Классификация методов прогнозирования. Характеристика фактографических и экспертных методов прогнозирования, их особенности, области применения.
Прогнозирование -- это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в отношении будущего в целях его определения. В результате этого получают картину будущего, которую можно использовать как основу при планировании. Прогноз в управлении представляет собой технологию разработки моделей развития управляемого объекта. Показатели прогноза (числовые характеристики объекта, объемы и сроки работ и т. п.) имеют вероятностную природу. На основе прогнозов осуществляется предвидение и принимаются управленческие решения. Цель прогнозирования -- получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения) управляемого объекта (показателей его состояния) во времени и пространстве.
Количественные методы
Количественные методы (приемы) базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную деятельность объекта управления. Примеры этих методов анализ временных рядов, каузальное (причинно-следственное) моделирование.
Прогнозный граф и «дерево решений»
Область применения. Структурное прогнозирование: нахождение решения проблемы при сохранении функций, но с изменением структуры объекта.
Предназначение, решаемые задачи. Прогнозирование развития объекта в целом. Формулирование сценария достижения прогнозируемой цели, уровня цели, критерия и весов, ранжированных вершин.
Прогнозирование по аналогии
Область применения. Разрешение ситуаций, привычных для лиц, принимающих решения.
Предназначение, решаемые задачи. Решение ситуационных управленческих задач.
Особенности применения. Использование метода при наличии аналогов объектов, процессов. Применение метода требует специальных навыков.
При решении задач прогнозирования и принятии решений существенной проблемой является количество и качество требуемой информации. Ниже приведены несколько методов (приемов и способов), позволяющих лицам, принимающим решения, с минимальными материальными и организационными затратами наполнять информационную базу данных. Существуют различные методы получения информации:
Метод структурно-морфологический
Предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т. п.), что позволяет обоснованно формулировать стратегию научно-технического прогресса предприятия.
Метод определения публикационной активности
Поток документов, относящихся к различным областям знаний, цикличен. Отслеживая циклы, можно определить состояние разработки какой-то проблемы в стране, на предприятиях и принять меры по коррекции стратегий научно-технического прогресса в своей организации.
Метод выявления группы патентных документов
Любая организация, как правило, патентует только те идеи, которые имеют практическую значимость для ее развития и бизнеса. Изучая патенты-аналоги ведущих фирм, можно выявить направленность их деятельности и уровень решения ими интересующей вас проблемы.
Метод показателей
Каждая техническая система характеризуется набором показателей, которые совершенствуются, что отражается в документах. Анализируя динамику изменения характеристик показателей этой системы, можно сделать вывод о тенденции ее развития.
Метод терминологического и лексического анализа
При развитии различных областей знаний происходит естественная смена терминологического аппарата. Лексический анализ текстов позволяет обнаружить на раннем этапе зарождение принципиальных инноваций и спрогнозировать действия своей организации.
Качественные методы
Качественные методы основаны на экспертных оценках специалистов в области принимаемых решений, например методы экспертных оценок, мнение жюри (усреднение мнений экспертов в релевантных сферах), модели ожидания потребителя (опрос клиентов).
Экспертные методы
Область применения: экономическая конъюнктура; решение проблем научно-технического прогресса; развитие объектов большой сложности.
Предназначены для решения задач объекта, развитие которого не поддается предметному описанию, математической формализации; в условиях отсутствия достоверной статистики относительно объекта управления; в условиях большой неопределенности; при отсутствии ЭВМ или в экстремальных ситуациях.
Особенности применения: производится по экспертным оценкам 7-9 специалистов; вырабатывается коллективное мнение группы экспертов; требуется много времени для опроса и обработки данных.
Мнение жюри
Этот метод прогнозирования заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Например, для прогнозирования рентабельности производства новой модели компьютера фирма «Контрол Дейта» может снабдить имеющейся основной информацией своих менеджеров отделов производства, маркетинга и финансов и попросить их высказать мнение о возможном сбыте и его пределах. Неформальной разновидностью этого метода является «мозговой штурм», во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке. Это может отнимать много времени, но зачастую дает полезные результаты, особенно когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив.
Совокупное мнение сбытовиков
Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количественную модель. Кроме того, хороший торговый агент на определенном временном отрезке зачастую «чувствует» рынок по сути дела точнее, чем количественные модели.
Модель ожидания потребителя
Как можно судить по названию, модель ожидания потребителя является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования. Собрав все полученные таким путем данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из собственного опыта, руководитель зачастую оказывается в состоянии точно предсказать совокупный спрос.
Фактографический метод
Исходная информация об объекте прогнозирования может быть:
фактографической, полученной из источника, содержащего фактические данные, необходимые для решения задачи прогноза (например, данные бухгалтерского отчета и т. п.), включая опережающую информацию (научную и техническую информацию, опережающую реализацию новшеств в общественной практике; сюда относятся: заявки на изобретения и открытия, авторские свидетельства, патенты и т. п.);
экспертной, содержащей экспертные оценки.
Фактографический метод прогнозирования – это метод, базирующийся на фактографической информации. Основные фактографические методы, используемые в социальном и экономическом прогнозировании, а также краткие характеристики этих методов приведены в табл. 2.
№ п/п | Метод | Краткая характеристика метода |
1. | Авторегрессионный | Метод прогнозирования стационарных случайных процессов, основанный на анализе и использовании связей значений динамического ряда с фиксированными временными интервалами между ними |
2. | Гармонических весов | Экстраполяция скользящего тренда, аппроксимируемого отрезками линии с взвешиванием точек этой линии при помощи гармонических весов |
3. | Группового учета аргументов | Кусочная аппроксимация исходного динамического ряда с оптимизацией вида и параметров прогнозирующей функции |
4. | Интерполяции (прогнозной) | Математическая интерполяция, при которой выбор аппроксимирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования |
5. | Исторической аналогии | Установление и использование аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии |
6. | Математической аналогии | Установление аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием более изученного математического описания одного из них для разработки прогнозов другого |
7. | Опережающей информации | Использование свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений в общественной практике |
8. | Патентный | Оценка (по принятой системе критериев) изобретений и открытий и исследование их динамики |
9. | Прогнозирования по функции с гибкой структурой | Использование экстраполирующей функции, вид и параметры которой подбираются в процессе ретроспективного анализа исходного динамического ряда из некоторого множества возможных функций |
10. | Публикационный | Оценка публикаций об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследование динамики их опубликования |
11. | Регрессионный | Анализ и использование устойчивых статистических связей между совокупностью переменных-аргументов и прогнозируемой переменной-функцией |
12. | Статистический | Построение и анализ динамических рядов характеристик объекта прогнозирования и их статистических взаимосвязей |
13. | Факторный | Обработка многомерных массивов информации об объекте в динамике с использованием аппарата факторного статистического анализа или его разновидностей |
14. | Цепей Маркова | Анализ и использование вероятностей перехода объекта прогнозирования из одного состояния в другое |
15. | Цитатно-индексный | Оценка (по принятой системе критериев) и анализ динамики цитирования авторов публикаций об объекте прогнозирования |
16. | Экспоненциального сглаживания | Построение экстраполирующей функции с использованием экспоненциального убывания весов ее коэффициентов |
17. | Экстраполяции | Математическая экстраполяция, при которой выбор аппроксимирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования |
Аппроксимация (от лат. approximo – приближаюсь) – замена одних математических объектов (например, чисел или функций) другими, более простыми и в том или ином смысле близкими к исходным (например, кривых линий близкими к ним ломаными).
Динамический ряд – временная последовательность ретроспективных и перспективных значений переменной объекта прогнозирования.
Индексы – в статистике относительные величины, количественно характеризующие динамику совокупности, состоящей из непосредственно несоизмеримых единиц, или части такой совокупности (например, общий индекс оптовых цен всех товаров и групповые индексы цен продовольственных и непродовольственных товаров или промышленных и сельскохозяйственных товаров и т. д.).
Интерполяция (от лат. interpolatio – изменение, переделка) – в математике и статистике отыскание промежуточных значений величины по некоторым ее значениям.
Оптимизация – 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных; 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.
Параметр – величина, характеризующая какое-либо основное свойство процесса, явления или системы, машины, прибора.
Регрессионный анализ – раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости величин по статистическим данным.
Регрессия – в теории вероятностей и математической статистике зависимость среднего значения какой-либо величины от некоторой другой величины или от нескольких величин.
Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.
Экстраполяция – в статистике распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период (экстраполяция во времени применяется для перспективных расчетов населения); распространение выборочных данных на другую часть совокупности, не подвергнутую наблюдению (экстраполяция в пространстве). Методы экстраполяции во многом схожи с интерполяцией.
Экспертных оценок
Эксперт – квалифицированный специалист, привлекаемый для формирования оценок относительно объекта прогнозирования. Экспертная группа – коллектив экспертов, сформированный по определенным правилам. Суждение эксперта или экспертной группы относительно поставленной задачи прогноза называется экспертной оценкой; в первом случае используется термин «индивидуальная экспертная (прогнозная) оценка», а во втором – «коллективная экспертная (прогнозная) оценка». Способность эксперта создавать на базе профессиональных знаний, интуиции и опыта достоверные оценки относительно объекта прогнозирования характеризует его компетентность. Последняя имеет количественную меру, называемую коэффициентом компетентности. То же справедливо и в отношении экспертной группы: компетентность экспертной группы – это ее способность создавать достоверные оценки относительно объекта прогнозирования, адекватные мнению генеральной совокупности экспертов; количественная мера компетентности экспертной группы определяется на основе обобщения коэффициентов компетентности отдельных экспертов, входящих в группу.
Экспертный метод прогнозирования – метод прогнозирования, базирующийся на экспертной информации. В теоретическом аспекте правомерность использования экспертного метода подтверждается тем, что методологически правильно полученные экспертные суждения удовлетворяют двум общепринятым в науке критериям достоверности любого нового знания: точности и воспроизводимости результата. В табл. 3 даны наименования и краткие характеристики основных экспертных методов, используемых при разработке социально-экономических прогнозов.
МЕТОД | КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА |
Дельфийский | Выявление согласованной оценки экспертной группы путем независимого анонимного опроса экспертов в несколько туров, предусматривающего сообщение экспертам результатов предыдущего тура |
Индивидуальной экспертной оценки | Использование в качестве источника информации оценки одного эксперта |
Интервью | Метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе прогнозиста с экспертом по схеме «вопрос-ответ» |
Коллективной генерации идей | Основан на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного определенными правилами: 1) запрещением оценки выдвигаемых идей; 2) ограничением времени одного выступления с допущением многократных выступлений одного участника; 3) приоритетом выступления эксперта, развивающего предыдущую идею; 4) оценкой выдвинутых идей на последующих этапах; 5) фиксацией всех выдвинутых идей. На основе метода коллективной генерации идей разработаны методы управляемой генерации идей деструктивной отнесенной оценки, стимулированного наблюдения и др. |
Коллективной экспертной оценки | Выявление обобщенной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных независимых оценок, вынесенных экспертами, входящими в группу |
Матричный | Матричная интерпретация экспертных оценок связей отдельных аспектов |
Морфологической матрицы | Матричный метод прогнозирования, использующий морфологический метод |
Морфолигический | Выявление структуры объекта прогнозирования и оценка возможных значений ее элементов с последующим перебором и оценкой вариантов сочетаний этих значений |
Построения прогнозного сценария | Установление последовательностей состояний объекта прогнозирования при различных прогнозах фона |
Эвристического прогнозирования | Построение и последующее усечение дерева поиска экспертной оценки с использованием эвристических приемов и логического анализа прогнозной модели |
Экспертных комиссий | Объединение в единый документ разработанных соответствующими экспертными группами оценок прогнозов по отдельным аспектам объекта |
39. Процесс планирования, его основные этапы. Планирование как информационный процесс. Структура цикла подготовки плановых решений.
Планирование деятельности предприятия осуществляется в несколько этапов:
постановка целей предприятия на перспективу;
определение задач планирования;
разработка планов действий для достижения поставленных целей и выполнения задач. На данном этапе устанавливаются критерии оценки выполнения плановых заданий;
определение направлений, обеспечивающих ориентацию на достижение запланированного результата;
выделение процедур и норм, регламентирующих деятельность, направленную на выполнение планов.
Модель планирования отражает содержание планирования как функции управления. Здесь учитываются все составляющие, которые взаимосвязаны между собой, и внешние факторы, влияющие на процесс. Блоки и модели планирования характеризуют основные этапы процесса. Модель процесса планирования подразделяется на следующие блоки:
блок целей;
блок задач;
блок планов;
блок стандартов и критериев;
блок общих направлений;
блок правил и норм;
блок оперативного планирования.
Блок целей отражает разработку на предприятии целей, т. е. основополагающего направления деятельности предприятия, определение конечного результата.
Блок задач характеризует выделение задач, решение которых максимально приближает предприятие к поставленной цели.
Блок планов предполагает формирование детального отражения всех действий и мероприятий, учитывая выделение необходимых для этого ресурсов, для качественного и своевременного выполнения поставленных задач и целей.
Блок стандартов и критериев необходим для группировки задач предприятия по определенным характеристикам, позволяющим наиболее успешно выполнить мероприятия и действия по достижению цели предприятия. Для каждого структурного подразделения устанавливаются собственные рамки (в количественном, качественном и стоимостном выражении) выполнения работ, которые служат в качестве ограничителей их деятельности. Кроме вышеописанного подхода, применяется также другой, используемый на предприятиях, где структурные подразделения не связаны между собой единым производственным процессом. В основном это крупные компании. Приданном подходе для всех структурных подразделений устанавливается лишь общий критерий прибыльности деятельности.
Блок общих направлений предполагает разработку единой политики выполнения плановых заданий, что улучшает координацию подразделений в их деятельности.
Блок правил и норм предусматривает контроль реализации действий по достижению целей и выполнению задач согласно установленным правилам и нормам, а также по согласованной процедуре.
Блок оперативного планирования подразумевает осуществление быстрого вмешательства в процесс планирования в случае каких-либо нарушений и изменений, влияющих на результат деятельности. Этот блок обеспечивает постоянность процесса планирования, его непрерывность и контроль.
40. Бизнес – план предприятия (мероприятия) его роль, место и задачи во внутрифирменном планировании. Этапы разработки, структура и содержание основных разделов бизнес – плана.
Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.
Он составляется при постановке научных исследований и опытно-конструкторских разработках новых изделий, товаров, продуктов, услуг (в дальнейшем НТ), проектировании строительства новых объектов, создании новых предприятий, производств, торговых точек, объектов сервисного обслуживания и т.п. и для организации деятельности действующих предприятий различных форм собственности и выполняет следующие функции:
- оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации;
- повышение квалификации аппарата управления, заставляя менеджеров практически думать о возможностях фирмы, ее конкурентах и других проблемах, что ведет к принятию более квалифицированного решения;
- защита средств инвесторов, что является моральным и юридическим долгом предпринимателя;
- определение основных потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы;
- информирование инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень важно для преодоления возможных финансовых проблем;
- обеспечение поставок сырья и комплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодаря бизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного клиента;
- рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества;
- снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.
Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет существенно отличаться от бизнес-плана торговой структуры, бизнес-плана отделения банка или предприятия сферы услуг.
Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.
Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес-плана - краткого резюме или развернутого и всестороннего варианта. Разница между ними только в объеме информации - резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы.
Структура бизнес-плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен - для получения кредита в банке, привлечения инвестора или партнера, предварительной оценки инвестиционного проекта, проведения презентации инвестиционного проекта или для внутрифирменного планирования. В каких-то случаях некоторые разделы могут рассматриваться более детально, а некоторым разделам может не уделяться особого внимания.
41. Планирование материально – технического снабжения фирмы: сущность, методика планирования, содержание плана.
Материально-техническое обеспечение представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материально-техническими ресурсами процесса производства, осуществляемой, как правило, до начала производства.
План МТО производства является одним из основных разделов плана экономического и социального развития предприятия, главным заданием которого является определение потребности предприятия в материальных ресурсах и источниках их покрытия на плановый период. Разработка планов МТО содействует успешному решению проблем обеспечения сырьем, материалами, комплектующими, топливом, энергией и другими видами ресурсов, необходимых для осуществления процесса производства. Одновременно с этим в плане МТО определяются поставщики и срок поставок материалов. При составлении плана учитывают полную потребность в материальных ресурсах, требуемых для производства продукции, экспериментальных и ремонтных работ, изготовления технологических инструментов. Потребность в материальных ресурсах рассчитывает отдел МТО вместе с отделами главного механика, главного энергетика, техническим и планово-экономическим отделами. От качественного и своевременного обоснования плана зависит выполнение производственной программы предприятия.
МТО на предприятии выполняет функции, связанные с закупкой сырья, материалов, топлива, энергии и оборудования, их хранением и распределением. Объем задач МТО разделяется на две основные группы:
1) материальное обеспечение производственного процесса путем предоставления необходимых товаров и услуг в нужном количестве и надлежащем качестве, придерживаясь требований относительно времени и места;
2) закупка, складирование и распределение товаров, необходимых для экономичной деятельности.
В процессе разработки плана МТО должна предусматриваться максимальная экономия ресурсов. Это достигается путем замены дорогих и дефицитных материалов более дешевыми, уменьшения отходов за счет внедрения новых прогрессивных технологий, более точного расчета конструкций и ряда других методов. Экономия материальных ресурсов содействует ускорению темпов роста производства. Именно поэтому основной задачей плана МТО является определение оптимальной потребности предприятия в материальных ресурсах для осуществления производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.
Экономическое значение материально-технического обеспечения предприятия заключается в том, чтобы обеспечить:
· бесперебойное обеспечение предприятия необходимыми средствами производства;
· оптимизацию хозяйственных связей между предприятием и поставщиком;
· создание экономически обоснованных материальных запасов и маневрирование материальными ресурсами;
· применение прогрессивных путей и средств транспортировки грузов с целью ускорения и удешевление процесса обмена;
· рациональное и экономическое использование средств производства в производстве;
· уменьшение затрат относительно материально-технического обеспечения предприятия.
План МТО состоит из двух частей:
1) расчет потребности в материально-технических ресурсах;
2) баланс материально-технического обеспечения.
Расчет потребности в материально-технических ресурсах в зависимости от характера используемых материалов осуществляется в следующих таблицах:
· потребность в сырье и материалах;
· потребность в топливе и энергии;
· потребность в оборудовании.
Исходными данными для составления плана МТО являются:
· плановый объем выпуска продукции в ассортименте и номенклатуре;
· прогрессивные нормы затрат материальных ресурсов;
· информация о конъюнктуре рынка товаров;
· анализ затрат материальных ресурсов в отчетном периоде;
· изменение остатков НЗП на начало и конец планового периода;
· планы технического и организационного развития, технического переоснащения и реконструкции производства, капитального строительства.
В состав планирования МТО входят:
· определение потребности в материалах, топливе, энергии на основе норм их затрачивания;
· расчет норм запасов всех ТМЦ на плановый период;
· учет, контроль и анализ выполнения планов обеспечения;
· текущее регулирование обеспечения производственных подразделений предприятия.
УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ