческая база туризма,

- производимые товары и услуги,

- различные виды производств,связанные с обеспечением путешествий и полно­ценного отдыха (карты, сувениры, товары пляжного отдыха др.),

- инфраструктуры.

3) Субъекты индустрии туризма

- туроперато­ры и турагенты какнепос­редственные разработчики туристско­го продукта в функции которых входит продвижение турпродукта на рынке,

- кадры, производящие товары и услуги,

- кадры, обслуживаю­щие туристов,

- учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров для туризма.

4) Объект туризма – сами туристы,

Интенсивное раз­витие индустрия туризма было отмечено в мире в 50-х годах XX в., когда на смену туризму избранных приходит массовый туризм. В индустрия туризма широко внедряются достижения технического прогресса, новые формы социальной организации и управления; в анализ индустрии туризма включа­ются научные коллективы, которые помогают организовывать и прогнози­ровать развитие туризма.

Таким образом, туристическую индустрию можно рассматривать как совокуп­ность гостиниц или иных средств размещения, средств транспор­та, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих ту­ристическую деятельность, организаций, предоставляющих услу­ги гидов-переводчиков и самих туристов как потребителей туруслуг.

Основное содержание индустрии туризма составляютиндустрия гостеприимства, индустрия досуга и развлечений, индустрия развлечений, индустрия питания.

Индустрия гостеприимст­ва – система современных произ­водств, предприятий, сервисных уч­реждений и организаций, специали­зирующихся на обслуживании приез­жающих в данную местность на сравнительно короткий период време­ни людей с целью отдыха, деловых встреч или с личными целями.

Индустрия гостеприимства включает в себя такие услуги и звенья сервисной деятельности, как:

- размеще­ниегостей,

- общественное питание,

- перевозка,

- отдых (рекреация),

- раз­влечения.

Индустрия гостеприимства, будучи по своему це­левому назначению особым сегментом сферы обслуживания приезжих, час­тично пересекается по характеру и объему своих составных частей (оте­лями, инфраструктурой, центрами питания и др.) с учреждениями инду­стрии досуга и индустрии туризма.

Индустрия досуга –совокуп­ность современных отраслей, производ­ственных подразделений, учреждений и фирм, назначение которых сводится к созданию товаров, предоставлению продукции и услуг для использования их человеком в свободное время. Индустрия досуга развивается на стыке хозяйственной, социальной, культурно-художествен­ной сферы, а также сферы рекреации и услуг, вводя в свой оборот также удобные территории и часть ландшафтно-природной среды. В разных стра­нах индустрия досугасостоит из неодинакового на­бора направлений и видов услуг.

Со­гласно международной стандартной классификации, к индустрии досуга относят:

- спе­циализированные предприятия отды­ха и развлечений, включающие в свой состав учреждения культуры, спортив­но-оздоровительные, зрелищные и развлекательные предприятия,

- зоны отдыха и рекреации,

- произ­водства, создающие товары и продук­ты для использования их на отдыхе и в свободное время.

Развитию индустрии досуга спо­собствует возросшая в последнее вре­мя мобильность людей.

Индустрия развлечений –часть индустрии досуга,состоящая из совокупности современных произ­водств, крупных организаций и не­больших фирм, производящих товары для реализации эмоционально насы­щенного отдыха, создающих условия для увлекательного проведения свободного времени.

Важнейшими видами индустрии развлечений, позволяющими потребителям в большей степени испытать приятные или острые ощущения, выступают

1) товары индустрии развлечений

путешествия,

массовые зрелища,

ат­тракционы,

спортивные состязания,

ка­зино,

эстрадные концерты,

конные забеги и т.д.

2) Важное звено индустрии развлечений состав­ляют те структуры менеджмента, ко­торые создают условия для отдыха, организуют и непосредственно прово­дят мероприятия развлекательного ха­рактера – производители товара индустрии развлечений:

- стационар­ные организации и учреждения (пер­сонал кинотеатров, парков культуры и отдыха и др.),

- временные кол­лективы, зависящие от конъюнктуры и спроса (работники центров игровых автоматов) или создаваемые на оп­ределенный сезон (цирковые, эстрад­ные коллективы) или для проведения какого-либо праздника.

- производства, создающие товары для отдыха (настольные игры, книги, компакт-диски, спортивный инвен­тарь), а также сложную технику, по­зволяющую организовывать индивиду­альный отдых в домашних условиях или коллективный отдых в общественных местах.

Индустрия питания –система современных производств, торговых фирм, крупных центров и небольших пунктов обслуживания, связанных с

- созданием и переработкой продоволь­ственной продукции,

- ее расфасовкой и продажей через торговую сеть,

- с при­готовлением пищевых полуфабрикатов, требующих дальнейшей обработки,

- с приготовлением пищи и ее употреблением.

Индустрия питания позволяет облег­чить приготовление пищи, сделать приятным процесс ее приема не толь­ко в рамках семейных домохозяйств, но и в центрах общественного пита­ния – в ресторанах, столовых, кафе, закусочных, в домах отдыха и кемпин­гах, в специально отведенном для это­го месте на авто- и железнодорожных вокзалах, в аэропортах, а также в са­мих средствах передвижения (в поез­дах дальнего следования, на воздуш­ном и водном транспорте).

Туристические услуги составляют значительную часть потреб­ляемых населением услуг и имеют специфический социально-оз­доровительный характер, т.е. отдых, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др., сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, политический, вос­питательный и эстетический факторы.

Во многих странах туризм играет значительную роль в форми­ровании внутреннего валового продукта, создании дополнитель­ных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активиза­ции внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, стро­ительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

По прогнозам экспертов Всемирной туристической организа­ции, мировая индустрия туризма входит в период постоянно уве­личивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающей­ся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потре­бителей туристических услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Дальнейшее развитие ми­рового туристического рынка все больше определяется новейши­ми информационными технологиями.

Применительно к индустрии туризма существуют такие поня­тия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт».

Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом мате­риальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торго­вым балансом страны называется разница между стоимостью ви­димого экспорта и стоимостью видимого импорта.

Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг.

Большая часть дохода от невидимого экспорта турис­тических услуг поступает от прибывших иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и дру­гие услуги в стране пребывания.

Невидимый импорт сферы турис­тических услуг со­ставляют деньги, потраченные иностранными гражданами в стране пребывания во время их зарубеж­ных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в этой стране, а также оплата дивидендов иностранным ин­весторам индустрии туризма.

Потребление в туризме определяется как стоимость туристи­ческих продуктов (товаров и услуг), используемых для непосред­ственного удовлетворения потребностей туриста или экскурсанта. Сюда относятся:

- расходы потребителя на пакет услуг (турпродукт),

- отдельные расходы на размещение, питание и напитки, транс­порт, досуг, отдых, культурные, спортивные, экскурсионные и дру­гие мероприятия,

- расходы на покупки в месте пребывания,

- про­чие расходы.

Туристский продукт – это комплекс туристических услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его путешествия, т.е. совокупность вещественных (товара) и неве­щественных (услуги) потребительных стоимостей. Следовательно, туристский продукт – это комплекс­ное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных составляющих, сово­купности вещественных (товары) и невещественных (услуги) потребитель­ских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием. Основу туристскогопродукта образуют культурные, исторические ценности, природные, климатические факторы, которые и определяют его товарную ценность. В стоимость туристскогопродукта включаются и стоимости материальных услуг, образующих сервисное обслужи­вание и влияющих на покупательский спрос.

Под туристическим товаром понимается продукт труда, создан­ный для продажи и предназначенный для использования преиму­щественно туристами или экскурсантами.

Туристические услуги – это услуги субъекта в туристической деятельности по размещению, питанию, транспортному, инфор­мационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта и развлечений, направленные на удовлет­ворение потребностей туриста.

Это специфический товар, кото­рый не имеет вещевого выражения, т.е. его невозможно увидеть и невозможно накапливать. Они могут реализоваться только в том случае, когда есть спрос со стороны туриста. Проявляются во время путешествия в виде улучшения здоровья, удовлетворения туристи­ческих потребностей, отдыха, хорошего настроения, ознакомления с природными и культурно-архитектурными достопримечательно­стями.

На основании этого можно сказать, что единицей туристи­ческой услуги является комплекс услуг, которые оказываются од­ному потребителю на протяжении определенного промежутка времени.

Первичной продажной единицей туристического продукта на туристическом рынке, как правило, является тур.

Тур– это 1) «комплекс услуг по разме­щению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от це­лей путешествия» (закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 г., Приложение № I);

2) комплексная туристская услуга, пу­тешествие, поездка, организуемая на индивидуальной или коллективной основе по определенному маршруту и программе с предварительным брони­рованием и приобретением проездных билетов, гостиничных, транспортных, экскурсионных услуг и услуг питания, оформлением виз, страховки и т.д.

В зависимости от целей различаются познавательные, фольклорные, охотничьи, лечебные туры; по способам передвижения – автотуры, круизы и пр.

На практике под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.

Первый вид – тур, комплексная туристическая услуга, пред­лагаемая фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продана потребителю для личного пользования (в розницу), а так­же оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды.

Второй вид – отдельные туристические услуги, к которым можно отнести транспортные услуги, услуги размещения, услуги по оформлению загранпаспортов, страховку, экскурсионную про­грамму, прокат автомобиля и много другое.

Третий вид – товары туристического назначения, включая раз­личного рода информационные материалы (каталоги, справочни­ки, карты, словари, путеводители и т.д.), которые необходимы ту­ристу и путешественнику в стране пребывания.

Разработка туристического продукта – сложный и многосту­пенчатый процесс, который включает:

- маркетинговые исследова­ния и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем,

- предполага­емый потребительский спрос,

- направление выезда,

- конъюнктуру туристического рынка,

- оценку реальных затрат на разработку, рек­ламу и продвижение турпродукта.

Продвижение туристского продукта –

1) «комплекс мер, направленных на реализацию турист­ского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, яр­марках, организация туристских ин­формационных центров по продаже туристского продукта, издание катало­гов, буклетов и другое» (закон «Об ос­новах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 г., Приложение № 7);

2) стимулирование сбыта туристского продукта, комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта, предназначенный для получения под­держки торгового посредника и повы­шения эффективности его усилий, включающий скидки, компенсации, совместное рекламирование, торговые выставки и т.д. Продвижение туристского продуктасостоит в комп­лектации туристских услуг в туристс­кий продукт (через туроператора) и доведении через систему дистрибьюции (через турагентства) конечному потребителю, т.е. это процесс доста­точно сложный, не прямой, часто не предусматривающий непосредствен­ной связи изготовителя и конечного потребителя турпродукта.

Анализируя имеющиеся данные о возможных предпочтениях и доходах покупателя, предлагаемых затратах турорганизатора на разработку турпродукта, можно оце­нить целесообразность и экономическую эффективность его раз­работки и определить туристское предложение.

Туристское предложение – это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы.

К туристскому предложению относится все, что может быть исполь­зовано для удовлетворения туристского спроса и охватывает очень разнообразные элементы. Оно состоит из первичного и производного предложений (рис. 1.1).

Первичное предложение Производное предложение
Природные ресурсы Туристская инфраструктура Туристская супраструктура
Социально-культурные факторы Обусловленная развитием туризма Собственно туристская Гостиницы, предприятия питания
Общая инфраструктура   Транспортные средства  
  Сооружения для размещения туристов
Сооружения для оказания посреднических услуг

Рис. 1.1. Составляющие туристского предложения

Основой туристского предложения является туристский регион. Туристский регион – это географическая территория (место, регион), которую турист выбирает с целью путешествия.

Наши рекомендации