Тема 2. Разновидности кризисов. Особенности и виды кризисов, причины их возникновения.
Основные теории и направления в определении причин экономических кризисов.
1. Теория Д.М.Кейнса
Причиной экономических кризисов является диспропорциональность между спросом и предложением, переодически возникающие неравновесие под воздействием внутренних и внешних факторов. Кейнс сделал важный вывод, что государство должно играть главную роль в управлении равновесием между спросом и предложением.
2. Психологическая теория кризисов. Шумпетер.
Причиной кризисов он считал определенный психологический настрой свойственный предпринимателям в каждой фазе экономического цикла, формирующий отношение к инвестициям. Паника и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложения, а подъем экономики стимулирует вложение капитала.
3. Концепция "мультипликационно-акселерационного механизма"
Мультипликатор - множитель
Акселератор - ускоритель
Сущность: Увеличение автономных расходов приводит к повышению национальных доходов. Изменение спроса в сторону увеличения приводит к ускорению роста капиталовложений в производство средств, снижение роста ведет к снижению инвестиций.
4. Концепция "равновесного делового цикла"
Государство смешивается в экономикуи является своеобразным генератором "денежных шоков", выводит хозяйственную систему из состояния равновесия
5. Концепция "политического делового цикла"
Базируется на том, что зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции определяется кривой Филлипса: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены.
Задание. 1.Сущность и концепция АУ
2. Понятие кризис. Основные теории.
3. Функции кризиса. Экономические циклы развития.
4. Основные причины кризисов. Причины экон.кризисов.
Олбан Филлипс 1958г открыл теорию. 1873-1958г В результате изучения истории кризисов Англии установил корреляционную зависимость уровня безработных от прироста денежной з/пл.
Рис.1
Темпы инфляции и уровень безработицы являются главными экономическими показателями, на которые реагирует население, следовательно от их состояние зависит популярность правящей партии. Эта концепция, согласно которой правящая партия использует манипулирование ценами занятостью в целях предвыборной борьбы, провоцируя кризисные явления в области экономики в зависимости от цикла политической борьбы. С приходом к власти правительство старается снизить темпы роста цен путем искусственного провоцирования кризиса в области занятости, а к концу правления наоборот поднимает уровень занятости, который вызывает рост цен, повышение инфляции, но расчет делается на то, что к выборам уровень занятости поднимется, а инфляция не успеет набрать полные силы.
Признаки кризиса. Распознавание и разрешение
Опасность кризиса существует всегда, поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.
Признаки или характеристики кризиса позволяют дать оценку кризисным ситуациям и разработать адекватные управленческие воздействия.
Параметры оценки кризисов:
- Масштабность
- Проблематика
- Острота кризиса
- Причины кризиса
- Область развития, охвата
- Стадия, фаза проявления кризиса
- Возможные последствия
Соц.эк система является саморегулир.системой, в ней действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Чтобы восстановить эту систему необходимо знать ее тенденции поведения и развития, а так же характеристики и признаки состояния наступления определенных фаз.
Тема 3. Кризисы в развитии организации.
Сущность и виды кризисов в организации
Кризис организации - это незапланированный, нежелательный, ограниченный по времени процесс, который ставит под угрозу существование самой организации и выходом из которого может быть либо успешное преодоление кризиса или выход организации на новую ступень развития, либо ликвидация организации.
Математическая модель переходного периода
Av=dA/dt
Классическая
Этапы:
1. Рождение. Риск, целеустремленность, директивный метод руководства
2. Детство. Опасный период, неудачи, выживает 20-30%, некомпетентность и неопытность руководства. Гл.задача это быстрый успех, не просто выживание, но и развитие.
3. Отрочество. Организация заменяет риск, стремление к успеху, первые шаги планирования, разработки бюджетов, прогнозов, повышение компетентности руководства. Однако рост идет рывками
4. Ранняя зрелость. Экспансия, дифференциация, возможно диверсификация, делегирование полномочий, организация экспертизы, обучения и развития. Начало проявления к бюрократизма - борьбы за власть.
5. Расцвет сил. Сбалансированный рост, стабильность, инновации, совершенствование всех частей и децентрализация. Разработка новой продукции, технологий, освоение новых рынков сбыта, ускорение темпов роста, высокий уровень квалификации руководства, переоценка своих успехов.
6. Полная зрелость. Не смотря на высокий доход темпы роста замедляются, царит всеобщее благодушие, организация отклоняется от первоначальных целей, руководство компетентное, но не ответственное, игнорирует слабости.
7. Старение. Бюрократическая волокита, необоснованная стратегия, неэффективная система мотивации, закрытость к новым идеям, давление конкурентов, организация постепенно распадается, она вынуждена либо принять жестокую систему обновления либо погибнуть.
8. Обновление.
Модель Ларри Грейнера.
Это классическая модель. Разработана в 70х годах прошлого века.
Этапы ЖЦО: творчество, централизация, делегирование, координация и сотрудничество
Стадии
1. Рост через креативность. Мощный уровень креативного драйва у руководства, быстрый рост из-за чего руководитель теряет прямой контроль над деятельностью своих подчиненных. Кроме идеи требуется профессиональное руководство.
2. Рост через директивное руководство. Создается организационная структура управления, где прописываются основные функции и зоны ответственности. Вводится система поощрения, наказания и контроля. Функциональная структура, основанная на жесткой позиции не дает свободы действий для нижних уровней управления. Выход - требуется свобода и делегирование полномочий.
3. Рост через делегирование полномочий. Общий рост, власть делегируется руководителям различных отделов для проникновения на новые рынки и развитие новых продуктов. Появляется новая система мотивации. Руководители высшего звена сосредотачиваются на стратегическом развитии и постепенно теряют контроль над разросшейся и усложнившейся организацией. Наступает кризис контроля и загруженность работы нижних уровней. Необходима координация между уровнями
4. Рост через координацию. Создаются продуктовые группы, вводится сложная система распределения инвестиций между бизнес единицами. Постепенно предприятие сталкивается с проблемой слишком сложной системой планирования и распределения денег, а так же контроля. Реакция на изменение рынка замедляется, что вызывает падение уровня организационной эффективности. Предприятие впадает в кризис. Выход - нахождение новых путей сотрудничества
5. Рост через сотрудничество. Организация осознает бюрократизм системы управления и организационной структуры. Начинает постепенно повышать ее гибкость, приглашаются консультанты, поощряются новые идеи, изучается опыт передовых предприятий и через сотрудничество с ними пытаются выйти из кризисного положения.
Модель Ицхака Адизеса
Один из известнейших экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности путем внесения координальных изменений. Является основателем и директором института Адизеса. Его книга "Жизненные циклы компании: как рождается и умирает компания и что с ними делать"1988 год признана классикой теории менеджмента и отмечена как одна из лучших книг о бизнесе.
Развивая идеи Л.Грейнера Адизес предположил, что динамика организационного развития носит циклический характер и это заложил в основу теории ЖЦО. Согласно его модели в жизни предприятия можно выделить 10 закономерных и последовательных этапов.
1. Выхаживание. Компании еще нет, но есть идеи.
2. Младенчество.
3. Детство (давай, давай)
4. Юность
5. Расцвет
6. Стабилизация
7. Аристократизм. Компания владеет значительными средствами, которые расходуются на обустройство собственной деятельности и укрепление контроля. Появляются негласные, формальные правила, связанные в первую очередь со стилем одежды и другими традициями. Компания старается быть инновационной и генерировать новые продукты и идеи.
8. Ранняя бюрократизация. Компания больше сосредотачивается на внутренних проблемах, слабеет склонность к повышению эффективности, к поиску инновационных путей развития, поддерживается сложная система контроля, которая требует от сотрудников соблюдения набора правил и процедур,но не эффективного труда.
9. Поздняя бюрократизация. Недостатки усиливаются и в конечном итоге приводят к смерти
10. Смерть
Модель Адизеса позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций на ранних стадиях.
Основные понятия
Несостоятельность (банкротство) - это признанное арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Должник- это гражданин, в т.ч индивидуальный предприниматель или юр.лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по этим жп обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим ФЗ.
Денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ, бюджетным законодательством РФ основанием.
Ст 3. Признаки банкротства
1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Достоинства данного метода
l Простота
l Наглядность
l Доступность
Все данные можно получить из бух.отчетности предприятия
Один из недостатков -- субъективность, так как финансовый менеджер должен, основываясь на своей интуиции и знаниях, оценить сложившуюся ситуацию и принять соответствующее решение. Кроме того, существуют большие сложности при принятии решения в условиях многокритериальной задачи. Многие из этих показателей не являются финансовыми и не могут быть точно рассчитаны количественно. Кроме бухгалтерской информации для анализа требуются также дополнительные сведения из других источников. Тем не менее, учет и анализ данных показателей в практике прогнозирования банкротства имеет очень важное значение.
Ктл = тек.активы/фин.обяз-ва(краткосрочные)
Косс = сумма собственных оборотных средств / сумму всех запасов + затраты на их содержание.
Иногда предприятие может оказаться неплатежеспособным по вине государства.
Государственная задолженность - неисполненные в срок обязательства полномочным органом гос.власти или субъектом РФ при оплате заказа, размещенного на данном предприятии и являющегося для него обязательным для исполнения.
В этом случае оценка коэф.текущей ликвидности основывается на предположении, что государство свревременно оплатит задолженность.
Ттл(скоррект) = ТА - ГЗ/ ТО - ГЗ - Z
ТА - текущие активы
ГЗ - государственная задолженность
ТО - текущие обязательства
Z - коэф. Сумма платежей по обслуж.задолженности государства перед предприятиями.
Анализ финансовых потоков
1) Основан на анализе следующих групп показателей
1. показатели поступления средств
2.показатели расходов
3. показатели сальдо
4. наличие средств на счете
САЛЬДО = ПОСТУПЛЕНИЯ - РАСХОДЫ
наличие средств
Если наличие средств - отрицательный показатель - это сигнализирует о возможном появлении долгов, что может привести к банкротству.
2) Связан с нерац.использованием заемных средств. Когда размер полученных заемных средств меньше или равен возвращ.заемным средствам.
Тема 2. Разновидности кризисов. Особенности и виды кризисов, причины их возникновения.
1. Причины и последствия кризисов.
1.1 Основные подходы к причинам возникновения кризиса
Первый кризис в 1825 году в Англии. Произошло более 20.
Причины кризисов признаны многообразными и взаимосвязанными. Существует несколько теорий, подходов к причинам их возникновения.
1. Теория катастроф (Т. Постан, И.Стюарт, В.Арнольд)
В основе кризисов лежат природные и социальные катастрофы: глобальные изменения в окруж.среде, политический кризис в государстве, радикальные изменения в законодательстве, резкие изменения валютного курса. Осн.причина - неожиданные и не предвиденные события.
2. Теория циклов (К.Маркс, А.Чижевский, Кондратьев, Т.Мальтус)
С точки зрения этой теории кризис это закономерный этап в циклическом развитии экономической системы. К.Маркс - осн.причина периодических кризисов капиталистического общества заключается в самой природе капитализма, а именно в противоречии между наемными работниками и собственниками средств производства.
3. Инновационная теория. (Шумпетер)Осн.причинами является недостаточное количество нововведений или несвоевременность их внедрения. К кризису можно так же отнести и избыточное количество нововведений, но при запазд.росте квалификации персонала.
4. Монетарная теория. Монетарная теория экономических циклов рассматривает кризисы как следствие нарушения функционирования денежной сферы: нарушение равновесия между денежным спросом и его предложением.
1.2 Основные причины кризисов.
В экономической науке различают след. причины кризисов:
1. Объективные причины - связаны с циклическими потребностями, модернизацией, реструктуризацией экономической системы.
2. Субъективные причины - отражает ошибки в управлении
3. Внешние - связаны с тенденциями макроэкономического развития
4. Внутренние - связаны с внутриорганизационными проблемами в стране, регионе, на предприятии: рискованные стратегии маркетинга, внутренние конфликты, недостатки организации произв., несовершенства управления, инновационной и инвестиционной политики.
5. Природные, обусловленные особенностями климата, экстремальными природно-климатическими условиями, землетрясениями, цунами и т.д.
6. Случайные кризисы - в результате случайных явлений, процессов
7. Закономерные - регулярно повторяющиеся, устойчивые и прогнозируемые.
В понимание кризиса большое значение имеет не только причины, но и последствия.
Последствия:
- обновление или разрушение экон.системы, предприятия
- обострение или ослабление кризиса
- оздоровление системы или возникновение нового кризиса
- преобразование или сохранение системы
- качественные или количественные изменения
- долгосрочные или краткосрочные изменения
- обратимые или необратимые изменения
- резкие изменения или мягкий выход из кризиса
Вывод: опасность кризисов существует всегда, ее необходимо предвидеть и прогнозировать. Антикризисное управление существует для того, чтобы по возможности избежать кризиса, предупредить его появление, а если это невозможно ограничить его развитие и смягчить последствия.
1.3 Причины экономических кризисов
Хронология кризисов показывает, что за 2 столетия мироая экономика потерпела более 20 мировых кризисов
1825год - Англия
1836г - Англия, США
1847г - все страны Европы, Лат.Америка
1873г -1878г - все страны
1900 - 1903гг
1907г
1914г - Европа, США
1929 - 1933гг. охватил весь капиталистический мир. Объем промышленного производства сократился на 46%. Выплавка стали на 62%, добыча угля на 31%, судостроение на 83%, внешнеторговый оборот на 67%, число безработных достигло в 32 развитых странах 30 млн.человек. Реальные доходы населения сократились на 58%.
1937г
1957-1958 гг США, Япония, Англия, Франция, Канада, Швеция, Финляндия и др.
1973 - 1975 гг война между Израилем, Египтом,Сирией. Страны ОПЕК.
1997г - Азиатский кризис. В результате девольвации национальных валют. Уход иностранных инвесторов из юго-восточной Азии.
1998г - Россия. Огромный гос.долг, низкие мировые цены нв углеводородное сырье, пирамида государственных краткосрочных облигаций.
Последствия: курс рубля упал. Август 1998 г - обвал рубля. С 6 до 21 рубля.
2008г финансовый кризис.
Экономисты в целом согласны, что материальной основой экономического кризиса является обновление основного капитала в основе всех кризисов лежит НТП и связанная с ним необходимость обновления материальной основы. У К.Маркса была своя система взглядов не только на причину, но и на саму природу цикличности. Он считал основной причиной всех кризисов это противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов. Причина цикличности лежит в самой природе рыночного хозяйства.