Понятие туризма и туриндустрии.
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм[4] – это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого – обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом.
В настоящее время наиболее широко используется определение, известное как «генеральная теория туризма В. Хунцикера-К. Крапфа», которое определяет туризм как «совокупность отношений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода»[5].
Согласно одному из последних определений, предложенных Статистической комиссией ООН в 1992 г., «туризм – путешествия и пребывание в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 мес. с целью получения удовольствия и отдыха в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью»[6]. В данном определении критериями для выделения туризма из других видов путешествий являются:
- обычная среда путешествующего (местожительство);
- срок путешествия;
- мотивация поездки, не относящаяся к поиску постоянной работы или миграции;
- добровольность совершения поездки;
- спрос на туристские объекты, в том числе средства размещения.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» содержит следующую трактовку этого понятия: «Туризм – временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Такая точка зрения вполне оправдана, если принять во внимание все элементы, включенные в его систему.
При решении вопроса отнесения индустрии туризма к самостоятельной отрасли необходимо принимать во внимание:
- основные факторы формирования ее производственных особенностей,
- соответствие их определенным классификационным признакам, по которым туристские организации входят в состав соответствующей отрасли национальной экономики,
- зависимость их от характера основной деятельности,
- достигнутые масштабы, а также перспективы их развития.
Совокупность организаций, образующих отдельную отрасль, характеризуется следующими основными чертами:
• достаточным числом самостоятельных в экономическом отношении организаций с однородным видом деятельности;
• устойчивыми экономическими связями с другими отраслями национальной экономики;
• определенным органом хозяйственного управления.
Таким образом, современное состояние индустрии туризма отвечает всем перечисленным характеристикам. И соответственно под отраслью туризма следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих определенной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 03.12.1996 г. законодательно закреплено, что туризм является полноценной отраслью национальной экономики России. Однако согласно Общероссийскому классификатору «Отрасли народного хозяйства» 1.75.018 (ОКОНХ) туризм не рассматривается как самостоятельная отрасль народного хозяйства. Он выделяется классификатором в отдельную отраслевую подгруппу (под кодом 91620).
Индустрию туризма можно определить как:
1) «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков» (Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 года, Приложение № 7);
2) совокупность отраслей, современных производств, учреждений сервиса, назначение которых сводится к созданию товаров, предоставлению специальных продуктов и услуг, ориентированных на путешествия и туристские потребности людей.
В развитии индустрии туризма важно учитывать факторы развития туризма.
Факторы развития туризма –совокупность условий, предпосылок, причин, которые складываются внутри страны и за ее пределами, внутри и вне сферы туризма, впрямую или опосредованно определяющие важнейшие тенденции его развития на данном историческом этапе.
Факторы развития туризмаприобретают многоплановый и разнообразный характер, поэтому их группировка и анализ осуществляются по разным основаниям.
Различаются статичные и динамичныегруппы факторов развития туризма.
К статичнымотносят те, которые приобретают неизменное значение в исторической перспективе – природно-географические (климат, рельеф местности, природные и подземные богатства и др.), культурно-исторические факторы (исторические события, связанные с той или иной территорией, памятники архитектуры и др.).
К динамичным факторам развития туризма относят геополитическиеи политические, демографические, социально-экономические,материально-технические и др., т.е. факторы, которые способны меняться в течение относительно небольших периодов времени.
Весьма значительную роль в развитии сферы туризма приобретают факторы, имеющие по отношению к ней внешний (экзогенные) или внутренний (эндогенные) характер.
Внешние факторы – это, по существу, важнейшие процессы и условия жизнедеятельности общества в целом, которые прямо или опосредованно сказываются на туризме. В связи с этим немаловажное значение приобретают демографические процессы, соотношение в обществе возрастных и социальных групп, увеличение числа работающих женщин, изменение доходов на семью и т.п. Специально выделяется роль экологического, в частности, сезонного, фактора.
Говоря о внутренних факторах развития туризма, имеют в виду, прежде всего, условия и причины, действующие в рамках самой сферы туризма: ее материально-техническая база, развитие транспорта и сеть отелей, в которых размещают туристов, предприятия общественного питания, розничную торговлю и др.
Среди внутренних факторов развития туризма особенно важны те, которые свидетельствуют о развитии туристского рынка:
- процессы спроса и предложения туристских услуг,
- сегментация рынка,
- процессы монополизации и координирующая деятельность туристских фирм между собой,
- качество профессиональных кадров,
- значение средств массовой информации,
- соотношение доли государственного, кооперативного сектора, частного бизнеса, а также смешанные предприятия в туризме и др.
Наконец, факторы подразделяют на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие развитие туризма.
Экстенсивные факторы развития туризма свидетельствуют о росте численности работников сферы туризма, об увеличении количества вовлекаемых в эту сферу материальных ресурсов, строительстве новых туристских объектов и т.п.
Интенсивные факторы развития туризма охватывают процессы развития профессионально-квалификационной структуры туризма, техническое совершенствование материальной базы, включая тенденции ее индустриализации, компьютеризации, а также рациональное использование имеющихся материальных ресурсов и др.
Особо важное значение приобретает в туристском бизнесе анализ сдерживающих факторов развития туризма, которые сдерживают или прямо тормозят развитие туризма: мировые и внутренние кризисы, милитаризация экономики страны, политическая нестабильность, криминогенная обстановка и др. Роль сдерживающих Ф.р.т. особенно остро дает о себе знать в условиях переходного периода, который переживает современная России.
Содержание и основные категории индустрии туризма.
Индустрия туризма включает в себя:
1) Совокупность отраслей индустрии туризма
- индустрию гостеприимства,
- индустрию досуга и развлечений
- транспортное обслуживание,
- государственные и общественные организации,обеспечивающие регулирование туристской деятельности и управление ею, принятие соответствующих законов и нормативных актов, а также рекламу туристского продукта.
2) Материальная база индустрии туризма
- рекреационные ресурсы,
- материально-техническая база туризма,
- производимые товары и услуги,
- различные виды производств,связанные с обеспечением путешествий и полноценного отдыха (карты, сувениры, товары пляжного отдыха др.),
- инфраструктуры.
3) Субъекты индустрии туризма
- туроператоры и турагенты какнепосредственные разработчики туристского продукта в функции которых входит продвижение турпродукта на рынке,
- кадры, производящие товары и услуги,
- кадры, обслуживающие туристов,
- учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров для туризма.
4) Объект туризма – сами туристы,
Интенсивное развитие индустрия туризма было отмечено в мире в 50-х годах XX в., когда на смену туризму избранных приходит массовый туризм. В индустрия туризма широко внедряются достижения технического прогресса, новые формы социальной организации и управления; в анализ индустрии туризма включаются научные коллективы, которые помогают организовывать и прогнозировать развитие туризма.
Таким образом, туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков и самих туристов как потребителей туруслуг.
Основное содержание индустрии туризма составляютиндустрия гостеприимства, индустрия досуга и развлечений, индустрия развлечений, индустрия питания.
Индустрия гостеприимства – система современных производств, предприятий, сервисных учреждений и организаций, специализирующихся на обслуживании приезжающих в данную местность на сравнительно короткий период времени людей с целью отдыха, деловых встреч или с личными целями.
Индустрия гостеприимства включает в себя такие услуги и звенья сервисной деятельности, как:
- размещениегостей,
- общественное питание,
- перевозка,
- отдых (рекреация),
- развлечения.
Индустрия гостеприимства, будучи по своему целевому назначению особым сегментом сферы обслуживания приезжих, частично пересекается по характеру и объему своих составных частей (отелями, инфраструктурой, центрами питания и др.) с учреждениями индустрии досуга и индустрии туризма.
Индустрия досуга –совокупность современных отраслей, производственных подразделений, учреждений и фирм, назначение которых сводится к созданию товаров, предоставлению продукции и услуг для использования их человеком в свободное время. Индустрия досуга развивается на стыке хозяйственной, социальной, культурно-художественной сферы, а также сферы рекреации и услуг, вводя в свой оборот также удобные территории и часть ландшафтно-природной среды. В разных странах индустрия досугасостоит из неодинакового набора направлений и видов услуг.
Согласно международной стандартной классификации, к индустрии досуга относят:
- специализированные предприятия отдыха и развлечений, включающие в свой состав учреждения культуры, спортивно-оздоровительные, зрелищные и развлекательные предприятия,
- зоны отдыха и рекреации,
- производства, создающие товары и продукты для использования их на отдыхе и в свободное время.
Развитию индустрии досуга способствует возросшая в последнее время мобильность людей.
Индустрия развлечений –часть индустрии досуга,состоящая из совокупности современных производств, крупных организаций и небольших фирм, производящих товары для реализации эмоционально насыщенного отдыха, создающих условия для увлекательного проведения свободного времени.
Важнейшими видами индустрии развлечений, позволяющими потребителям в большей степени испытать приятные или острые ощущения, выступают
1) товары индустрии развлечений
путешествия,
массовые зрелища,
аттракционы,
спортивные состязания,
казино,
эстрадные концерты,
конные забеги и т.д.
2) Важное звено индустрии развлечений составляют те структуры менеджмента, которые создают условия для отдыха, организуют и непосредственно проводят мероприятия развлекательного характера – производители товара индустрии развлечений:
- стационарные организации и учреждения (персонал кинотеатров, парков культуры и отдыха и др.),
- временные коллективы, зависящие от конъюнктуры и спроса (работники центров игровых автоматов) или создаваемые на определенный сезон (цирковые, эстрадные коллективы) или для проведения какого-либо праздника.
- производства, создающие товары для отдыха (настольные игры, книги, компакт-диски, спортивный инвентарь), а также сложную технику, позволяющую организовывать индивидуальный отдых в домашних условиях или коллективный отдых в общественных местах.
Индустрия питания –система современных производств, торговых фирм, крупных центров и небольших пунктов обслуживания, связанных с
- созданием и переработкой продовольственной продукции,
- ее расфасовкой и продажей через торговую сеть,
- с приготовлением пищевых полуфабрикатов, требующих дальнейшей обработки,
- с приготовлением пищи и ее употреблением.
Индустрия питания позволяет облегчить приготовление пищи, сделать приятным процесс ее приема не только в рамках семейных домохозяйств, но и в центрах общественного питания – в ресторанах, столовых, кафе, закусочных, в домах отдыха и кемпингах, в специально отведенном для этого месте на авто- и железнодорожных вокзалах, в аэропортах, а также в самих средствах передвижения (в поездах дальнего следования, на воздушном и водном транспорте).
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др., сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, политический, воспитательный и эстетический факторы.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
По прогнозам экспертов Всемирной туристической организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Дальнейшее развитие мирового туристического рынка все больше определяется новейшими информационными технологиями.
Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт».
Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.
Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг.
Большая часть дохода от невидимого экспорта туристических услуг поступает от прибывших иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания.
Невидимый импорт сферы туристических услуг составляют деньги, потраченные иностранными гражданами в стране пребывания во время их зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в этой стране, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.
Потребление в туризме определяется как стоимость туристических продуктов (товаров и услуг), используемых для непосредственного удовлетворения потребностей туриста или экскурсанта. Сюда относятся:
- расходы потребителя на пакет услуг (турпродукт),
- отдельные расходы на размещение, питание и напитки, транспорт, досуг, отдых, культурные, спортивные, экскурсионные и другие мероприятия,
- расходы на покупки в месте пребывания,
- прочие расходы.
Туристский продукт – это комплекс туристических услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его путешествия, т.е. совокупность вещественных (товара) и невещественных (услуги) потребительных стоимостей. Следовательно, туристский продукт – это комплексное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных составляющих, совокупности вещественных (товары) и невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием. Основу туристскогопродукта образуют культурные, исторические ценности, природные, климатические факторы, которые и определяют его товарную ценность. В стоимость туристскогопродукта включаются и стоимости материальных услуг, образующих сервисное обслуживание и влияющих на покупательский спрос.
Под туристическим товаром понимается продукт труда, созданный для продажи и предназначенный для использования преимущественно туристами или экскурсантами.
Туристические услуги – это услуги субъекта в туристической деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта и развлечений, направленные на удовлетворение потребностей туриста.
Это специфический товар, который не имеет вещевого выражения, т.е. его невозможно увидеть и невозможно накапливать. Они могут реализоваться только в том случае, когда есть спрос со стороны туриста. Проявляются во время путешествия в виде улучшения здоровья, удовлетворения туристических потребностей, отдыха, хорошего настроения, ознакомления с природными и культурно-архитектурными достопримечательностями.
На основании этого можно сказать, что единицей туристической услуги является комплекс услуг, которые оказываются одному потребителю на протяжении определенного промежутка времени.
Первичной продажной единицей туристического продукта на туристическом рынке, как правило, является тур.
Тур– это 1) «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия» (закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 г., Приложение № I);
2) комплексная туристская услуга, путешествие, поездка, организуемая на индивидуальной или коллективной основе по определенному маршруту и программе с предварительным бронированием и приобретением проездных билетов, гостиничных, транспортных, экскурсионных услуг и услуг питания, оформлением виз, страховки и т.д.
В зависимости от целей различаются познавательные, фольклорные, охотничьи, лечебные туры; по способам передвижения – автотуры, круизы и пр.
На практике под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.
Первый вид – тур, комплексная туристическая услуга, предлагаемая фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продана потребителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды.
Второй вид – отдельные туристические услуги, к которым можно отнести транспортные услуги, услуги размещения, услуги по оформлению загранпаспортов, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и много другое.
Третий вид – товары туристического назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители и т.д.), которые необходимы туристу и путешественнику в стране пребывания.
Разработка туристического продукта – сложный и многоступенчатый процесс, который включает:
- маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем,
- предполагаемый потребительский спрос,
- направление выезда,
- конъюнктуру туристического рынка,
- оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение турпродукта.
Продвижение туристского продукта –
1) «комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое» (закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 г., Приложение № 7);
2) стимулирование сбыта туристского продукта, комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта, предназначенный для получения поддержки торгового посредника и повышения эффективности его усилий, включающий скидки, компенсации, совместное рекламирование, торговые выставки и т.д. Продвижение туристского продуктасостоит в комплектации туристских услуг в туристский продукт (через туроператора) и доведении через систему дистрибьюции (через турагентства) конечному потребителю, т.е. это процесс достаточно сложный, не прямой, часто не предусматривающий непосредственной связи изготовителя и конечного потребителя турпродукта.
Анализируя имеющиеся данные о возможных предпочтениях и доходах покупателя, предлагаемых затратах турорганизатора на разработку турпродукта, можно оценить целесообразность и экономическую эффективность его разработки и определить туристское предложение.
Туристское предложение – это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы.
К туристскому предложению относится все, что может быть использовано для удовлетворения туристского спроса и охватывает очень разнообразные элементы. Оно состоит из первичного и производного предложений (рис. 1.1).
Первичное предложение | Производное предложение | ||
Природные ресурсы | Туристская инфраструктура | Туристская супраструктура | |
Социально-культурные факторы | Обусловленная развитием туризма | Собственно туристская | Гостиницы, предприятия питания |
Общая инфраструктура | Транспортные средства | ||
Сооружения для размещения туристов | |||
Сооружения для оказания посреднических услуг |
Рис. 1.1. Составляющие туристского предложения
Основой туристского предложения является туристский регион. Туристский регион – это географическая территория (место, регион), которую турист выбирает с целью путешествия.