Раздел 4. Месторасположение организации, стоимость земельного участка

Этот раздел особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта, организации канала сбыта, лаборатории и т. д. Когда со­держанием технико-экономического обоснования служит проект, осуще­ствляемый действующим предприятием, оценивается необходимость вы­деления и расширения площадей, возможность их перераспределения и

т. д. Производится отбор района и конкретной площадки для размещения объекта. Проблема эффективного месторасположения организации состо­ит в удобном в течение длительного времени (и прибыльном) простран­ственном размещении деятельности фирмы. Причиной проблемы место­расположения являются экономическая неоднородность пространства или площадей, в силу чего каждое месторасположение оказывает специ­фическое влияние на предпринимательский успех (затраты и выгоды), связанное с выбором и использованием данного места. Основная цель выбора месторасположения — максимизация разницы между выгодой и затратами.

Кроме этой экономической цели, могут решаться и другие, неэко­номические — престиж, надежность и т. п.

Основные факторы выбора месторасположения:

1. Заготовительно-ориентированные факторы:

—земельные участки (структура, цена покупки или аренды);

—сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены,
транспортные издержки);

—трудовые ресурсы (потенциал, цены, социально-культурная ин­
фраструктура);

2. Факторы, ориентированные на производство:

—естественные характеристики (структура почвы, климата и т.д.);

—технические характеристики и инфраструктура (близость к парт­
нерам по кооперации, наличие коммуникаций и (или) удобство их со­
оружения).

3. Факторы, ориентированные на сбыт:

—потенциал рынка (структура населения, структура потребления,
покупательная способность, конкуренция в регионе, репутация местно­
сти);

—сообщения (магистральные связи, транспортные издержки);

—торговая инфраструктура и деловые контакты (наличие посредни­
ков, ярмарок, рекламных агентств).

4. Факторы, установленные государством:

—экономическая система страны и ее правовая основа;

—регулирование во внешней торговле (импортно-экспортные огра­
ничения);

—законодательство и ограничения по защите окружающей среды;

—налоговая система и льготы;

—государственная политика по приоритетным направлениям и в
отношении регионов страны.

К этим общим факторам месторасположения могут добавляться и другие показатели, обусловленные спецификой соответствующего произ­водства или услуг.

Основной итог раздела — расчет стоимости земельного участка или арендной платы по вариантам размещения.

Раздел 5. Материальные факторы производства

Оцениваются потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, энергии.

Определяется количественная потребность и выявляется возмож­ность взаимодействия с потенциальными поставщиками.

Основной итог раздела — расчет годовых издержек на материальные факторы производства.

Раздел 6. Организационная структура организации и накладные рас­ходы

В этом разделе формируется организационная структура организа­ции:

а) производственная:

—основное производство;

—вспомогательное производство;

—обслуживающее производство;

б) сбытовая — каналы сбыта;

в) управленческая;

г) социально-бытовая.

Основной итог раздела — расчет сметы накладных расходов.

Раздел 7. Трудовые ресурсы

Здесь оценивается потребность в трудовых ресурсах с разбивкой по категориям (рабочие ИТР, служащие) и основным специальностям.

Основной итог раздела — расчет ежегодных расходов на трудовые ресурсы.

Раздел 8. Планирование сроков осуществления проекта

Этот раздел включает примерный график осуществления проекта:

—НИР;
-ОКР;

—подготовка производства;

—строительство (реконструкция) предприятия;

—монтаж оборудования, пусконаладка;

—освоение производства;

—план производства по годам.

Раздел 9. Финансово-экономическая оценка проекта

Это завершающий раздел определения ТЭПП, служащий предпо­сылкой для принятия окончательного решения о реализации проекта или отказа от него. Он лежит в основе вырабатываемых условий соглашения с поставщиками, потребителями, партнерами, акционерами, банками и

(См часть 2 метод. Указанин

Наши рекомендации