Исследование производственного потенциала
Задачей управленческого обследования сильных и слабых сторон предприятия является выявление той информации о потенциале, которая действительно характеризует опасности и возможности, скрытые внутри предприятия.
Результаты исследования производственного потенциала заносятся в таблицу 3. Для проведения анализа необходимо представить себе исследуемое предприятие, и дополнить имеющиеся данные теми, которые позволят ответить на указанные вопросы. Дополнительные данные не должны быть противоречивыми и должны соответствовать исходной ситуации.
Таблица 3 - Исследование производственного потенциала
Ключевые вопросы | Ответы | Причины угроз или рекомендаций по возможностям |
Можем ли мы производить нашу продукцию по более низкой цене, чем конкуренты? | Да | Наличие резервов производства – возможность экономного использования производственных ресурсов. |
Зависим ли мы от единственного поставщика? | Нет | Возможность приобретения сырья по более выгодным ценам. |
Является ли наше оборудование современным и хорошо ли оно обслуживается? | Да | Современное оборудование – возможности выпуска качественной продукции. Для выпуска новой продукции квалификация части рабочих недостаточна, что является угрозой. Оборудование может использоваться эффективнее – возможности, может быть сдано в аренду – возможности. |
Существует ли механизм контроля поступающего сырья и выпускаемой продукции? | Да | Существующая система контроля позволяет выпускать продукцию высокого качества – возможности. |
Подвергается ли наша продукция сезонным колебаниям спроса? | Да | Колебание спроса на продукцию, выпускаемую смежниками, является угрозой. |
Можем ли мы обслуживать те рынки, которые не будут обслуживать наши конкуренты? | Да | Резервы роста объемов производства – возможности. |
Насколько эффективно спланирован процесс производства? Может ли он быть улучшен? | Да | Необходимо совершенствование системы разработки производственных планов с учетом имеющихся резервов. |
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами
Чтобы провести анализ обеспеченности трудовыми ресурсами, необходимо ответить на приведенные далее вопросы:
- Обеспечено ли предприятие рабочей силой?
- Соответствует ли квалификация рабочих, технического персонала, руководящих работников требованиям производства?
- Какова компетентность и подготовка руководства предприятием?
- Имеется ли эффективная система вознаграждения за результаты труда?
- Имеется ли необходимость привлечения со стороны на контрактной основе специалистов, необходимых для внедрения новых технологических процессов, новой продукции, нового оборудования, осуществления новых видов деятельности?
При формулировке выводов следует перечислить те проблемы, которые выявлены.
Например
Оценка исходных данных, анализ угроз и возможностей со стороны внешней среды и внутри предприятия позволяют сделать следующие выводы, характеризующие проблемную ситуацию:
· снижается объем реализации продукции;
· снижается прибыль;
· ухудшилось финансовое положение предприятия;
· имеются перспективы увеличения объема производства;
· имеется угроза прекращения выпуска продукции в связи с падением спроса на продукцию смежников;
· имеются конкуренты, выпускающие аналогичную продукцию;
· есть предложения по использованию свободных производственных мощностей;
· необходимо повышение квалификации рабочих;
· необходимы исследования рынка для изучения спроса на продукцию;
· необходимо повышение квалификации работников службы сбыта;
· необходимы мероприятия, направленные на увеличение объема продаж;
· необходимы меры, обеспечивающие рост прибыли.
Перечисленное выше, позволяет сформулировать основные проблемы, которые требуют решения.
1. Снижение прибыли.
2. Снижение объема реализации.
3. Неполная загрузка производственных мощностей.
4. Повышение качества продукции.
5. Улучшение работы службы сбыта.
6. Проведение исследования рынка.
7. Повышение квалификации рабочих.
Разработка и оценка альтернативных решений
Выявленных проблем
Каждая из выше перечисленных проблем имеет одно или несколько решений. Например, проблема «Снижение объема реализации» может иметь следующие решения:
- снижение цены на продукцию;
- расширение ассортимента;
- улучшение организации труда и управления;
- повышение качества продукции и т.д.
Решение любой из проблем должно быть направлено на достижение главной цели предприятия. Как известно, любое действующее предприятие, в конечном счете, стремится к достижению максимальной или гарантированной прибыли.
В некоторых случаях может сложиться впечатление, что проблема не имеет решения. Тогда следует уточнить, что исключает решение. Скорей всего такой причиной является несоответствие имеющихся у предприятия возможностей установленным и, возможно, завышенным целям.
Выход из такого положения – это поиск путей расширения возможностей предприятия, т.е. решение проблемы, или – корректировка завышенной цели.
Формулировка целей
Выбор цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческого решения. В соответствии с выбранной целью формируются планы действий организации, прогнозы, ее стратегия и тактика, оцениваются результаты принятых решений.
Непосредственное влияние на выбор цели оказывает определение приоритетов, которых придерживается организация, ее руководители. Приоритеты позволяют выявить те направления деятельности, которые на предприятии в данный момент считают наиболее важными и которые стремятся реализовать в первую очередь.
Цели могут быть траекторные и точечные. Траекторные, или, как еще их называют, качественные, направляющие, определяют общее направление, в котором должно измениться состояние управляемого объекта. Например, цель «увеличение прибыли» – лишь направление, в котором предприятие стремится изменить прибыль. Точечные или количественные цели формулируются управленческими работниками предприятия как стремление достичь вполне определенного результата. Например, обеспечить прибыль в размере 50 млн. руб.
При выполнении данной работы могут формулироваться как качественные, так и количественные цели.
Обычно формулируется генеральная цель предприятия, затем подцели более низких уровней, выполнение которых необходимо обеспечить для достижения генеральной цели. В зависимости от проблемной ситуации каждому уровню, начиная с высшего уровня, могут принадлежать несколько целей.
Построение дерева решений
Для того чтобы разрешить выявленные проблемы, необходимо построить «дерево целей (решений)». « Дерево целей» представляет собой модель системы целей, в которой цели более низкого уровня в совокупности определяют возможность достижения цели более высокого уровня. «Дерево целей» может быть представлено графически, что рекомендуется сделать для большей наглядности, или может быть записано в виде последовательности формулировок с соответствующей системой нумерации. В данной работе дерево целей обязательно должно быть представлено в виде последовательной записи всех пронумерованных целей, определенных для каждого уровня.
При этом должен соблюдаться принцип соподчиненности целей по уровням в зависимости от последовательности их достижения. Подцели различных уровней дерева называют также путями соответствующих уровней. При движении от наиболее высокого уровня к более низкому уровню цели все более дифференцируются и конкретизируются, приобретая на самом низком уровне характер конкретных задач (технических, технологических, экономических) или организационных мероприятий.
В наиболее общем виде все цели (пути) могут быть распределены по уровням в соответствии с табл. 5.
Таблица 5
Основные уровни и характер целей
Уровень | Характер целей |
Общая (генеральная цель) | |
Важнейшие подцели | |
Наиболее эффективные подходы к достижению важнейших целей | |
Укрупненные целевые решения, направление исследований | |
Нерешенные технические и др. задачи, организационные мероприятия. |
В расчетной работе должны быть сформулированы подцели не менее чем 4-х уровней. Для некоторых проблем число подцелей может быть меньше. В этом случае характер подцелей может соответствовать ниже стоящему уровню. Дерево целей для решения проблем предприятия в рассматриваемом ранее примере будет иметь следующий вид:
Генеральная цель – обеспечение гарантированного размера прибыли.
Пути 1 уровня:
1. Увеличение объема реализации деталей.
2. Загрузка неиспользованных производственных мощностей.
Пути 2 уровня:
1.1. Повышение качества продукции.
1.2. Улучшение работы службы сбыта.
1.3. Изучение спроса на продукцию.
2.1. Расширение ассортимента продукции.
2.2. Сдача оборудования в аренду.
2.3. Использование оборудования на кооперативных началах.
Пути 3 уровня:
1.1.1. Улучшение работы оборудования.
1.1.2. Входной контроль сырья.
1.1.3. Повышение квалификации рабочих.
1.1.4. Повышение уровня организации труда и управления.
1.1.5. Улучшение условий труда.
1.2.1. Повышение квалификации работников службы сбыта.
1.2.2. Создание группы маркетинга.
1.3.1. Изучение опыта организации сбыта на предприятиях-конкурентах.
1.3.2. Изучение возможностей расширения рынка сбыта продукции.
1.3.3. Определение возможностей снижения цены на продукцию.
1.3.4. Проведение рекламной кампании.
2.1.1. Изучение технологии изготовления новой продукции.
2.1.2. Изучение возможностей действующего оборудования по выпуску новой продукции.
2.1.3. Изучение рынка поставщиков сырья для новой продукции.
2.1.4. Повышение квалификации рабочих.
2.2.1. Изучение возможности сдачи оборудования в аренду.
2.2.2. Определение условий гарантированного эффекта аренды оборудования.
2.3.1. Изучение возможности работы на кооперативных началах.
2.3.2. Определение условий гарантированного эффекта кооперации.
Пути 4 уровня
1.3.3.1.Установление возможностей снижения цен на сырье.
1.3.3.2.Установление возможностей снижения затрат на содержание и эксплуатацию оборудования.
и т.д.